Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме Неопределённые местоимения

Урок 143. Неопределенные местоимения.
Форма урока: урок-расследование.
Цель: Сформировать понятие о разряде неопределенных местоимений.
Задачи: 1. Повторить изученные разряды местоимений.
2. Познакомиться с неопределенными местоимениями, с их признаками.
3. Научиться употреблять неопределенные местоимения в речи.
4. Развивать логическое и образное мышление.
5. Обогатить словарный запас.

Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Записывайте в тетрадь число и тему урока.
(А какая тема?)
- Тема записана на доске.
(Нет темы!)
-Как нет? Действительно! Что же теперь делать? Необходимо срочно её найти. Здесь не обойтись без профессионала. Придётся нанимать детектива. Хотя при нынешнем кризисе Ребята, может обойдемся своими силами? Согласны стать на время детективами и провести расследование?
(Согласны.) (слайд № 1)
-Сначала давайте выясним, кто же такой детектив.
Словарная работа. (Слайд№2) «Детектив»
2. Беседа.
- Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать детектив?
(Ум, быстрота реакции, наблюдательность, внимательность, умение логически мыслить, рассуждать, смекалка, сообразительность, способность к дедукции)
Словарная работа.(Слайд № 3) «Дедукция»
- Давайте проверим, есть ли эти качества у вас.
3. Мозговой штурм.
-Какое местоимение не имеет И. п.?
- Для чего служат относительные местоимения?
- Почему местоимения «я», «ты» называются личными?
- Какие местоимения помогают задать вопрос?
- Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?
- Что происходит с местоимениями з-го лица в косвенных падежах после предлога?
- Какими членами предложения обычно бывают вопросительные местоимения?
- Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных, наречий?
- Каким членом предложения бывает возвратное местоимение себя?
-Я думаю, что вы с честью выдержали испытание и достойны носить звание детектива. Начнём наше расследование! С чего же нам начать? Нам бы хоть какую-нибудь зацепку.
(Стук в дверь. Приносят письмо)
- Ребята, нам письмо. Может это как-то связано с нашим делом.
4. Анализ текста.
( Чтение письма. Слайд №4)
«Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»
-Ребята, вы что-нибудь поняли? Я нет.
(Нет)
- Но мы же детективы! Попробуем расшифровать это послание. Предлагаю заменить какие-то слова в этом письме (на ваше усмотрение), чтобы текст приобрел смысл. Только не отбрасывайте ничего лишнего, иначе мы пойдем по неверному следу.
5. Творческая работа. (Уч-ся заменяют неопределенные местоимения на соответствующие части речи. Читают свои варианты)
- Да, у каждого из вас получился осмысленный текст. Но они такие разные. Может быть, дело не в смысле письма, а в тех словах, которые вам пришлось заменить?
Давайте выпишем их отдельно.
(В тетрадях и на доске записываются неопр. местоимения из текста)
Некто, нечто, какой-то, кому-то, кое-что, кое-кто, где-то.( Слайд 5)
-Теперь у нас есть объекты для наблюдений. О них необходимо узнать как можно больше. Для начала посмотрим, нет ли кого из этих подозреваемых в нашей уголовной лингвистической картотеке.
Словарная работа (слайд № 6) «Досье»
(Слайд № 7. «Досье на местоимение «кое-кто»)
- К сожалению, больше никого в нашей картотеке нет. Придется вам, господа детективы, самим понаблюдать за оставшимися и составить на них досье.
-В помощь я даю вам алгоритм ваших действий.
(Слайд № 8)
6. Аналитическая работа.(Уч-ся анализируют слова по алгоритму, составляют по образцу их характеристики. Характеристики зачитываются.)
- Обобщим результаты нашего расследования и сделаем вывод: что же представляют собой данные субъекты речи?
(Уч-ся сами формулируют вывод, затем он показывается на слайде)
(Слайд № 9)
Вывод: Это местоимения, которые указывают на неопределенные предметы,признаки, количества. Образуются от вопросительных местоимений с помощью приставки «не» и частиц «кое», «то», «либо», «нибудь».
- Ну что ж, господа детективы, поработали вы неплохо. Часть дела раскрыта. Осталось выяснить, к какому разряду относятся эти местоимения. Кому-то интуиция уже подсказала это, но нам нужны доказательства. Рассмотрим ещё раз все накопленные сведения. Чтобы узнать главное, нужно убрать лишнее.
7. Игра «Убери лишнее!» (слайды № 10 -11)
( Уч-ся выписывают лишние слова, из первых букв которых складывается слово «неопределенное»)
Новость
Ели
Один
Присесть
Росток
Ест
День
Есенин
Любой
Ездить
Ней
Некого
Олово
Ель
- Господа детективы, я думаю, вы уже можете ответить на вопрос: какова же тема урока?
(Тема записывается в тетради и на доске. Слайд №12)
- Итак, главная цель достигнута. Но мы бы не были настоящими детективами, если бы не узнали всю подноготную. (слайд № 13) «Подноготная»
8. Групповая работа.
- Предлагаю создать экспертные группы. (Создаются 3 группы) Вот вам ориентировки. Беседуйте с родственниками, соседями, окружением и ответьте на следующие вопросы:
1) Правописание неопределенных местоимений.
2) Особенности склонения неопределенных местоимений.
3) Синтаксическая роль неопределенных местоимений.
(группам раздаются карточки с языковым материалом и указанием на материал в учебнике. После работы представители каждой группы отчитываются у доски) Слайд 14
1 группа.
Правописание неопределенных местоимений.
Вечером к вам придет некто в черном.
Я при этом испытал некоторое удивление.
На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.
Кое-где по стенам были развешаны картины.
Кое с кем случился истерический припадок.

2 группа.
Склонение неопределенных местоимений.
И
некоторый
несколько
Кое-что
Некто, нечто

р
некоторого
нескольких
Кое-чего
----------------

д
некоторому
нескольким
Кое-чему
-------------------

в
некоторый
несколько
Кое-что
------, нечто

т
некоторым
несколькими
Кое-чем
---------------

п
некотором
нескольких
Кое о чем
----------------


3 группа.
Синтаксическая роль неопределенных местоимений.

1)По темному небу золотым узором звезд написано нечто торжественное.
2) К кому-то принесли от мастера ларец.
3)Какой-то непонятный звон слышен в лесах.
4) Когда-то я уже слышал эту песню.
Слайд 15 лингвофизминутка
слитно – присесть
через дефис - руки вверх
9. Заключительное слово учителя.
- Господа детективы, поздравляю с успешным завершение дела! Цель была достигнута в предельно короткий срок – за 40 минут. Мы познакомились с разрядом неопределенных местоимений, выяснили, как они образуются, как их правильно писать, изменять и употреблять. Путем логических умозаключений, с помощью интуиции, внимательности и ваших знаний была добыта информация о неопределенных местоимениях. Благодарю всех за работу, получите ваш гонорар. (Выставляются оценки)
10. Контрольный вопрос. Творческая работа.
- Чтобы поставить точку в нашем деле, нужно провести пресс-конференцию: в доступной форме рассказать публике о результатах нашего расследования. (слайд №16)
Почему эти местоимения называются неопределенными? Назовите их.
- Люди должны знать эти местоимения, как говорится, в лицо, чтобы уметь правильно обращаться с ними. Свое выступление составьте в свободной форме.
Слайд 17. Домашнее задание: Написать детективный рассказ или сказку, употребив неопределенные местоимения.










15