ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПРОЕКТНОЙ И ИГРОВОЙ) В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПРОЕКТНОЙ И ИГРОВОЙ) В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Васенкова Людмила Алексеевна

ГБОУ СПО «Гулькевичский строительный техникум» КК

Основной задачей модернизации образования является обеспечение подготовки конкурентоспособных специалистов на мировом рынке. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.
Заложенный во ФГОС подход к начальному и среднему профессиональному образованию отличается от традиционного подхода, ориентированного на сообщение обучающемуся прежде всего комплекса фундаментальных теоретических знаний. Традиционно образовательные программы структурируются по областям знаний, и теоретическое обучение (главным образом слушание курсов лекций теоретического) занимает в них ведущее место.
При всей проверенной временем надежности и полезности данных форм обучения и контроля, их нельзя признать вполне достаточными как для формирования у студента заявленных во ФГОС компетенций, так и для проверки успешности освоения студентом образовательной программы, реализующей компетентностную модель обучения. Таким образом, стоящая перед начальным и среднем профессиональным образованием в ближайшие годы задача – выработать образовательные технологии и научиться формировать оценочные средства, которые позволяют:
- формировать у обучающихся требуемые образовательной программой общие и профессиональные компетенции,
- проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций.
При этом необходимо учитывать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса – образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и методов оценки степени их сформированности (соответствующие оценочные средства).
Компетентностно-ориентированный образовательный процесс подразумевает ответственное отношение студента к процессу и результатам собственного обучения, поэтому необходимо некоторое изменение образовательных технологий. Общим вектором этого изменения должны стать активизация студента, повышение уровня его мотивации и ответственности за качество освоения основной профессиональной образовательной программы.
Пункт 7.3. ФГОС определяет, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Под интерактивным обучением подразумевается обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации студентов, образовательный процесс для которых проходит в групповой совместной деятельности. При этом в отличие от предшествующих Государственных образовательных стандартов ФГОС определяет долевое соотношение традиционных и инновационных форм обучения: «удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий» (цифры могут несколько различаться во ФГОС по разным профессиям и специальностям).
Инновационные методы и технологии обучения должны быть ориентированы не на знаниевый, а на деятельностный подход. Они направлены на воспитание творческой активности и инициативы студентов. Среди активных инновационных методов обучения в современной специальной литературе, как правило, выделяются:
неимитационные методы; неигровые имитационные методы; игровые имитационные методы. Игровые имитационные методы представляют собой:
- мозговой штурм
- деловые игры: имитационные, операционные, ролевые
- проектирование
В работе преподавателей нашего техникума достаточно широко используется метод проектов.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. В утвержденных ФГОС-3 в числе видов деятельности, к которым должны быть подготовлены выпускники СПО/НПО – это проектная деятельность. Именно с проектной деятельностью сегодня неразрывно связываются понятия инициативности, самостоятельности мышления, креативности т. д. Для каждого из участников проекта оцениваются:
профессиональные теоретические знания в соответствующей области;
умение работать со справочной и научной литературой;
умение составлять и редактировать тексты;
умение пользоваться информационными технологиями;
умение работать в команде;
умение представлять результаты собственной деятельности в СМИ и публично;
коммуникабельность, инициативность, творческие способности.
Практической педагогической технологией, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, являются проектные технологии. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, направленная на достижение общего значимого результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является «значимость предполагаемых результатов, которые должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены». Кроме этого, к проектной деятельности предъявляются и другие требования: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания; самостоятельность обучающихся; структурирование содержательной части (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (выдвижение гипотезы, сбор, систематизация и анализ полученных данных).
Проектная деятельность способна сделать учебный процесс для обучающихся личностно значимым, позволяющим им раскрыть свой творческий потенциал, проявлять свои исследовательские способности, быть активными. При использовании данного подхода мы имеем возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность, а так же перейти от воспроизведения знания к его практическому применению. Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, мы используем два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных модулей), предусмотренных учебным планом, и включением обучающихся в реализацию творческих проектов, в том числе, связанных с будущей профессиональной деятельностью (профессия 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)).
Одним из важных моментов в реализации проектных технологий является процедура проблематизации задачи, которая определяется как ценностная в проблемном поле проекта. Заметим, что роль преподавателя на этом этапе заключается в том, чтобы помочь обучающимся не только увидеть в изучаемой теме некое противоречие, но и сформулировать на его основе свою значимую проблему и ее решить. Поэтому основной целью включения обучающихся в проектную деятельность является внедрение в образовательный процесс ГБОУ СПО «Гулькевичский строительный техникум» проектных технологий обучения и воспитания на примере создания достаточно востребованной продукции (скамеек, урн, ) для качественной профессиональной подготовки обучающихся по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), формирования у них общих и профессиональных компетенций и получения (в перспективе) коммерческого дохода от организуемой деятельности.
Для решения этой цели на основе имеющихся у обучающихся знаний об объекте и предмете проектирования организуется обсуждение проблемы. Выясняя новую для себя проблему, все участники проектной деятельности включаются в нее, при этом каждый из них мотивирован на достижение значимого для них конечного результата.
В процессе деятельности по созданию современных лавочек и урн, находясь в поиске необходимой информации, работая в группе, у обучающихся формируются такие качества личности как коммуникативность, целеустремленность, предприимчивость, информированность. При этом очень четко прослеживается интегрированность знаний по многим предметам. В роли конечного продукта проектной деятельности выступили не только подготовленные доклады, рефераты, презентации, которые представлялись внутри образовательного учреждения, но и сами лавочки и урны, которые были представлены на Ярмарке - 2012 в Краснодаре.
Применяя проектные технологии в процессе подготовки специалистов, мы действительно формируем общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно ищут необходимые знания из разных информационных источников – (ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач);
пользоваться приобретенными знаниями для решения нужных им задач – (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем);
развивать исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) – (ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы);
вести профессиональную деятельность с учетом экологической безопасности – (ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности);
учатся совместному труду (ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами).
С точки зрения компетентностного подхода именно применение проектных технологий позволяет формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции:
опора на опыт обучающихся – (ПК 2.1.);
принцип проблемности – (ПК1.1.);
конечный материальный результат – (ПК 3.3.); ПК 2.5.).
Современные педагогические технологии, в нашем случае, это проектная деятельность обучающихся, формируют у будущих специалистов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных. Внимание многих педагогов к проектной деятельности обусловлено, прежде всего, необходимостью требованием повышения качества профессиональной подготовки обучающихся учреждений начального профессионального образования. Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании позволяет формировать общие и профессиональные компетенции будущих специалистов, а значит, обеспечивает их конкурентоспособность в соответствии с запросами рынка труда. Выведение проектной деятельности за пределы урочной создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении.
Задачей преподавателя является найти такие пути применения проектных технологий, которые привлекли бы к ней студентов с различным уровнем знаний и умений, расположили бы их к общей совместной деятельности, сориентировали бы их на будущую профессиональную успешность. Опираясь на опыт и интересы самих студентов, на их запросы и склонности, преподаватель приобретает союзников в формировании именно тех общих и профессиональных компетенций, которые будут важны в будущем выпускникам учреждений начального профессионального образования.
Работа с новой, профессионально значимой информацией приближает будущего специалиста к производственным условиям, что стимулирует желание обучающихся достичь продуктивных результатов и положительно отражается на формировании профессиональной компетенции. Работа в проекте побуждает их решать профессиональные проблемы, искать нестандартные решения, изучать специальную литературу, расширять свой кругозор. Вся обработанная и проанализированная информация может впоследствии лечь в основу как курсовой работы по специальным предметам, так и выпускной квалификационной работы.
Оценивание степени сформированности общих и профессиональных компетенций важный этап, причем и для обучающихся, и для преподавателя. В нашей работе мы отслеживаем этот процесс в виде поставленного определенным образом вопроса, стимулирующего участника проектной деятельности к размышлениям и самостоятельной оценки своей работы.
Дальнейшее использование в образовательном процессе проектной деятельности позволяет обеспечить продвижение студентов по компетентностной образовательной траектории и способствует подготовке высококвалифицированных специалистов начального и среднего звена.
Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Деловая игра – метод обучения и оценки компетенций, применяемый в сфере среднего, общего, среднего и начального профессионального образования.  Деловая игра представляет собой моделирование реальной (реже условной, воображаемой) ситуации, в которой будущие специалисты должны не только продемонстрировать свои знания, но и проявить разнообразные компетенции, связанные с их профессиональной деятельностью (коммуникабельность, инициативность). Деловая игра – представляет собой воспроизведение реальной производственной ситуации. Это позволяет участникам игры экспериментировать, отрабатывать различные профессиональные действия, совершать ошибки, которые недопустимы в реальной жизни. Опыт проведения деловых игр показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями и информацией, которая побуждает участников к творческому процессу.
Хруцкий Е..А. отметил следующие достоинства деловых игр:
- рассмотрение определенной проблемы в условиях значительного сокращения времени;
- освоение навыков выявления, анализа и решения конкретных проблем;
- работа групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентация в нестандартных ситуациях;
- концентрация внимания участников на главных аспектах проблемы и установление причинно-следственных связей;
- развитие взаимопонимания между участниками игры.
Деловые игры задействуют личность участников. Во всех работах, посвященных методу деловой игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность, указывается на повышение мотивации обучения, появления интереса к изучаемому предмету. Можно выделить следующие факторы, влияющие на качество и результативность игры:
Выбор темы, определение целей и задач.
Распределение ролей среди участников с учетом знаний и психологических особенностей студентов.
Разработка структурно-логической схемы игры, заданий каждой службе, отделу, подгруппе.
Разработка методических рекомендаций для студентов с полным описанием игровой ситуации.
Изучение студентами материалов рассматриваемой темы для отработки различных вариантов решений.
Разработка системы оценивания результатов, отражающих уровень сформированных компетенций.
Эффективность деловых игр в сравнении с традиционными методами обучения состоит в следующем:
- значительном экономии времени в учебном процессе;
-более эффективном усвоении учебной информации, связанной с профессиональной подготовкой специалистов в результате активизации обучаемых;
-повышении уровня успеваемости;
-возможность получить по результатам оценивания деятельности участников во время деловой игры достаточно полную картину профессиональных и личностных качеств участников, выявить их готовность к профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность специалистов социально-экономического профиля, достаточно многообразна, поэтому применение деловых игр помогает активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью. Преподавателями естественнонаучных дисциплин опробованы в образовательном процессе следующие деловые игры: «Принятие решения методом мозгового штурма», «Микроэволюция», «Электричество» и другие. На учебных занятиях студенты разыгрывают роли сотрудников предприятий различных типов, выполняя различные профессиональные действия.
В процессе проведения деловых игр были отмечены следующие результаты:
- повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в ходе деловой игры;
- студенты получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений;
- участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых;
- изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний; растет самооценка обучаемых, а у тех, у кого она завышена, становится более объективной; накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации.
В настоящее время преподавателями разрабатываются методические рекомендации для проведения деловых игр для специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений в соответствии с Федеральным образовательным стандартом третьего поколения. В процессе формирования профессиональной компетентности студентов определены три этапа применения игрового моделирования. Первый этап применение имитационно-ролевых игр по общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
Второй этап предполагает использование модели виртуального предприятия.
Третий этап проведение комплексной имитационно-ролевой игры на основе решения сквозной задачи. Комплексная игра является моделью взаимосвязанных проблемных ситуаций, для решения которых необходимо обладать комплексом знаний, умений и профессионально важных качеств. Это наиболее сложный тип имитационно-ролевой игры.
Активные формы организации учебного процесса имеют огромный ресурс в части развития общих и профессиональных компетенций будущих специалистов. Для выполнения задач образования, требований ФГОС НПО и СПО нового поколения, направленных на удовлетворение потребности обучающихся, родителей, работодателя в получении качественного образования преподаватели и мастера производственного обучения ставят перед собой следующие задачи:
-обеспечение качества профессионального образования в соответствии с ФГОС нового поколения;
-развитие качества профессионального образования в соответствии с требованиями работодателя, рынка труда;
-развитие социального партнерства, воспитательного процесса, укрепления материально-технической базы.
Современная система образования должна обладать развитой инфраструктурой образовательных услуг и эффективными технологиями, позволяющими личности раскрывать свой творческий потенциал и реализовываться в профессиональной деятельности и построении карьеры.
Современное производство не удовлетворяют рабочие, которые не могут самостоятельно принимать ответственные решения в различных ситуациях, прогнозируя их возможные последствия, неспособные к сотрудничеству, не отличающиеся мобильностью и динамизмом. Внедрение ФГОС НПО и СПО нового поколения предъявляет особые требования преподавателям и мастерам производственного обучения в подготовке выпускников. Сегодня востребованы рабочие, ориентирующиеся не только в производственных вопросах, но и в социально-экономических проблемах региона. Развивающиеся рыночные отношения в регионе требуют серьезных изменений в обеспечении качества подготовки учащихся.
Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения для учреждений начального профессионального образования.
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию знаний, формирование навыков на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, способствующие устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационно и коммуникативно-насыщенного экономического и социального пространства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебно – методических и деловых игр. – Екатеринбург: Деловая игра, 1999. – 312 с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. 1996.№6.
Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учебное пособие для преподавателей сред. Спец. учеб.заведений. – М.: Высшая школа, 1992. 320 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". – 2002. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат. – М.: 2000. – 296с.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 2 [ТЕКСТ]: Г. К. Селевко – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
15