Рабочая программа по ИЗО по Кузину 5-8 кл. ЗПР


муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа- интернат V вида г.Городца»
Рассмотрена на заседании ШМО_____________________________________________ Протокол №_____ от______
Утверждаю_________________
Директор МКСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат V вида г.Городца» Козина И.В.
Приказ №______ от___________
Согласована__________ зам.директора по УВР Зайцева С.С.
_____________________
(дата)





Рабочая программа
по изобразительному искусству
основного общего образования
Составитель
Масленникова Ирина Александровна
учитель изобразительного искусства
высшая квалификационная категория

2016 год
Введение
Настоящая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-8классов является преемственной по отношению к программе «Изобразительное искусство» реализованной на этапе освоения уровня начального общего образования.
Цель программы - развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности.
Задачи:
гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;
развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Курс ««Изобразительное искусство» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-8 классах в общем объеме 136 часов(1час в неделю,34 час в год).
Планируемые результаты освоения учебного курса
5 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса к концу учебного года должен знать/понимать:
- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);
- особенности симметричной и асимметричной композиции;
- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
- общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах народного промысла;
- памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края;
- художественная жизнь родного края.
Уметь:
- проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства;
- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов;
- изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении и в покое;
- сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;
- использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;
- самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
- соблюдать последовательность графического и живописного изображения.
6 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик 6 класса к концу учебного года должен знать/понимать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно- прикладном искусстве;
- особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;
- центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);
- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;
-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- искусств и памятники родного края;
- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;
- ведущие художественные музеи России и других стран;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью.
Уметь:
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, движение, равновесие, композиция);
- видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.
- рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
- создать художественный образ в композициях;
- выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению.
7 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик 7 класса к концу учебного года должен знать/понимать:
- анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального и изобразительного искусства, памятники старины, на родное творчество родного края;
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- приемы работы карандашом, акварелью, гуашью.
Уметь:
- видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
- в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
- изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, животных и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
- при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
- определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;
- при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;
- в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.
8 класс
К концу 8 класса учащиеся должны знать:
- социальную функцию изобразительного искусства в жизни людей, основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства концаXIX — начала XX в. (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;
- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;
- простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно проводить относительно развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;
- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы ииллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);
- самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.
Содержание учебного предмета
5 класс
Рисование с натуры (рисунок, живопись).
Изображение с натуры отдельных предметов и их групп (натюрморт) с передачей перспективного сокращения объемных форм. Предметы ставятся во фронтальной, в угловой перспективе-изображение с одной, двумя точками схода. Рисование с натуры фигуры человека, животных. Передача в рисунках пропорций, конструктивного строения, пространственного расположения, объема, светотени, их композиция на листе бумаги- развитие пространственных представлений и зрительных образов. Работа в цвете над рисунками с натуры отдельных предметов и их групп (натюрмортов), фигуры человека, зверей и птиц. Передача в рисунках гармонии цветовых тонов натуры, ее пространственных и объемных отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду, бережного отношения к хлебу и ко всему, что создается трудом людей.
Рисование на темы и иллюстрирование. Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению. Иллюстрирование произведений устного народного творчества (народных сказок, загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.
Декоративная работа. Самостоятельно исполнять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира. Развитие умения выразительно строить декоративную композицию, творчески используя цвет, тон, колорит, форму и др. изобразительные элементы. Углубление знаний о народном декоративно-прикладном творчестве: Гжель, Скопино, Опошня. Дальнейшее знакомство с произведениями художников современного декоративно-прикладного искусства в области геральдики. Развитие самостоятельных умений. Лепка. Лепка фигуры человека в движении. Лепка тематических композиций на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений. Аппликация. Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно.
Беседы проводятся в процессе занятий. Основные темы: искусство народов России. Героическое прошлое нашей Родины в произведениях ИЗО. Великая Отечественная война в произведениях художников.Мирный труд людей в ИЗО.Виды ИЗО: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн. Жанры ИЗО. Портрет и его разновидности. Бытовой жанр. Исторический. Анималистический жанр. Натюрморт. Пейзаж. Русская сказка в произведениях ИЗО.
6 класс
Раздел обучения Количество часов
Рисование с натуры 6
Рисование на темы 18
Декоративно-прикладная деятельность 10
Наблюдение за видимым миром (беседы) проводятся в процессе занятий.

Рисование с натуры (рисунок, живопись). Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с натуры, а также по памяти и по представлению с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции. Рисование с натуры, а так же по представлению фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание к труду и результатам труда человека.
Рисование на темы и иллюстрирование. Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача характерного, главного в сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому мотиву. Использование в тематических рисунках простейших законы перспективы, композиции, конструктивного строения предметов. Использование цвета как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.
Декоративная работа. Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного творчества учащихся, углубление представления о народном изобразительном искусстве как специфическом типе народного творчества в системе культуры. Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества-профессиональных русских художников в области живописи и народных мастеров. Введение в художественно-содержательный анализ произведений декоративно-прикладного искусства понятия ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, элементов народного костюма. Совершенствование умения самостоятельно составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира.
Лепка. Лепка фигуры человека в движении. Лепка тематических композиций на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.
Аппликация. Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Беседы проводятся во время занятий. Основные темы бесед:
-картины русской жизни в произведениях художников 19 в., в творчестве передвижников;
-значительные события русской истории в произведениях В. Сурикова, В. Васнецова и др. русских художников;
-образы русского фольклора в творчестве В. Васнецова, М. Врубеля;
-образы выдающихся деятелей культуры России в творчестве русских художников;
-красота пейзажа в русской живописи;
-натюрморт в русской и советской живописи;
-Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге-величайшие достижения русских зодчих;
-красота спорта в изобразительном искусстве.
7 класс
Раздел обучения Количество часов
Рисование с натуры 10
Рисование на темы 20
Декоративно-прикладная деятельность 4
Наблюдение за видимым миром (беседы) проводятся в процессе занятий.
.
Рисование с натуры (рисунок, живопись). Изображение с натуры, а так же по памяти и по представлению отдельных предметов быта, природы, деталей архитектуры. Изделий народного творчества с национальным орнаментом, школьного оборудования и групп предметов (натюрмортов), развитие умения видеть их красоту. Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц. Архитектурные зарисовки. Развитие умения передавать в рисунках конструкцию, пропорции, пространственное расположение, перспективное сокращение, объем, тональные отношения изображаемых объектов, а так же художественную образность предметов. Использование цвета как средства выражения переживания от встречи с прекрасным
Рисование на темы и иллюстрирование. Рисование на темы современости на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений ( с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданиюучителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Дальнейшее изучение композиционных закономерностей-формирование передавать цельное сочетание всех частей рисунка с использованием изученных ране средств. Обучение изображению многофигурной композиции в закрытом и открытом пространстве, сравнительной характеристике двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого темного, теплого и холодного..) Развитие смостоятельного выбора и использования учащимисяхудожественных матеиалов и техник использования материала в зависимости от замысла рисунка. Углубление понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнения обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Углубить знания о творчестве художников – иллюстраторов. Развитие воображения, фантазии, умения передавать в рисунках художественный образ, последовательно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.
Декоративная работа. Углубление представления о народном искусстве как особом типе творчества в системе современной культуры. Систематизация знаний и умений в области русского народного декоративно-прикладногоискусства, сформированных в предшествующих классах. Фрмирование понимания взаимосвязи национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов.
Лепка. Лепка фигуры человека. Лепка тематических композиций на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисование.
Аппликация. Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Беседы проводятся во время занятий.
Основные темы бесед:
-красота вокруг нас;
-народ-творец прекрасного;
-изобразительное искусство зарубежных стран-сокровище мировой культуры;
-памятники искусства родного края;
-местные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
8 класс
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Накопление жизненных впечатлений от наблюдения действительности, формирование художественных образов развитие эмоционального отношения к изображаемым предметам и явлениям. Изображение с натуры (а также по памяти и по представлению) натюрмортов из предметов быта, искусства, труда, рисование архитектурных сооружений, пейзажа, гипсовых орнаментов, животных (диких и домашних). Наброски с натуры фигуры человека. Работа на пленэре. Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы. Конструктивное строение формы предмета. Лепка формы светом и тенью. Предмет в среде. Элементарные сведения об анатомии головы, фигуры человека. Конструктивные особенности строения головы и фигуры человека.
Рисование на темы и иллюстрирование
Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Дальнейшее изучение композиционных закономерностей — формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка, с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.).
Обучение изображению многофигурной композиции в закрытом и открытом пространстве, сравнительной характеристике двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.). Особое внимание должно обращаться на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать и использовать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка. Должна продолжаться работа по углублению понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся должны знакомиться с условностями передачи пространства в книге, углублять свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов. Развитие воображения, фантазии у детей, умения передавать в рисунках художественный образ, последовательно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.
Декоративная работа
Творческое выполнение (эскиз, роспись и т. п.) декоративных работ (поделок, панно и т. п.) в стиле традиционных народных промыслов России и местных народных промыслов. Художественное конструирование современной одежды с учетом национальных традиций (выполнение эскизов). Шрифтовые работы; знакомство с различными гарнитурами шрифтов (выполнение плакатов, лозунгов, объявлений и т. п.). Выполнение эскизов знаков визуальной коммуникации для школы, универсального магазина, спортивного комплекса и т. п. Эскизы простейших изделий, выполненных по требованиям технической эстетики (предметов быта, современных машин, бытовых приборов и т. п.).
Лепка
Лепка фигуры человека.
Лепка тематических композиций на свободную тему.
Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.
Аппликация
Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основными темами бесед являются:
- изобразительное искусство в жизни людей;
- творчество великих русских художников (А. Иванова, И. Репина, В. Сурикова, В. Верещагина, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана, А. Куинджи, В. Серова);
- шедевры зарубежного изобразительного искусства;
- прикладное искусство в русском народном творчестве;
- прикладное искусство и дизайн;
- течения и направления изобразительного искусства XX в. (художники –передвиж-ники, «Мир искусства» и др.);
- прогрессивное искусство зарубежных художников конца XIX — начала XX в.;
- традиции русской реалистической художественной школы;
- взаимосвязь изобразительного искусства и музыки.
Тематическое планирование
5 класс
Раздел обучения Количество часов
Рисование с натуры 6
Рисование на темы 17
Декоративно-прикладная деятельность 11
Наблюдение за видимым миром (беседы) проводятся в процессе занятий.
№ Тема урока Количество часов
1. Вводный инструктаж по ТБ.
Тематическое рисование «Летние впечатления» 1
2. Цветовой круг 1
3. Собственный цвет предмета 1
4 Живописные упражнения 1
5. Декоративное рисование «Цветок» 1
6. Рисование по памяти «Мы сочиняем натюрморт» 1
7. Рисование с натуры «Мы пишем пейзаж».
Проверочная работа «Живопись» 1
8. Декоративное рисование «Хохло-ма. Золотые узоры» 1
9. Рисование по памяти «Отгадки к народным загадкам»
1
10-11 Декоративное рисование «Узор в полосе».
Эскиз декоративной росписи сосуда. 2
12. Рисование по памяти и представлению «Мы рисуем животных» 1
13. Тематическое рисование «Мульти-пликаци-онные герои» 1
14. Апплика-ция «Веселый Дед Мороз» 1
15. Декоративное рисование «Раппорт ткани».
Проверочная работа «Декоративное искусство» 1
16-17. Декоративная работа »Гравюра на картоне». 1
18-19. Тематиче-кое рисование «Работа в технике граттаж» 1
20. Рисование с натуры «Мы вы-полняем наброски и зарисовки». 1
21. Тематическое рисование «Русские богатыри» 1
22. Тематическое рисование «Образ праздника в картинах художников».
1
23. Декоративное рисование «Скопинская ваза с яблоками» 1
24. Рисование с натуры «Мы рисуем автомобиль».
Проверочная работа «Рисунок» 1
25-26.
Рисование с натуры «Натюрморт из геометрических тел»
2
27-28.. Мы изображаем пространство улицы. Рисование с натуры
«Наброски с модели домика» 2
29. Рисование по представлению «Старинный терем» 1
30. Декоративное рисование «Буквица» 1
31-32 Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек-горбунок» 2
33. Лепка «Портрет».
Проверочная работа «Композиция» 1
34. Обобщение «Рисование на свободную тему» 1
6 класс
Раздел обучения Количество часов
Рисование с натуры 6
Рисование на темы 18
Декоративно-прикладная деятельность 10
Наблюдение за видимым миром (беседы) проводятся в процессе занятий.
№ Тема урока Количество часов
1. Вводный инструктаж по ТБ.
Тематическое рисование «Летний отдых» 1
2. Полный цветовой круг 1
3. Живописные и графические упражнения 1
4. Тематическое рисование «Искусство рисунка» 1
5. Выразительные возможности линейнго рисунка 1
6-7. Выразительные возможности тонового рисунка.
Тоновые отношения в рисунке натюрморта. 2
8. Метод обобщения в линейном и тоновом рисунке. Проверочная работа «Искусство рисунка» 1
9. Рисование на тему »Перспектива» 1
10. Рисование с натуры «Линейно-конструктивное построение изображений» 1
11. Рисование с натуры «Особенности выполнения набросков животных» 1
12. Рисование с натуры «Особенности выполнения набросков фигуры человека»
1
13-14.. Рисование с натуры «Натюрморт»
2
15. Рисование с натуры «Цветоведение».
Проверочная работа « Живопись» 1
16. Декоративная работа «Новогодняя открытка» 1
17-18-19. Пейзаж как образ Родины.
Живописные зарисовки элементов пейзажа.
Воздушное пространство в пейзаже.
3
20-21. Особенности выполнения деталей фигуры человека.
Этюды и наброски кистью фигуры человека. 2
22. Лепка «Фигура человека в движении. Спорт».
1
23-24. Композиционный центр картины.
Работа над образом в композиции. Проверочная работа «Пейзаж. Портрет. Композиция» 2
25 Декоративная работа «Области декоративного искусства» 1
26. Декоративная работа «Основы декоративной композиции» 1
27. Декоративная работа «Орнаментальная композиция» 1
28-29. Декоративная работа »Русский народный костюм» 2
30. Дизайн «Формообразование предметов» 1
31. Дизайн «Художественное оформление книги» 1
32. Дизайн »Геральдика».
Проверочная работа «Декоративное искусство. Дизайн» 1
33. Тематическое рисование»Архитектура» 1
34.. Тематическое рисование «Портрет-шутка» 1
7 класс
Раздел обучения Количество часов
Рисование с натуры
13
Рисование на темы
12
Декоративно-прикладная деятельность 3
Лепка 1
Наблюдение за видимым миром (беседы) 5 +проводятся в процессе занятий.
№ Тема урока Количество часов
1. Вводный инструктаж по ТБ.
Тематическое рисование «Красота вокруг нас» 1
2. Декоративное рисование «Народ-творец прекрасного» 1
3-4. Рисование с натуры «Праздничный натюрморт» 2
5. Тематическое рисование «Мы юные краеведы и этнографы» 1
6. Рисование с натуры «Национальный натюрморт» 1
7. Рисование на тему »Национальные традиции в культуре народа».
Проверочная работа «Народные промыслы» 1
8. Рисование на тему «Народный праздник» 1
9. Иллюстрация сказок народов России. 1
10. Рисование на тему «Красота родного края»
1
11. Изобразительное искусство эпохи Возрождения 1
12. Тематическое рисование «Мир Леонардо» 1
13-14. Рисование с натуры «Красота классической архитектуры» 1
15. Изобразительное искусство Западной Европы 17 века.
Проверочная работа «Европейское искусство» 1
16. Творчество Рембрандта 1
17-18. Рисование с натуры «Искусство натюрморта» 2
19. Рисование по представлению «Изображение человека в движении» 1
20. Лепка «Красота фигуры в движении» 1
21. Изобразительное искусство западноевропейских стран 18-20 вв. 1
22 Декоративное рисование «Античная расписная керамика» 1
23. Рисование по памяти: «Зарубежный друг (гость)».
Проверочная работа «Европейская живопись» 1
24-25. Иллюстрирование литературного произведения 2
26-27. Рисование с натуры «Трудовые ритмы» 2
28. Тематическое рисование «Трудовые будни» 1
29. Декоративное рисование «Мы- юные дизайнеры» 1
30. Рисунок по представлению «Рисуем лошадей» 1
31. Тематическое рисование «Мы охраняем памятники нашей Родины» 1
32. Рисование по памяти «Весенний пейзаж» 1
33. Рисование с натуры «Цветы весны».
Проверочная работа «Рисунок» 1
34. Итоговое занятие «Мир искусства» 1
8 класс
Раздел обучения Количество часов
Рисование с натуры
8
Рисование на темы
17
Декоративно-прикладная деятельность 9
Наблюдение за видимым миром (беседы) проводятся в процессе занятий.
№ Тема урока Количество часов
1. Вводный инструктаж по ТБ.
Тематическое рисование «Природа в изобразительном искусстве» 1
2. Декоративное рисование «Хохломская роспись» 1
3-4 Рисование с натуры «Предметы быта -результат творчества человека» 2
5. Тематическое рисование «Культура-зеркало русской души» 1
6. Рисование с натуры «Жостовский поднос» 1
7. Рисование на тему «Русский народный костюм».
Проверочная работа «Искусство моего народа» 1
8. Рисование на тему «Танец моего народа» 1
9. Искусство оформления книги. 1
10. Рисование на тему «Родные просторы» 1
11-12. Рисование с натуры «Портрет моего друга» 2
13-14 Декоративная работа »Орнамент в архитектуре» 2
15. Изобразительное иск110сство Западной Европы 17 века. Проверочная работа «Живопись» 1
16. Рисование по памяти «Воздушная перспектива» 1
17-18. Рисование с натуры «Авангардизм в натюрморте настроения» 2
19. Традиции русской реалистической художественной школы 1
20. Лепка «Человек мера всех вещей» 1
21. Искусство зарубежных художников 19-начала20 в. 1
22. Декоративное рисование «Гжельская роспись» 1
23. Тематическое рисование «Я поведу тебя в музей» 1
24-25 Тематическое рисование «В мастерской художника» 2
26. Декоративная работа «Дымковская игрушка». 1
27. Декоративная работа «Знакомство с различными гарнитурами шрифтов» 1
28. Тематическое рисование «Волшебный мир театра» 1
29-30. Декоративная работа «Прикладное искусство и дизайн».
Декоративная работа «Древние образы в народном искусстве» 2
31-32. Течения и направления в изобразительном искусстве 20 века 2
33. Рисование с натуры «Цветы весны».
Проверочная работа «Рисунок» 1
34. Обобщение «Изобразительное искусство в жизни людей» 1
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.