Благосмыслова Е.А., Михайлова Н.В. : Бинарное внеурочное занятие Знакомство с традиционными реместами. Валяние. Украшение валенок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа совхоза им. Ленина»




Бинарное внеурочное занятие на тему:

«Знакомство с традиционными ремеслами. Валяние. Отделка валенок».





Авторы:
Благосмыслова Евгения Алексеевна,
учитель технологии
высшей квалификационной категории,
Михайлова Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории










Московская область,
Ленинский район,
посёлок совхоза им. Ленина,
2015 год

Аннотация.
В методической разработке «Знакомство с традиционными ремеслами. Валяние. Отделка валенок» собрана информация о том, как наши прапрабабушки и прапрадедушки валяли валенки и украшали их. Детям это интересно и полезно. Они прикасаются своими руками к русской народной культуре. Поэтому нам просто необходимо открывать этот мир детям.
В нашем внеурочном занятии есть поэтапное украшение валенок. В методической разработке показана  организация деятельности детей в разновозрастной группе. Занятие будет плодотворнее, если работа по теме будет выходить за рамки одного занятия. Когда Вы начнете знакомиться с материалом о валенках, то остановиться будет трудно. Вам захочется рассказать детям все. Материал данной методической разработки может быть использован учителями начальных классов и учителями технологии в рамках внеурочной деятельности в 1-6 классах.





























Содержание.

Введение
4 стр.

Основная часть
5 стр.

Заключение
13 стр.

Список используемой литературы
15 стр.

Приложения
16 стр.





Введение.

Для внеурочной деятельности художественно-эстетического направления особенно актуальны вопросы развития самостоятельности и творчества при выборе содержания деятельности и средств ее реализации. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс начальной школы включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребёнок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Актуальность данной разработки определяется необходимостью решения задач нравственно-патриотического и художественно-эстетического воспитания младших школьников и учащихся средней школы на материале народной культуры.
На наш взгляд, цикл занятий по валянию и украшению валенок может обеспечить:
1) ознакомление детей с искусством валяния в России;
2) формирование интереса детей к русским культурным традициям;
3) овладение детьми технологиями художественно-прикладной деятельности, применяемыми в декоративно-прикладном творчестве:
– валянием (мокрым);
– художественным конструированием;
– декоративной аппликацией с использованием различных материалов, лоскутным шитьём, вышивкой.
4) развитие эстетического вкуса, художественно-творческих способностей, чувства цвета, формы, композиции, фантазии и воображения.
Работу по знакомству детей с валянием необходимо начинать с расширения представлений детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства, о применении природного материала в работе мастеров. Важно выделить взаимосвязь с природными условиями и национальными традициями России. Желательно знакомить детей с народным искусством валяния по литературным источникам, музейным коллекциям, посредством посещения выставок, просмотра слайдов и учебных фильмов. Конечно, трудно подобрать нужное количество изделий, украшенных народными узорами, поэтому вместе с подлинными узорами на занятиях важно использовать таблицы, фотографии, зарисовки. Вместе с развитием художественных способностей изготовление и украшение позволяет много узнать о быте, традициях русских людей. Дети узнают, как жили русские люди, как работали и как отдыхали, что их радовало, а что тревожило, какие они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали.
Повышенный интерес к валянию в настоящее время проявляется со стороны любителей рукоделия: они открывают для себя различные возможности работы с текстильным материалом, которому можно придать любую форму, объем, украсить всевозможными аксессуарами. Изделия из войлока выглядят оригинально, приемы работы просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения. С помощью валяния можно создать буквально все: необыкновенные настенные панно, стильные изделия для интерьера, различные фигурки Войлок – податливый, мягкий материал, с которым интересно работать.
Наибольшую эффективность работы по данной теме дает совместная деятельность педагога и детей, направленная на решение творческой задачи. Педагог должен пробудить у детей творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату. Очень важны стимулирующие работу детей действия педагога, включающие похвалу, подбадривание, оказание помощи, которые повышают эмоционально – познавательное значение труда, вложенного в создание художественного образа.
Основная часть.

Цели занятия: 
Расширить знания о традиционных ремеслах.
Научить валять валенки.
Научиться выполнять отделку валенок.

Задачи:  способствовать –
-воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций и обрядов, связанных с валянием валенок ;
-бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;
-расширению знаний о процессе подготовки шерсти к валянию;
-развитию эстетического и художественного вкуса;
-развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Планируемые результаты:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-  объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.
Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий. 
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно; 
- учиться совместно с педагогом и старшеклассниками выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на занятии; 
- с помощью педагога и старшеклассников отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
-  работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и  инструменты),
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
Познавательные УУД:
- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;
- Развивать творческие способности при работе;
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой  деятельности).
Тип занятия: творческая мастерская.
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов валенок и приемов работы по украшению валенок, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.
Оборудование и материалы: 
Заготовка валенка из фетра.
Нитки.
Ножницы.
Тесьма для украшения.
Бусины и пайетки.
Образцы валяных изделий - украшенных валенок.
Презентация.


План занятия:
1.Организационный этап:
Подготовка рабочего места.
Психологический настрой.
2. Подготовительный этап:
Определение темы занятия.
Определение цели и задач.
Знакомство с планом.
3. Изучение нового материала:
Рассказ учителя.
Работа в группе.
4. Творческая мастерская
Выполнение практической творческой работы.
5. Целевые обходы учителя:
Контроль над правильностью выполнения задания. Оказание помощи слабым ученикам.
6. Итог урока и рефлексия.







Тема бинарного внеурочного занятия: «Знакомство с традиционными ремеслами. Валяние. Отделка валенок».

Учителя: учитель технологии – Благосмыслова Евгения Алексеевна
учитель начальных классов – Михайлова Наталья Витальевна


Словарь к уроку:

Валенки
Ремесло
Валяние
Голенище
Отделка
Катанки
Самовалочки
Чёсанки
Мастер-валяльщик
Колодка
Войлок
 

Организационный этап. Проверка готовности рабочего места к занятию.

Теоретическая часть урока.

Учитель: Как вы знаете, на уроках обслуживающего труда мы с вами знакомимся с различными видами рукоделия: вышивка, вязание крючком и спицами, плетение. Всеми этими видами труда обязательно должна была овладеть девушка. Сегодня, на внеурочном занятии мы познакомимся с одним из видов традиционных ремесел, который называется валяние, научимся изготавливать валенки и украшать их.

Сообщения учащихся:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
1 слайд -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомим вас с традиционным ремеслом - валяние валенок.
3 слайд Испокон веков валенки – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера.
На Руси существовали поговорки – «Прост, как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьём, так катаньем», «Держи голову в холоде, а ноги - в тепле».
Основная часть работ зимой переходила в дом.
Женщины пряли и ткали материю. 
Мужчины занимались ремеслом, ремонтом.
В эти дни плели лапти, ремонтировали конскую упряжь, резали ложки, свозили домой заготовленное летом сено, дрова.
А также занимались изготовлением валенок.
4 слайд Слово «валенок» часто вызывает у нас улыбку как нечто устаревшее и просто забавное. Но, несмотря на все современные технологии изготовления обуви, люди не придумали ничего более удобного и теплого, чем русские валенки. Хотя, если заглянуть вглубь веков, то валенки, или, как они ещё назывались «коты», «катанки», оказывается, не такие уж русские. Историки считают, что приоритет в изобретении валяной обуви принадлежит степным, кочевым народам. Именно они первыми придумали скатывать шерсть животных и делать из неё обувь, которая не только противостояла бы холоду, но и защищала стопу от жестких колючек и камней. От кочевников этот вид обуви распространился на Руси.
5 слайд Раньше валенки стоили очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди. Зажиточной считалась та крестьянская семья, где валенки носили все её члены. В других же домах, хорошо, если на всех была одна пара валенок. Для солдата, отправлявшегося на службу, вообще ничего дороже валенок не было – теплая и прочная обувь не только берегла ноги от холода,но и в бою могла защитить ноги от мелких осколков. Прошло немало времени, пока валяное производство освоили в деревнях. Уж очень прибыльным оказался этот промысел – для каждого дома валенки скатать. Технология валяния передавалась из поколения в поколение, а потому у каждого умельца был свой секрет, и валенки получались особые.
6 слайд До революции главное производство валенок было сосредоточено в Семеновском уезде Нижегородской губернии. А сейчас валенки катают во многих областях нашей страны.
7 слайд Как же делали валенки? Для начала – овечку остригали, шерсть мыли и вычесывали, потом прогоняли через шерстобитную машину - в результате получалось тонкое мягкое полотно.
8 слайд В старину валяние валенок было очень трудоемким процессом, требующим от ремесленника не только определенных навыков и умения, но и недюжинных физических усилий.
9 слайд Изначально овечью шерсть трепали, разрыхляя ее до нужного состояния. Затем вычесывали, чтобы добиться размещения волосков в одном направлении.
10 слайд Или шерстяной массой обволакивали тряпичную заготовку и руками формировали некое подобие обуви, смачивая и сваливая шерсть с помощью пальцев.
11 слайд Этот длительный процесс сменялся вывариванием.
12 слайд Затем заготовку натягивали на колодку и обстукивали ее деревянными молотками.
13 слайд Свои окончательные свойства изделие приобретало после высушивания.
14 слайд Для быстроты валяния был изобретен «Станок для производства валенок»
15 слайд Современное производство и современные машины.

Учитель:
Из какого волокна мы изготавливали валенки?
Из шерсти.
Что делали вначале?
Оборачивали шаблон шерстью.
Что делали потом?
Круговыми движениями по воздушно – пузырчатой плёнке гладили шерсть.
А затем
Разрезали и вынимали шаблон.
Для чего использовали деревянные чурбачки?
Для формовки.

Посмотрите, какие красивые валенки принес мне Домовой для вас!

18-27 слайды Давайте посмотрим на экран, какие красивые валенки бывают, сколько у людей фантазии для их украшения.

Вам понравилось?

28 слайд
Динамическая пауза под песню «Валенки» в исполнении Надежды Кадышевой.
А теперь немного потанцуем

29-37 слайды
Практическая часть урока.
Давайте теперь попробуем сами украсить валеночки.

Вы будете работать в парах, 1 класс вместе с 6 классом, а на экране будут подсказки.

Учитель показывает украшение валенок, акцентируя внимание на правильные приемы, аккуратность, последовательность выполнения работы.

Практическая работа: во время выполнения практической работы необходимо обратить внимание:
на аккуратность при работе с иглами и ножницами;
на правильную последовательность выполнения работы;
на аккуратность выполнения работы.

Учитель: Валенки готовы. Проверьте сами правильность и аккуратность украшения валенок. Теперь давайте нанижем наши валеночки на ленточку и сделаем из них гирлянду. Посмотрите, красивая ли у нас получилась гирлянда?

39-40 слайды
Рефлексия:
А теперь, учащиеся первого класса, возьмите в руки валеночки и, отвечая на вопросы, которые вы видите на экране, выскажите свои мнения о занятии. И украсьте валеночками наше чудо-дерево.

Спасибо вам большое!

А теперь, я хочу задать эти же вопросы ученикам 6 класса.
Передавайте валеночек друг другу и скажите нам, какое впечатление осталось у вас от занятия?

Спасибо всем большое!

Я хочу поблагодарить всех за такую активную и плодотворную работу!

Первый класс может забрать получившуюся гирлянду для украшения своего класса.
Заключение.
Целью данной методической разработки ставилась задача ознакомление с валяльным промыслом, выполнить работу по украшению валенок.  Достигая поставленной цели и последовательно решая задачи исследования, были изучены исторические аспекты такого вида народно-художественного творчества, как валяние. В связи с этим задача внеурочной деятельности состоит в том, чтобы сохранить культуру и исторические традиции своей родины. Одной из сторон существования национальной культуры является этнохудожественное обучение и воспитание. Среди приоритетных задач этнохудожественного обучения необходимо выделить следующие:
воспитание этнической культуры личности;
формирование и развитие этнокультурной компетенции;
развитие личностных качеств учащихся средствами этнокультурного образования (развитие творческих способностей, потребностей в самопознании и самоопределении, саморазвитии).
Этнохудожественное обучение обладает огромным потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой - сохранение культурной идентичности собственного народа. Культура конкретного народа проявляется в образе жизни, одежде, жилище, кухне, языке. Именно по костюму раньше можно было безошибочно определить национальную (этническую) принадлежность любого человека. Русского - по валенкам и косоворотке; украинца по расшитой рубахе с разрезом посреди груди. Занятия, посвященные народным ремеслам, по своему содержанию были направлены на погружение ребенка в мир народной культуры, они должны быть тесно связаны с процессами культурного самоопределения ребенка. Опираясь на эрудицию и знания, занятия должны учитывать и практическую деятельность учащегося по реализации накопленного им этнохудожественного опыта. Если же принять во внимание эту мысль, то изменяется подход к отбору изучаемого материала и технологий, методик преподавания, ориентированных не столько на передачу учебной информации, сколько на установление продуктивного диалога, помогающего ученикам понять и принять ценности культуры. Основой любого народного промысла является ручной труд. На практических занятиях, через самостоятельное творчество, необходимо дать ребенку почувствовать себя мастером, прочувствовать непрерывность традиций, связь времен и поколений. Изучение валяльного промысла в полной мере позволяет ребенку почувствовать себя мастером, почувствовать связь времен, потому что на занятии применяются материалы, инструменты, приемы которыми пользовались мастера в далеком прошлом. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что валяльный промысел сегодня на подъеме. Валенки-самокатки органично вписались в нашу жизнь и современную моду. Появились валенки, расшитые бисером, вышитые валенки, расшитые кружевом, отделанные мехом. Велик спрос на валенки и у иностранцев, а это значит - у промысла есть будущее!
Список используемой литературы.
Алексеева Е. М. Статья «Учить детей творчеству», «Дополнительное образование» №7 2007 г.
Ахметова М. Н. Учитель: мастерство, творчество, поиск. - Чита, 1999 г.
Бакушинский А. В. Возрождение традиций в искусстве народных промыслов: Сб. научных трудов. - М.: НИИХП, 1985 г.- 173с.
Кокарева Е.А. Книга Живописный войлок. Техника. Приемы. Изделия (Кокарева Е.А.): Аст-Пресс,2009 г.-120 с
Красникова Г., Бублик В., Мамонова М. Все о войлоке и фильцевании. Практическое руководство: Агентство Дистрибьютор Прессы:2010 г- 120 с.
Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства в школе. - М.: Просвещение-ACT, 2000. - 146 с
Шинковская К. Вещицы из войлока: АСТ-ПРЕСС,2008 г.-96 с
Приложение 1.

Презентация к занятию. УРОК валенки: «Знакомство с традиционными ремеслами. Валяние. Валенки».



Приложение 2.

Слайд-шоу по ходу проведения занятия.



Приложение 3.

Музыка для физкульт-минутки: Валенки, эх валенки. Исполняет ансамбль «Золотое кольцо»











13PAGE \* MERGEFORMAT141615