«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»


«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Камынина И.А. – педагог дополнительного образования
Технология (от греч.: techne - искусство, мастерство, умение; logos - слово, учение) - совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Педагогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.Образовательные технологии – это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогических и методологических инструментариев в рамках связи «педагог-учащийся», осуществляемый посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают запланированный результат.
Педагогические технологии в дополнительном образовании
Технология Результат использования технологии
Технология развивающего обучения Формирование умения и желания учиться; развитие инициативности, интереса к учению.
Личностно – ориентированныетехнологииОбучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Технология проблемного обучения Обеспечение активного характера педагогического процесса. Создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета. Формирование у учащихся умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, формулировать выводы.
Технология коллективной творческой деятельности(КТД) Результатом КТД является позитивная активность участников. Причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»), связанная с пониманием и необходимостью позитивных изменений воспитанников детских объединений.
Технология коллективного взаимообученияСовершенствуются навыки логического мышления и понимания; включается работа памяти, идет актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность за результаты коллективного труда; формируется самооценка личности, своих возможностей и способностей; прочное усвоение материала. 
Технология игрового моделирования Повышение эффективности урока, качества усвоения учебного материала учащимися за счет возможности в творческой обстановке сформировать и закрепить знания, умения, навыки. Формирование творческого отношения к действительности. Реализация потребности личности учащегося в самовыражении.
Информационно-коммуникативная Технология Повышение эффективности урока за счет использования мультимедиа средств, интернет-технологий. Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций.
Технология проектного обучения
Формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций. Создание условий для творческой деятельности и сотрудничества.
Здоровье сберегающая Технология Обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главнойцелью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Личностно – ориентированные технологии
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. Задача педагога- пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части.В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:
-комплектование учебных групп однородного состава;
-внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
-профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания.
Технология проблемного обучения – это такая организация образовательного
процесса, которая предполагает создание, под руководством педагога, проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.Принципы проблемного обучения:
-самостоятельность в работе обучающихся;
-развивающий характер обучения;
-интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
Технология коллективной творческой деятельности (КТД) -это система
условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей.
Структура коллективно-творческого дела
-совместное решение о проведении дела;
-коллективное планирование;
-коллективная подготовка;
-проведение КТД;
-коллективный анализ;
Технология коллективного взаимообучения«Работа в парах сменного состава» по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.Можно выделить следующие основные преимущества данной технологии:
-отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
- формируется адекватная самооценка личностью своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
Игровые педагогические технологии - это технологии, в основу которых
положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Информационно – коммуникативная технология-  это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, электронным ...)  
Технология проектного обучения
Цель проектного обучения – обеспечить учащимся возможность и необходимость самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы
Метод проектов возник в начале XX века. Считается, что проектная деятельность берет свое начало в трудах американского ученого Джона Дьюи. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей.
"Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова". Так писал в 1918г. один из основоположников "метода проектов", профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик.
Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Здоровье сберегающие технологии:1 вид – сохранение и стимулирование здоровья (ритмопластика, динамические паузы, стрейтчинг, подвижные спортивные игры, релаксация, все виды гимнастик).2 вид – обучение здоровому образу жизни (физкультурные занятия, игры-тренинги, проводимые специалистом, коммуникативные игры, самомассаж, дыхание)3 вид – коррекционные (АРТ терапия, сказка-терапия, цвето-терапия, технология музыкального воздействия – использование музыкального сопровождения, подбор музыкального материала, технология коррекции поведения, психогимнастика Чистякова, фонетическая ритмика).