Рабочая программа по МХК 10-11 классы(УМК Л.А.Рапацкая)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Мировая художественная культура» МБОУ «Башкирская гимназия №4» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 –ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з "Об образовании в Республике Башкортостан";
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»);
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; 
Авторская рабочая программа Рапацкая Л.А. Программы курса.10-11 классы .Мировая художественная культура, Гуманитарный издательский центр «Владос» .Москва. 2014 год;

Устав МБОУ «Башкирская гимназия №4»;
Учебный план МБОУ «Башкирская гимназия №4» на 2016-2017 учебный год (Приказ от 31.08.2016г. № 39);
ООП СОО МБОУ «Башкирская гимназия №4» – III ступень обучения;
Положение о рабочей программе учебного предмета по МБОУ «Башкирская гимназия №4» (Приказ от 15. 06. 2015 г № 58)
Приказ МБОУ «Башкирская гимназия №4» от 13.05.2016 года № 13 «Об определении перечня учебников, используемых в образовательном процессе на 2016-2017 учебный год».


Цель курса «Мировая художественная культура» - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира, на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории.
Задачи курса:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Общая характеристика учебного предмета
Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 10-11 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса позволит учащимся выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.
Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как с уникальным и самобытным явлением, имеющим непреходящее мировое значение. Эта особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей мировой культуры.

Роль и значимость предмета, курса с точки зрения целей общего образования и современных требований к выпускнику.
Изучение МХК в школе соответствует современным требованиям к выпускнику, способствует культурному развитию, расширению кругозора.
Преемственность при изучении данного предмета, курса.
Изучение МХК в старшей школе продолжает основные линии предметов, изучаемых в среднем звене (литература, музыка, изобразительное искусство), углубляя и расширяя их содержание.
Акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и актуальными проблемами современности.
Обучение данному предмету позволяет решить актуальные проблемы: возродить интерес к культуре, воспитывать толерантность, развивать самостоятельность и критическое мышление, способность отстаивать свою точку зрения.
Особенности построения курса по конкретному учебно-методическому комплекту.
Идея настоящего учебника – сопоставить пути исторического развития русской и зарубежной художественной культуры. В соответствии с этим отобран и выстроен изучаемый материал (от культуры Древнего Египта до современности). На уроках рассматриваются основные сведения из разных областей искусства данной эпохи, предполагаются различные творческие задания для самостоятельной работы.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ «Башкирская гимназия №4» на изучение предмета « Мировая художественная культура» выделяется 69 часов. В 10 классе 35 часов(1 час в неделю), в 11 классе 34 часа (1 час в неделю).



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса
Личностные результаты
Ученик научится (базовый уровень)
Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Самоопределение
потребность в самовыражении и самореализации

готовность к самовыражению и самореализации


Смыслообразование
осваивать и использовать новые способы действий
самостоятельно применять изученные способы действий в учебных ситуациях

Морально – этическая ориентация
развитие морального мышления и поведения
высказывать своё мнение в обсуждении конфликтных ситуаций, ситуаций морального выбора, моральных дилемм



Метапредметные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса
Метапредметные результаты
Ученик научится (базовый уровень)
Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Коммуникативные
формулировать собственное мнение и позицию

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию


Познавательные
приёмам работы с текстом, приёмам исследовательской работы (наблюдения, сравнения, эксперимент), разным видам пересказа, строить устные и письменные высказывания, искать нужную информацию в разных источниках и представлять её, создавать мини – проекты
самостоятельно проводить наблюдение, сравнение, эксперимент, строить высказывания в устной и письменной форме, искать нужную информацию в разных источниках и представлять её, создавать проекты

Регулятивные
целеполаганию

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи


ИКТ- компетентность
создавать презентации в электронном виде, искать нужную информацию в Интернете
самостоятельно создавать презентации в электронном виде, искать нужную информацию в Интернете и преобразовывать её в соответствии с поставленными задачами



Предметные результаты освоения обучающимися содержания данной программы
Базовый уровень
Повышенный уровень

Определять особенности культуры Древнего Востока, эпохи Средневековья, Возрождения, Просвещения, основные особенности развития русской культуры; знать изученные понятия
Объяснять взаимосвязь культуры, эпохи, мировоззрения народа; сравнивать культуру разных стран; использовать изученные понятия при анализе особенностей художественной культуры



Формирование ключевых компетенций обучающихся
развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.
воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.




Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать/понимать
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;

уметь
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.


Учебно-тематический план
Распределение учебных часов по разделам программы:

Тематическое планирование 10 класс.


п/п
Разделы
Количество часов

1
Восточные художественные культуры – верность заветам предков
10

2
История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции
12

3
Духовно-нравственные основы русской художественной культуры
10

4
Повторение
2

5
Резерв
1


ИТОГО
35







Тематическое планирование 11 класс.

п/п
Разделы
Количество часов

1
Основные течения в европейской художественной культуре XIX – нач. XX века.
6

2
Художественная культура России XIX – нач.XX века.
10

3
Европа и Америка: художественная культура XX века.
6

4
Художественная культура России XX века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.
9

5
Повторение
2

6
Резерв
1


ИТОГО
34




Содержание тем учебного курса.

Курс 10 класса:
РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ
Тема 1. Художественная культура первобытного мира. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность. Роль мифа в культуре. Архаические основы фольклора. Миф и современность. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан).
Тема 2. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Храмы Карнака и Луксор, пирамиды Гизы. Египетское изобразительное искусство и музыка: cтатичность и символичность.
Тема 3. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции. Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Ситхартха Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Храмовое зодчество Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо – модель Древней Индии Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.
Тема 4. Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Своеобразие художественных традиций китайского народа. Учение Лао – цзы и Конфуция. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине.
Тема 5. Японская художественная культура: постижение гармонии с природой. Художественные традиции Японии. Религия Синтоизм. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (поэзия танка, единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.
Тема 6. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты. Нравственные законы ислама. Коран основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд)
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Тема 7. Античность колыбель европейской художественной культуры. Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Памятники древнегреческого зодчества. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
Древнегреческое изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия.
Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.
Тема 8. От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия. Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь.
Тема 9. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности. Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор – как образ мира. «Пламенеющая готика» европейских соборов.
Тема 10. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Собор св. Петра в Риме. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Развитие музыки в эпоху Возрождения.
Тема 11.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании. Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ван Эйка; мастерские гравюры А.Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У.Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Тема 12. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей. «Переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б.Растрелли); живопись (П.-П.Рубенс).
Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С.Бах). Расцвет светского музыкального искусства.
Тема 13. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера. Художественная культура Италии XVII в.
Гуманистические идеалы просветителей: утверждение разума. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Венская музыкальный школа. Симфонизм, его философско-эстетический смысл. Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид, К.П.Брюллов, А.А.Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А.Моцарт, Л.ван Бетховен).
РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Тема 14. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства . Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. Памятники архитектуры. София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф Грек, А.Рублев). Ансамбль московского Кремля. Знаменное пение.
Тема 15. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София. Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.
Тема 16. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля. Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

Тема 17. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров . Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.

Тема 18. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов. Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Петербургское барокко и московское зодчество. Портретная живопись. Русский портрет. ости. Храмовое пения и новое светское музицирование. Шедевры храмовой музыки. Первые сборники русских народных песен. Рождение русской комедии и оперы.

Итоговый урок: обобщающее повторение (1 ч)

Итого в X классе - 35 часов.

Курс 11 класса:

РАЗДЕЛ I. Основные течения в европейской художественной культуре
19-нач. 20 в.

Тема 1. Повторение
Стили и направления в искусстве. Русская художественная культура в эпоху Просвещения.

Тема 2. Романтизм в художественной культуре Европы
Романтизм как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры XIX в.
Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов: литература, живопись, музыка.
Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р. Вагнер) Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка).

Тема 3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты
Рождение импрессионизма во французской живописи. Творчество К. Моне, Э. Мане, А Сислея, С. Писсаро и др.
Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель).
Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве
XX в. Влияние эстетики импрессионизма на изобразительное искусство, музыку, театр.

Тема 4. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма
Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIXXX вв. Сущность экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные, антигармоничные начала бытия главная тема экспрессионизма. Экспрессионизм в изобразительном искусстве (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк и др.)
Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг, А. Онеггер и др.)

Тема 5. Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционный и нетрадиционный направления в искусстве конца 19 нач. 20 в.
Символизм как философская «сверхидея» искусства конца XIX ~ начала XX в. Влияние символизма на многие стилевые направления и художественные течения.
Эстетические и инженерные новации в архитектуре (В. Гропиус, Л. Корбюзье,
А.Г. Эйфель ).
Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности. Постимпрессионизм во французской живописи (Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген и др.). Фовизм во французском изобразительном искусстве (А. Матисс).
Модерн в архитектуре (В. Орта, А.Гауди, В.И.Шехтель). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.Пикассо), абстрактивизм (В.Кандинский), сюрреализм (С.Дали).

РАЗДЕЛ II. Художественная культура России 19-нач.20в.

Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол. 19 века
Усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Характерное сочетание классицизма с новыми романтическими и реалистическими идеалами. Отражение в искусстве наболевших социальных проблем. Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь). Европейская романтическая концепция свободной личности и ее преломление в русской художественной культуре.

Тема 7. Течения и направления в русской культуре 18-нач.19 в.
Завершение этапа классицизма в русской архитектуре (русский ампир). Проекты А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома.
Творчество К. И. Росси (Сенат, Синод, Александрийский театр в Петербурге). Архитектурные проекты В. П. Стасова, О.И. Бове, Д. Жилярди.
Романтизм в музыке (М. Глинка, А. Алябьев и др.).
Сочетание классицистских и романтических образов в изобразительном искусстве (О. Кипренский, А. Венецианов, К. Брюллов и др.). Обращенность живописи к внутреннему миру человека (О.А. Кипренский). Развитие жанровой живописи, ее задушевная теплота и лиричность (В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов). Критический реализм в изобразительном искусстве (П. Федотов).

Тема 8. Художественная культура России пореформенной эпохи. Обзор.
Отмена крепостного права и его культурные последствия. Непосредственное отражение в искусстве общественных борений, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в художественных образах. Слияние образа народа и героя. Опыт духовного наставничества в живописи, музыке, театральной драматургии.

Тема 9. Художественная культура России пореформенной эпохи.
Живопись.
Реалистическая образность произведений художников-передвижников. Отказ живописи от функций «украшения». Вера художников в общественную миссию изобразительного искусства. Просветительский характер живописи передвижников. Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижничества. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова. «Былинный стиль» произведений В.М. Васнецова. Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье, художники-передвижники – И.Е.Репин, В.И.Суриков).

Тема 10. Художественная культура России пореформенной эпохи. Музыка.
Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи национального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А. Балакирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Бородина (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония»). Реализм в музыке М.П. Мусоргского. Обращение композитора к сюжетам из истории русского народа («Борис Годунов», «Хованщина»), Песни Мусоргского. «Картинки с выставки» (по выбору учителя). П.И.Чайковский.
Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н .А. Римского-Корсакова. Национальные основы его музыки.



Тема 11. Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма.
«Серебряный век» как этап, завершающий традицию развития русской художественной культуры от древности до советского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве. Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и возрождение духовной основы художественных образов. Стремительное развитие нетрадиционных художественных течений и направлений. «Гармония противоположностей» в искусстве «серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с авангардистскими идеями.

Тема 12. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.
Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Новизна как эталон современности в искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы самовыражения художника, не скованного общественным служением. Символ и миф в живописи (М.А.Врубель) и музыке (А.Н.Скрябин).

Тема 13. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.
Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов. «Новое дыхание» романтического искусства.

РАЗДЕЛ III. Европа и Америка: художественная культура ХХ в.

Тема 14. Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла.
Преемственность и новаторство в литературе XX века, проблема положительного героя, новая художественная образность (Э.М. Ремарк, Г. Гессе, А. Камю, А. де Сент-Экзюпери и др.)

Тема 15. Музыкальное искусство в нотах и без нот.
Национальные композиторские школы XX века, рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард (К. Орф, Г. Лорка, Ф. Пуленк и др.). Рок-музыка (Биттлз, Пинк Флойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр).

Тема 16. Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость
Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности (П. Брук, М. Рейнхард и др.).
Проблема элитарности и массовости в киноискусстве (Ч. Чаплин, А. Вайда, А. Куросава и др.)


Тема 17. Художественная культура Америки: обаяние молодости
Полиэтнический характер традиций, сочетание элементов художественного мышления. Воплощение «великой американской мечты» в художественных произведениях архитектуры, живописи, музыки. (дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э.-Л. Уэббер).

РАЗДЕЛ IV. Русская художественная культура ХХ века:
от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.

Тема 18. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры.
Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917 года.
Политизация изобразительного искусства и противостояние различных творческих групп (М. Греков, А. Дейнека, К. Петров-Водкин и др.).
Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко); эпический театр Б.Брехта.
Соцреализм в изобразительном искусстве ( Б. Иогансон, С. Коненков, В. Мухина и др.).
Оптимистический пафос «массовой песни» (И. Дунаевский, М. Блантер и др.) и травля инакомыслящих в музыкальном искусстве (Д. Шостакович).
Киноискусство, утверждающее великую легенду о стране «победившего социализма» и героику трудовых будней (М. Ромм, И. Хейфец, С Герасимов, И. Пырьев и др.). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М.Эйзенштейн, Ф.Феллини),

Тема 19. Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет.
Кинематография военных лет. Ее роль в воспитании патриотизма, веры в победу над фашизмом («Два бойца», «Жди меня» и др.).
Изобразительное искусство военных лет, агитационные плакаты. Монументальное зодчество (А. Пластов, С Герасимов, И. Тоидзе и др.).
Песни военных лет («Священная война» А. Александрова и др.).
Образы войны и победы в музыке послевоенных десятилетий («Реквием» Д. Кабалевского, «День Победы» Д. Тухманова и др.).

Тема 20. «Русская тема» в советском искусстве.
Столкновение оптимистических настроений «общества победителей» с деспотическим политическим режимом сталинской системы. Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX века. Истоки возвращения исторической памяти (П. Корин. Триптих «Александр Невский»).
Национальные традиции живописи (А. Шилов, И. Глазунов и др.).
Музыкальная классика XX века (С. Прокофьев, Д, Шостакович, А.Г.Шнитке).

Тема 21. Период «оттепели» в русской культуре.
Саморазоблачение сталинщины и «оттепель» 60-х годов. Процесс нравственного очищения народа. Диссидентское движение в период «отката оттепели». Новая волна эмиграции (И. Бродский, А. Солженицын, М. Ростропович и др.).

Тема 22. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий.
Киноискусство (А. Тарковский, Э. Рязанов, М. Захаров и др.). Новые темы и идеи в кинематографе (Н. Михалков, П. Тодоровский, А. Герман и др.).
Развитие театральной режиссуры (П. Фоменко, Л. Додин, О. Табаков и др.).
Живопись и скульптура (М. Шемякин, Э. Неизвестный и др.).
Массовое искусство: музыкальные жанры, рок-ансамбли. Сочетание традиционного и новаторского (А. Эшпай, А. Шнитке, Р. Щедрин и др.).
Разгул пропаганды вседозволенности, насилия в культурной жизни России 90-х годов. Противостояние злу: возвращение к истокам традиционных духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Культурные традиции родного края.
Местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты архитектуры, монументальной скульптуры. Имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем. Культурно-просветительская и научно-исследовательская деятельность местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов.

Итоговый урок: обобщающее повторение

Итого в XI классе - 34 часа.


Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
В ИНТЕРНЕТЕ

а) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Универсальная энциклопедия «Википедия».
б) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Электронные словари.
в) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
г) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
д) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс: в 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.
2. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. в 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012
3. МХК. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 10 класс" Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2010.
4. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
5. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.Н.А.Барская.- М.,1993.
6. Гнедич П.П. Всемирная история искусств.П.П.Гнедич. – М., 1996
7.Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира.Л.Д.Любимов-М., 1997
8. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь . В.В.Филатов – М., 1996.
9. Янсон Х.В. Основы истории искусств.Х.В.Янсен- М., 1996

2) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учащихся
1.Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика.Л.И.Акимова. – СПб., 2007.
2.Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века.М. Альбанезе. – М., 2003.
3.Андреева Е.Ю. Постмодернизм.Е.Ю. Андреева. – СПб., 2007.
4.Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке .А.Н.Бенуа. – М., 1998.
5.Герман М.Ю. Модернизм.М.Ю. Герман. – СПб., 2005.
6.Даниэль С.М. Рококо.С.М. Даниэль. – СПб., 2007.
7.Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма.Л.Г. Емохонова. – М., 2007.
8.Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама.Л.Г. Емохонова. – М., 2007.
9.Искусство: энциклопедический словарь школьника . сост. П.Кошель. – М., 2000.
10.Китай. Земля небесного дракона . под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.
11.Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции . Н.А.Кун.  – М., 2005.
12.Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия. В.Г.Лисовский. – СПб., 2009.
















- 13 PAGE 14215 -



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315