Эссе «Личное письмо начинающему педагогу — психологу».


Эссе «Личное письмо начинающему педагогу - психологу».
Психолог?
Нет, он не волшебник, Не шарлатан, не чародей, Он не святой, не тяжкий грешник, Он – человек среди людей.

Приветствую Вас, коллега!
Пишу Вам письмо и вспоминаю себя после окончания института. Начало работы в школе. Ставлю себя на Ваше место и думаю: о чем бы я хотела услышать, какие вопросы интересовали бы меня, о чем спросила бы в первую очередь школьного психолога, который уже имеет опыт работы. В голове – масса вопросов, все кажется важным и нужным... Надо с чего–то начинать… Трудно, но очень интересно. Как интересно начинать работать! Особенно по нашей с тобой профессии! Впереди столько всего нового, интересного, сложного – но разве нас пугают сложности?! Но очень не хотелось бы ошибиться, потому что цена ошибки может оказаться слишком высока…Мне кажется, что перед тем, как ты начнешь свою профессиональную деятельность, необходимо разобраться с тем, как ты понимаешь ее, обозначить свое предназначение. Давай попробуем вместе.
Предназначение - это ответственное задание, поручение, полученное от группы людей, на службе у которых ты находишься. Что это за группа людей, то есть кто твой клиент? Администрация? Педагоги? Дети? Родители? На самом деле с ответа на этот вопрос должна начинаться деятельность психолога: определился с клиентом, а дальше, оттолкнувшись от его запросов и интересов, действуешь в заданном направлении. Наверное, согласитесь со мной, что психолог - интеллектуальная, творческая профессия, которая требует постоянного развития и самосовершенствования. Ведь школьная психологическая служба является практическим воплощением основных идей психологической науки. Необходимы не только хорошие академические знания, но и умение применять их в своей деятельности, владеть методами психодиагностики, психопрофилактики, психокоррекции и консультирования. Я убедилась, что научные достижения дают возможность хорошей практики, а умение и желание объединять то и другое — залог успешной работы.
Каждый человек нацелен на результат. Психологу ничто человеческое не чуждо, он тоже хочет сделать всех счастливыми, самодостаточными. И в результате – разочарование в себе, неуверенность, выбор стратегии избегания неудач в дальнейшей работе. Почему так произошло? Поэтому, прежде всего, необходимо работать над собой, над своими умениями, знаниями. Знать, что должна иметь годовой, месячный и недельный план, конспекты занятий и протоколы диагностики, а то, что составлять их надо, опираясь на конкретные условия, а не по умной книжке, прописывая все положенные направления психологической деятельности.
В психологии есть мнение, что клиент всегда идет туда, куда он должен идти, а психологу необходимо лишь следовать за ним. Но иногда клиент оказывается в замешательстве, его захлестывают болезненные переживания, в этом случае психолог должен поддержать и понять, помочь трансформировать негатив в ресурс для преодоления подобных ситуаций в будущем, а в настоящем принять его не как кару, а в качестве препятствия, преодоление которого делает сильнее. Таким образом, моя миссия заключается в воспитании внутреннего мира клиента. А для того, чтобы выполнить это, необходимо обрести знания, умения, уверенность в себе, определиться с клиентом в направлениях работы, владеть эффективными методами.
Всегда помню слова Карла Густава Юнга: «Внимательно изучайте психологические теории. Но при встрече с конкретным человеком отбрасываете их все, ибо, чтобы понять его, нужна своя, особая теория». Трудно не согласиться! Ведь психолог – это человек, обладающий профессиональной информацией, но не коллекционер готовых ответов и рекомендаций. Ведь каждый случай индивидуален. Психолог не ставит диагнозы. Он не давал клятвы Гиппократа. Но, я уверена, заповедь Авиценны «Не навреди» должна быть основной в его работе.
Надеюсь, что мое письмо хоть немного помогло тебе по-новому взглянуть на некоторые вопросы, связанные с нашей нелегкой, но самой замечательной в мире профессией! Желаю Вам, дорогой коллега, творческого роста, удачи и реализации всех планов и идей! Искренне надеюсь, что у Вас всё получится!

Педагог-психолог «МКОУ Капкайкентская СОШ» Касумова Г.А.