КТП по русскому языку программе С.И.Львовой (8 класс)

Рассмотрено на Согласовано Утверждаю заседании кафедры на методсовете директор МКОУ протокол № __ от _____2011 протокол № __ от _____2011 __________/Л.Т.Тарачёва ________________ __________________ ________________

Календарно – тематическое планирование
русского языка в 8 классе

Количество часов: 105
В неделю: 3 часа

Планирование составлено на основе:
Программа общеобразовательных учреждений. «Русский язык,» 5 – 9 классы Львова С.И., Львов В.В.
Учебник «Русский язык». 8 класс. В 2 ч. Львова С.И., Львов В.В. – 4-е изд., – М.: Мнемозина, 2008 год

Планирование составила:
Бородина С.Н.
Пояснительная записка
При разработке календарно-тематического планирования была использована комплексная авторская программа по русскому языку для 5-11 классов С.И. Львовой.
Особенностью изучаемого курса 8 класса является ее научность и доступность, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Большее количество часов выделено на значимую тему «Простое предложение», способствующую развитию пунктуационной грамотности учащихся. Кроме того, реализуется идея дифференцированного подхода к обучению. Выражается это, прежде всего, в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися.
Содержание обучения русскому языку в 8-м классе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение русского языка в 9 классе выделяется 105 часов, что соответствует количеству часов в авторской программе.
Главная цель обучения русскому языку в 8 классе - речевое и языковое развитие школьников решается через языковые разделы курса на основе специальных речеведческих знаний.
Эта цель определяет следующие задачи:
1) освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
2) формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
3) воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
В 8 классе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить все виды разборов: фонетический, по составу, словообразовательный, морфологический, синтаксический;
составлять сложные предложения разных типов;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
определить стиль и тип речи;
расставлять знаки препинания в соответствии с изученными в 5-8 классах пунктуационными правилами
находить и исправлять пунктуационные ошибки;
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки;
определять тип и стиль текста; создать тексты разных стилей и типов речи
составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные ошибки в своём тексте








п/п
Дата
Тема
Тип урока
Цели и задачи ЗУН
Методы обучения
Виды контроля
Деятельность учителя и учащихся на уроке
Домашнее задание

Русский язык – национальный язык русского народа (1 ч)

1

Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как государственный язык РФ. Роль русского языка в международном общении
Краев. Русский язык как средство межнационального общения на территории ОП
Урок формирования и совершенствования знаний
Введение понятия о русском языке как о славянском. Формирование умения создавать по схеме и пересказывать лингвистический текст. Формирование умения объяснять роль и смысл эпиграфа, грамотно оформлять запись. Формирование умения задавать вопросы разных типов

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Репродуктивное составление вопросов, фронтальный и индивидуальный опрос
Ознакомительное чтение вступительных статей, работа с толковым словарем, этимологическим словариком, устное высказывание: как вы понимаете смысл высказывания (упр.4)
§1, упр.6 (сочинение-миниатюра)

Повторение изученного в 5-7 классах (8 ч)

2

Слово как основная единица языка. Анализ слова. Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности
Повторительно-обобщающий урок
На программном уровне владеть анализом слов, знать разновидности словарей
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Самостоятельная работа с индивидуальной помощью учителя
Работа с теоретическим материалом учебника
Работа с деформированным текстом
Работа с лингвистическими словарями
Сочинение-миниатюра (упр.31)
§2, упр.35

3

Русское правописание: орфография и пунктуация. Трудные случаи орфографии. Правописание Н и НН в словах разных частей речи
Повторительно-обобщающий урок
Закрепить умение различать части речи, в особенности прилагательное и причастие
Объяснительно -иллюстративный, репродуктивный
Письменно: творческое письмо по заданию
Работа с таблицей на стр.21
Сочинение-миниатюра (упр.48)
Предупредительный диктант
§3, упр.47

4

Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание созвучных слов
Краев. Правописание слов краеведческой тематики
Повторительно-обобщающий урок
Формирование навыка слитного и раздельного написания созвучных слов
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Фронтальный и индивидуальный опрос, взаимоконтроль
Сочинение-миниатюра (упр.60)
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.66)
§3, упр.62

5

Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание созвучных слов
Повторительно-обобщающий урок
Формирование навыка слитного и раздельного написания созвучных слов



Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Фронтальный и индивидуальный опрос, взаимоконтроль
Индивидуальная работа на карточках
§3, упр.64

6

Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи
Повторительно-обобщающий урок
Формирование навыка слитного и раздельного написания НЕ и НИ со словами разных частей речи
Частично - поисковый, словесный
Самостоятельная работа
Работа на лингвистическом тренажере
Индивидуальная работа на карточках
Объяснительный диктант
§3, упр.59 (сочинение-миниатюра)

7

Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания перед союзом И в простом и сложном предложении
Повторительно-обобщающий урок
Знать случаи постановки знаков препинания перед союзом И в простом и сложном предложении
Словесный (беседа),
Групповая работа по анализу текста
Сочинение-миниатюра (упр.70)
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.72)
§3, упр.77

8

Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания в простом осложненном предложении
Повторительно-обобщающий урок
Знать случаи постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении
Закрепление умения составлять словообразовательную цепочку
Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный
Работа с текстом
Диктант «Проверяю себя!»
Графический диктант
§3, упр.80 (сочинение-миниатюра)

9

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». Диктант с грамматическим заданием
Урок контроля
Проверка ЗУН
Практический
Контрольный, самостоятельная работа
Диктант
§3, упр.79 (устное высказывание)

Функциональные разновидности русского языка (10ч)


10

Понятие о функциональных разновидностях русского языка. Основные сферы общения: разговорно-бытовая, деловая, научная, общественно-политическая, словесно-художественное творчество
Повторительно-обобщающий урок
Знать функциональные разновидности языка
Закрепление умения составлять словообразовательную цепочку
Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный
Устное высказывание: составить тексты о погоде, используя разные стили речи.
Работа с разбором предложения.
§4, упр.95 (сочинение-миниатюра)

11

Разговорная речь. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры разговорной речи. Подготовка к написанию домашнего сочинения по картине Н.Н. Ватолиной «Вести с фронта» (упр.102)
Повторительно-обобщающий урок
Совершенствовать умение учащихся создавать письменное описание произведения живописи
Словесный (беседа), практический
Индивидуальная работа
Работа с теоретическим материалом учебника, анализ образцов разговорной речи, составление мини-диалогов
§5, упр.102 (сочинение-миниатюра по картине Н.Н. Ватолиной «Вести с фронта»)

12

Р/Р Сжатое изложение по упр. № 107
Урок развития речи
Совершенствовать умение учащихся создавать письменное описание произведения живописи
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Самостоятельная работа
Составление плана текста, отбор важной информации, заглавие, определение главной мысли текста
§5, упр.163 (1)

13

Официально-деловой стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры официально-делового стиля речи
Краев. Текст кА единица речи. Свойства и признаки текста (на материале текстов В Иванова)
Урок изучения нового материала
Уметь опознавать в тексте слова, использованные в официально-деловом стиле речи
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Устная работа по упр., письменное сочинение-рассуждение по высказыванию
Работа с теоретическим материалом учебника, устное высказывание об официально-деловом стиле речи, составление текста объявления
§6, упр.124 (2, составить автобиографию)

14

Научный стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры научного стиля речи.
Повторительно-обобщающий урок
Уметь опознавать в тексте слова, использованные в научном стиле речи
Репродуктивный
Самостоятельная работа
Работа с теоретическим материалом учебника, устное высказывание о научном стиле речи по плану (упр.140), сочинение-миниатюра (упр. 139)
§7, упр.163 (2)

15

Публицистический стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры публицистического стиля речи. Статья и заметка.
Урок изучения нового материала
Уметь опознавать в тексте слова, использованные в публицистическом стиле речи
Словесный (беседа), практический
Индивидуальный опрос, взаимопроверка
Работа с теоретическим материалом учебника, сочинение-миниатюра (упр. 149)
§8, упр.150(3)

16

Публицистический стиль речи. Репортаж. Репортаж-описание, репортаж-повествование
Урок изучения нового материала
Сопоставление репортажей двух типов; различия между ними в предметном содержании и типологическом строении
Словесный (беседа), практический
Индивидуальный опрос, взаимопроверка
Устное высказывание о публицистическом стиле речи по плану (упр.156)
§8, упр.154 (подготовиться к сочинению)

17

Классное сочинение по упр.154 (репортаж о посещении музея)
Урок развития речи
Творческое задание к изложению
Словесный, практический
Самостоятельная работа
Составление плана, отбор ключевых слов, определение темы и основной мысли репортажа.
§8, упр.155 (сочинение-миниатюра)

18

Язык художественной литературы. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры публицистического стиля речи
Повторительно-обобщающий урок
Формирование умения самоконтроля
Словесный (беседа), практический
Индивидуальный опрос, взаимопроверка
Лингвистический анализ отрывков из художественных произведений.
§ 4-9 повторить, упр.159 (письмо по памяти)

19

Проверочная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка»
Урок контроля
Контроль усвоения темы

Наглядный, практический
Письменный, самоконтроль
Письмо по памяти
Комплексный анализ текста
стр.81 прочитать, ответить на вопросы, упр. 108,163 (подготовиться к словарному диктанту)

Синтаксис и пунктуация (69 часов)

20

Контрольный словарный диктант по упр.108, 163. Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная
Урок изучения нового материала
Проверка ЗУН
Поисковый, наглядный
Работа под руководством учителя
Словарный диктант (орфографический минимум). Устное высказывание-рассказ о синтаксисе и пунктуации
Сочинение-миниатюра (упр168)
стр.81, упр.167

Словосочетание как единица синтаксиса (5 ч)

21

Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний каждого вида
Краев. Типы словосочетаний и простых предложений в текстах краеведческой тематики (на материале текстов Павла и Виктора Васильевых)
Урок изучения нового материала
Формирование умения различать слова с предлогами, словосочетания и предложения. Формирование умения вычленять из предложения словосочетания
Метод самостоятельной работы
Индивидуальная работа
Работа с теоретическим материалом учебника Сочинение-миниатюра (упр. 174)
§ 10, упр.179

22

Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Окончание и предлог как средство связи слов в словосочетании
Урок изучения нового материала
Уметь правильно употреблять словосочетания в составе предложений. Умение производить синтаксический разбор словосочетаний
Практический
Индивидуальный
Работа с текстом
Работа со словарем
§ 10 повторить, упр.193

23

Р/Р Сжатое изложение по упр.210
Урок развития речи
Выяснить состояние речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков
Проблемно-поисковый
Устный, практический
Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста
§ 10 повторить, упр.190

24

Культура речи. Правильное употребление словосочетаний. Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов
Урок закрепления изученного
Формирование умения правильного словоупотребления
Под руководством учителя
Фронтальный, индивидуальный
Работа с учебным словарем сочетаемости слов
§ 11 повторить, упр.204, подготовиться к тесту

25

Проверочная работа (тест) по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»
Урок контроля
Проверка ЗУН
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Самостоятельна я письменная работа
Решение тестовых заданий
§ 10-11 повторить, упр.202


Предложение как единица синтаксиса (18 ч)

26

Понятие о предложении. Основные признаки предложения
Урок изучения нового материала
Формировать умение характеризовать предложение
Словесный, практический
Фронтальный опрос
Работа с теоретическим материалом учебника
Работа с деформированным текстом
§ 12 прочитать, упр.214


27

Резервный урок
Урок изучения нового материала
Формировать умение характеризовать предложение
Словесный, практический
Фронтальный опрос
Работа с теоретическим материалом учебника
Работа с деформированным текстом
Творческое задание

28

Основные виды предложений. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов.
Повторительно-обобщающий урок
Знать основные виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов
Объяснительно -иллюстративный, репродуктивный
Взаимодиктовка, самопроверка
Составление вопросов к анкете
Работа с текстом
§ 13 прочитать, упр.228

29

Основные виды предложений. Утвердительные и отрицательные предложения. Полные и неполные предложения
Урок изучения нового материала
Знать основные виды предложений. Утвердительные и отрицательные предложения. Полные и неполные предложения
Словесный (беседа), практический
Устные ответы на вопросы текста, групповая работа по упр.
Сочинение-миниатюра (упр248)
Работа с этимологическим словарем
§ 13 прочитать, упр. 245, упр.268 (1)

30

Интонация предложения
Комбинированный урок
Введение понятия об интонации и её элементах. Формирование умения правильно читать фразы в соответствии с пометами; составлять лингвистический рассказ об интонации
Работа под руководством учителя, репродуктивный
Самопроверка домашнего задания, выполнение письменной работы с помощью учителя
Сочинение-миниатюра (упр.265): составление полилога или диалога. Работа с картиной В.Е.Маковского «Первый фрак»
Работа над выразительным чтением текста
§ 14 прочитать, упр.268 (2)

31

Структура предложения. Грамматическая основа предложения.
Повторительно-обобщающий урок
Формирование умения выделять и характеризовать главные члены предложения
Объяснительно -иллюстративный, репродуктивный
Контрольный, самостоятельная работа
Сочинение-миниатюра (упр.274)
§ 15 прочитать, упр.277

32

Подлежащее и способы его выражения
Комбинированный урок
Формирование умения находить подлежащее, характеризовать его; грамотного произношения слов
Словесный (беседа), практический
Работа в группах, самостоятельное выборочное списывание
Работа с теоретическим материалом учебника
.§ 16 прочитать, упр.280 (сочинение-миниатюра по картине И.И.Шишкина «На севере диком»)

33

Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное)
Урок изучения нового материала
Формирование умения находить сказуемое, характеризовать его; грамотного произношения слов
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Фронтальный опрос, письменный контроль
Работа с теоретическим материалом учебника
Составление таблицы «Виды сказуемого»
§ 17 прочитать, упр.286

34

Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное).
Проверочная работа по теме «Грамматическая основа предложения».
Урок закрепления изученного
Формирование умения находить сказуемое, характеризовать его; грамотного произношения слов
Словесный (беседа), практический
Самостоятельна я письменная работа
Диктант «Проверяю себя!» с грамматическим заданием
§ 17 повторить, упр.292

35

Тире между подлежащим и сказуемым
Урок изучения нового материала
Изучение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Формирование умения применять правило в письменной речи
Под руководством учителя
Самопроверка, самооценка
Составление таблицы-алгоритма
Объяснительный диктант
Работа на лингвистическом тренажере
§ 18 повторить, упр.306

36

Тире между подлежащим и сказуемым
Урок закрепления изученного
Формирование умения конструировать предложения по схемам, согласовывать главные члены предложения
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Фронтальный опрос, работа в парах
Анализ текста (упр.311)
Работа на лингвистическом тренажере
§ 18 повторить, упр.313

37

Проверочная работа (тест) по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении
Урок закрепления изученного
Проверка ЗУН
Практический
Контрольный, самостоятельная работа
Работа с тестовыми заданиями
§ 19 прочитать, упр.316

38

Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений
Краев. Главные и второстепенные члены предложения в текстах на краеведческую тему
Урок изучения нового материала
Формирование умения находить второстепенные члены предложения, определения, задавать вопрос
Практический
Фронтальный опрос, индивидуальная работа
Работа с текстами художественных произведений
Творческий диктант
§ 20, 21 прочитать, упр.331

39

Р/Р Классное сочинение. Описание памятника (упр.332)
Урок развития речи
Совершенствовать умение учащихся создавать письменное описание произведения живописи
Комбинированный
Письменный
Работа с фотографиями памятников, отбор языкового материала, работа с текстами-описаниями памятников
§ 20,21 повторить, упр.332

40

Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений
Урок изучения нового материала
Формирование умения находить и характеризовать дополнение; различать подлежащее и дополнение в омонимичной форме
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Устный опрос, письменный самоконтроль
Сочинение-миниатюра (упр. 340)
§ 22 прочитать, упр.334

41

Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств
Урок изучения нового материала
Формирование умения находить и характеризовать обстоятельство и способы его выражения


Наглядный, практический
Фронтальный, индивидуальный, групповой
Сочинение-миниатюра (упр. 344)
§ 23 прочитать, упр.345, упр.268, 355 подготовиться к словарному диктанту

42

Контрольный словарный диктант (по упр.268, 355). Инфинитив в роли разных членов предложения.
Повторительно-обобщающий урок
Проверка ЗУН
Дедуктивный, практический
Самоконтроль
Работа с текстами Д.Шостаковича, Л.Н.Толстого, над картиной А.Л.Ржевской «Музыка»
Подготовка к домашнему сочинению по упр.350
§ 20-23повторить, упр.350, написать сочинение

45

Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения
Повторительно-обобщающий урок
Учить правильно употреблять второстепенные члены предложения
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Фронтальный, индивидуальный
Работа с тестами ЕГЭ
§ 24 прочитать, упр.354

44

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение как единица синтаксиса»
Урок контроля
Проверка ЗУН
Повторительно-обобщающий
Само- и взаимоконтроль
Диктант с грамматическим заданием
§ 20-24 повторить, упр.348


Односоставные предложения (10ч)

45

Односоставные предложения. Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений
Краев. Роль односоставных предложений в текстах краеведческой тематики
Урок изучения нового материала
Понятие об односоставном предложении. Формировать умения различать односоставные и двусоставные предложения
Наглядный, практический
Фронтальный, индивидуальный
Работа с теоретическим материалом учебника
Составление таблицы «Виды односоставных предложений» (стр.178)
§ 25 прочитать, упр.357

46

Односоставные предложения. Назывное предложение
Урок изучения нового материала
Формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно читать
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Фронтальный
Работа с теоретическим материалом учебника Лингвистическое исследование
Сочинение-миниатюра по картине И.И.Левитана «Вечерний звон» (упр.363)
§ 26 прочитать, упр.367

47

Односоставные предложения. Определенно-личное предложение
Урок изучения нового материала
Формировать умения находить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи определённо-личные предложения; ставить знаки препинания в сложных предложениях, одна часть которого – определённо-личное предложение речи


Под руководством учителя
Фронтальный опрос, само- и взаимоконтроль
Лингвистическое исследование Изложение-миниатюра (упр.370) на лингвистическую тему
§ 27 прочитать, упр.373 (сочинение-миниатюра)

48

Резервный урок
Урок изучения нового материала
Формировать умения находить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи определённо-личные предложения; ставить знаки препинания в сложных предложениях, одна часть которого – определённо-личное предложение речи


Под руководством учителя
Фронтальный опрос, само- и взаимоконтроль



49

Односоставные предложения. Неопределенно-личное предложение
Урок изучения нового материала
Формировать умения находить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи неопределённо-личные предложения
Под руководством учителя
Индивидуальный
Лингвистическое исследование Сочинение-миниатюра (упр.383)
Работа с текстом
§ 28 прочитать, упр.382(3)

50

Односоставные предложения. Обобщенно-личное предложение
Урок изучения нового материала
Формировать умения узнавать обобщённо-личные предложения в тексте; употреблять их , объяснять их функцию
Словесный (беседа)
Самостоятельный анализ текста упр.
Лингвистическое исследование
Работа с текстом
Сочинение-миниатюра (упр.388)
§ 29 прочитать, упр.390 (сочинение-миниатюра)

51

Односоставные предложения. Безличное предложение
Урок изучения нового материала
Формировать умения находить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи безличные предложения
Репродуктивный, практический
Самостоятельный анализ текста упр.
Лингвистическое исследование
Работа с текстом
Сочинение-миниатюра (упр.397)
§ 30 прочитать, упр.399

52

Односоставные предложения. Безличное предложение
Урок закрепления изученного
Закрепление умения определять вид односоставных предложений
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Фронтальный, самопроверка
Лингвистическое исследование
Письмо по памяти (упр.399)
Изложение-миниатюра (упр.393)
§ 30 прочитать, упр.410

53

Р/Р Подробное изложение (по упр.411)
Урок развития речи
Выяснить состояние речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков
Проблемно-поисковый
Индивидуальная работа
Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста
§ 25-30 прочитать, упр.412 (подготовиться к словарному диктанту)

54

Контрольный словарный диктант. (по упр.412). Повторение и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»
Повторительно-обобщающий урок
Проверка ЗУН
Практический
Самостоятельная работа
Объяснительный диктант
Работа с текстом
Работа с индивидуальными карточками
Работа на лингвистическом тренажере
§ 25-30 повторить, упр.409

55

Проверочная работа по теме «Односоставные предложения»
Урок контроля
Проверка ЗУН
Метод самостоятельной работы
Индивидуальная работа
Объяснительный диктант
стр.207, рассмотреть таблицу


Простое осложненное предложение (37 ч)

56

Простое осложненное предложение и его признаки. Понятие об однородных членах предложения.
Краев. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения в текстах на краеведческую тему

Повторительно-обобщающий урок
Формирование понятия об однородности.
Словесный (беседа), репродуктивный
Фронтальный
Устное высказывание на лингвистическую тему
Работа с текстом
§ 31 прочитать, упр.424

57

Способы связи однородных членов предложения (сочинительные союзы, перечислительная интонация)
Комбинированный урок
Формирование умения составлять лингвистический рассказ по материалу опорного конспекта
Словесный (беседа), репродуктивный
Само- и взаимоконтроль
Устное высказывание на лингвистическую тему
Объяснительный диктант
§ 32 прочитать, упр.431

58

Парное соединение однородных членов предложения. Использование двойных союзов
Комбинированный урок
Знать правила использования двойных союзов
Дедуктивный, проблемно-поисковый
Самостоятельная работа
Предупредительный диктант
Графический диктант
Работа с индивидуальными карточками
Работа на лингвистическом тренажере
§ 32 прочитать, упр.441 (2) написать домашнее сочинение по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»

59

Однородные и неоднородные определения
Краев. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения в текстах на краеведческую тему

Урок изучения нового материала
Введение однородности и неоднородности определений; умения их различать
Проблемно - поисковый
Устный
Работа с теоретическим материалом учебника
Работа с текстом
Объяснительный диктант
Работа на лингвистическом тренажере
§ 33 прочитать, упр.446

60

Знаки препинания в предложении с однородными и неоднородными определениями
Урок закрепления изученного
Закрепление навыка пунктуации при однородных членах предложения
Словесный, практический
Фронтальный, самопроверка
Предупредительный диктант
Работа с тестами, карточками
§ 33 прочитать, упр.449

61

Р/Р Классное сочинение по картине К.Ф.Юона «Весенний солнечный день»
Урок развития речи
Совершенствовать умение учащихся создавать письменное описание произведения живописи
Словесный (беседа), репродуктивный
Индивидуальная работа
Составление плана сочинения, отбор ключевых слов, работа со словарем эпитетов
§ 33 прочитать, упр.450 (дописать сочинение)

62

Обобщающие слова при однородных членах предложения
Урок изучения нового материала
Изучение правила с опорой на схему. Формирование умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах
Метод самостоятельной работы
Самопроверка
Составление схем, таблицы
Творческий диктант
Работа на лингвистическом тренажере
§ 34 прочитать, упр.457

63

Знаки препинания в предложении с обобщающими словами при однородных членах предложения
Урок закрепления изученного
Формирование умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах
Практический
Фронтальный
Работа с деформированным текстом
Предупредительный диктант
Работа на лингвистическом тренажере
§ 34 прочитать, упр.464 (сочинение-миниатюра)

64

Культура речи. Употребление однородных членов предложения. Повторение и обобщение изученного по теме «Предложения с однородными членами предложения»
Повторительно-обобщающий урок
Формирование умения самоконтроля
Словесный, практический
Письменная проверка знаний
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.471)
Работа на лингвистическом тренажере
§ 34 прочитать, упр.472 (орфографический минимум)

65

Культура речи. Употребление однородных членов предложения. Повторение и обобщение изученного по теме «Предложения с однородными членами предложения»
Повторительно-обобщающий урок
Формирование умения самоконтроля
Словесный, практический
Письменная проверка знаний
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.471)
Работа на лингвистическом тренажере
§ 31-35 повторить подготовиться к контрольному диктанту.

66

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами предложения»
Урок контроля
Выявить пробелы в знаниях учащихся
Практический
Самоконтроль
Контрольный диктант с грамматическим заданием
§ 31-35 повторить, упр.464 (сочинение-миниатюра)

67

Анализ контрольного диктанта. Понятие об обособленных членах предложения
Урок коррекции знаний
Провести работу над ошибками
Словесный (беседа), репродуктивный
Самоконтроль, индивидуальная письменная работа
Работа над ошибками
Работа с таблицей
Объяснительный диктант
§ 36 прочитать, упр.475

68

Понятие об обособленных членах предложения
Урок изучения нового материала
Дать понятие об обособлении;
Словесный (беседа), репродуктивный
Самоконтроль, индивидуальная письменная работа

§ 36 прочитать, упр.477

69

Обособление согласованных определений и приложений
Урок изучения нового материала
формирование умения видеть в тексте определения, закрепление умения ставить запятые в обособленных членах
Объяснительно-иллюстративный, практический
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа по вариантам
Работа с таблицей
Объяснительный диктант
Сочинение-миниатюра (упр.482)
§ 37 прочитать, упр.482 (3)

70

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями.
Урок закрепления изученного
Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями
Поисковый, словесный, наглядный
Индивидуальная и групповая работа
Предупредительный диктант
Работа с индивидуальными карточками
Работа на лингвистическом тренажере
§ 37 прочитать, упр.485

71

Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения
Урок закрепления изученного
Знать о разновидности распространённого согласованного определения
Поисковый, словесный, наглядный
Устный, письменный
Диктант «Проверяю себя!»
Работа с индивидуальными карточками
Работа на лингвистическом тренажере
§ 37 прочитать, упр.499

72

Знаки препинания в предложении с несогласованными определениями и приложениями.
Урок закрепления изученного
Закрепление ЗУН
Поисковый, словесный, наглядный
Устный, индивидуальный
Работа с индивидуальными карточками
Работа на лингвистическом тренажере
§ 37 прочитать, упр.501

73

Проверочная работа (тест) по теме «Обособление определений и приложений»
Урок развития речи
Проверка ЗУН
Практический
Контрольный, самостоятельная работа
Творческий диктант
§ 37 прочитать, упр.502

74

Повторение и обобщение изученного по теме «Обособление определений и приложений»
Повторительно-обобщающий урок
Повторить и обобщить знания по теме
Практический
Самоконтроль
Письмо по памяти
Тестовые задания
§ 37 прочитать, упр.504 (устное высказывание на лингвистическую тему)

75

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособление определений и приложений»
Урок контроля
Выявить пробелы в знаниях учащихся
Практический
Контрольный, самостоятельная работа
Контрольный диктант с грамматическим заданием
§ 37 повторить, упр.505

76

Анализ контрольного диктанта. Обособление обстоятельств
Урок коррекции знаний
Урок изучения нового материала
Провести работу над ошибками
Словесный (беседа),репродуктивный, практический
Фронтальная беседа, работа по карточкам в парах
Работа над ошибками
Работа с теоретическим материалом учебника
§ 38 прочитать, упр.508

77

Обособление обстоятельств. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами
Урок закрепления изученного
Закрепление умения пересказывать текст, сохраняя его лексические и синтаксические особенности; выразительно читать предложения с обособлением
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Фронтальный индивидуальный опрос
Работа на лингвистическом тренажере
Устное высказывание (упр.510)
Предупредительный диктант
§ 38 прочитать, упр.515

78

Резервный урок
Урок закрепления изученного
Закрепление умения пересказывать текст, сохраняя его лексические и синтаксические особенности; выразительно читать предложения с обособлением
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Фронтальный индивидуальный опрос
Работа на лингвистическом тренажере
Устное высказывание (упр.510)
Предупредительный диктант


79

Обособление обстоятельств
Урок закрепления изученного
Формирование умения различать одиночные деепричастия и наречия, похожие по форме
Частично -поисковый, словесный, практический
Индивидуальный опрос, взаимопроверка
Работа на лингвистическом тренажере
Графический диктант
§ 38 прочитать, упр.521 (устное высказывание на лингвистическую тему)

80

Обособление дополнений. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями. Подготовка к написанию домашнего сочинения (упр.525)
Урок изучения нового материала
Формирование умения обособлять дополнения
Частично – поисковый, словесный
Фронтальный и индивидуальный опрос
Работа с текстом
Объяснительный диктант
§ 39 прочитать, упр.525, домашнее сочинение

81

Сравнение как одно из выразительных средств языка. Способы выражения значения сравнения и уподобления
Урок изучения нового материала
Знать способы выражения значения сравнения и уподобления
Словесный, практический
Проверка домашнего задания, выборочный диктант
Работа с теоретическим материалом учебника
Работа с лингвистическим тренажером
Объяснительный диктант
§ 40 прочитать, упр.533

82

Обособление сравнительных оборотов. Сравнительный оборот; его семантические и грамматические признаки
Краев. Прямая и косвенная речь в текстах краеведческой тематики
Урок закрепления изученного
.Формировать умения обособлять сравнительные обороты, знать его семантические и грамматические признаки
Работа под руководством учителя
Фронтальная работа по таблице
Творческий диктант
Сочинение-миниатюра (упр.536)
§ 40 прочитать, упр.540 (сочинение-миниатюра)

83

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом. Проверочная работа (тест) по теме «Обособление дополнений и обстоятельств»
Урок закрепления изученного
Проверка ЗУН
Объяснительно - иллюстративный, практический
Самопроверка, самооценка
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.539)
Решение тестовых заданий
§ 40 прочитать, упр.537

84

Уточняющие и присоединительные члены предложения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими и присоединительными членами предложения
Урок изучения нового материала
Понятие об уточнении
Работа под руководством учителя
Фронтальная работа по таблице
Работа с теоретическим материалом учебника
Составление таблицы
§ 41 прочитать, упр.543

85

Знаки препинания в предложении с уточняющими и присоединительными членами предложения
Урок закрепления изученного
Закрепление умения ставить знаки препинания
Объяснительно - иллюстративный, практический
Самопроверка, самооценка
Работа с лингвистическим тренажером
Предупредительный диктант
Индивидуальная работа на карточках
§ 41 прочитать, упр.545

86

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.
Урок закрепления изученного
Обобщение ЗУН по теме
Объяснительно - иллюстративный, практический
Самопроверка, самооценка
Анализ текста (упр.555)
Сочинение-миниатюра (упр. 556)
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр. 557)
§ 37-42 повторить, упр.558 (орфографический минимум)

87

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»
Урок контроля
Проверка ЗУН
Частично -поисковый, словесный
Индивидуальная работа
Диктант с грамматическим заданием
§ 37-42 прочитать, упр.558 повторить слова

88

Контрольный словарный диктант (по упр.558). Предложения с вводными конструкциями. Группы вводных слов и выражений по значению
Урок изучения нового материала
Дать информацию об основных группах вводных слов, формирование умения находить в тексте и определять роль вводных слов
Частично - поисковый, словесный, практический
Работа в группах: заполнить таблицу примерами
Орфографический минимум
Работа с теоретическим материалом учебника
Составление таблицы «Вводные слова»
Творческая работа
§ 43 прочитать, упр.566

89

Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вводные предложения; их структурные особенности
Урок закрепления изученного
Формирование умения использовать вводные слова и конструкции в речи письменной и устной
Частично – поисковый, словесный, практический
Работа в группах: заполнить таблицу примерами
Сочинение-миниатюра (упр.562)
§ 43 прочитать, упр.570

90

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами
Урок закрепления изученного
Формирование умения выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вводными словами
Частично - поисковый, словесный, практический
Работа в группах: заполнить таблицу примерами
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.569)
Предупредительный диктант
§ 43 прочитать, упр.568

91

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами
Краев. Написание продолжения рассказа о земляках – участниках Великой Отечественной войны
Урок закрепления изученного
Формирование умения выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вводными словами
Частично - поисковый, словесный, практический
Работа в группах: заполнить таблицу примерами
Составление плана текста, определение темы и основной мысли текста, отбор ключевых слов, нахождение предложений с вводными конструкциями, объяснение знаков препинания
§ 43прочитать, упр.573

92

Вставные конструкции. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вставными конструкциями
Урок закрепления изученного
Формирование умения выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вводными конструкциями
Работа под руководством учителя, репродуктивный
Самостоятельное выполнение упр. по образцу
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.576)
Сочинение-миниатюра (упр.579)
Индивидуальная работа на карточках
§ 43 прочитать, упр.581

93

Обращение (распространенное и нераспространенное) и способы его выражения
Урок изучения нового материала
Формировать умения видеть в тексте и правильно произносить обращение; выделять обращение на письме; употреблять в речи устной и письменной
Работа под руководством учителя, репродуктивный
Самостоятельное выполнение упр. по образцу
Работа с теоретическим материалом учебника
Составление таблицы
§ 44 прочитать, упр.584

94

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением. Особенности звательной интонации.
Урок закрепления изученного
Выразительно читать предложения с обращениями
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Групповая работа: составить орфографическую диктовку по теме
Устное высказывание (упр.601)
Индивидуальная работа на карточках
Объяснительный диктант
§ 44 прочитать, упр.599

95

Предложения с междометиями и словами да, нет. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометием.
Урок изучения нового материала
Повторить основные сведения по теме
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Самостоятельна я письменная работа
Работа с теоретическим материалом учебника
Объяснительный диктант
§ 45 прочитать, упр.604

96

Знаки препинания в предложении с междометиями и словами да, нет.
Повторительно-обобщающий урок
Закрепление умения ставить знаки препинания
Частично - поисковый, словесный
Выборочное чтение, индивидуальная работа с предложениями
Предупредительный диктант
Индивидуальная работа на карточках
Работа с лингвистическим тренажером
§ 45 прочитать, упр.607

97

Проверочная работа по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями»
Урок контроля
Проверка ЗУН
Частично –поисковый словесный, практический
Самостоятельная работа
Диктант «Проверяю себя!»
§ 45 прочитать, упр.610, повторить § 10-14, 25-30

98

Повторение. Словосочетание. Предложение. Виды односоставных предложений
Повторительно-обобщающий урок
Повторить и обобщить знания, полученные в 8 классе
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Работа в парах по карточкам
Работа с лингвистическим тренажером
Объяснительный диктант
Решение тестовых заданий
повторить § 31-35

99

Повторение. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами
Повторительно-обобщающий урок
Повторить и обобщить знания, полученные в 8 классе
Объяснительно -иллюстративный, практический
Фронтальный опрос, самостоятельная работа
Графический диктант
Работа с текстом
Индивидуальная работа на карточках
повторить § 36-45

100

Повторение. Простое осложненное предложение. Предложения с обособленными членами предложения
Повторительно-обобщающий урок
Повторить и обобщить знания, полученные в 8 классе
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Само –и взаимопроверка
Объяснительный диктант
Решение тестовых заданий
Предупредительный диктант
повторить § 4-9

101

Повторение. Функциональные разновидности русского языка
Повторительно-обобщающий урок
Повторить и обобщить знания, полученные в 8 классе
Словесный (беседа), практический
Устный опрос, тест
Комплексный анализ текста
повторить § 15-24

102

Резервный урок

Повторить и обобщить знания, полученные в 8 классе
Объяснительно -
иллюстративный,
практический
Устный опрос, Само –и взаимопроверка





15