Фонд оценочных средств по предмету Русский язык и литература 1 курс СПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ



государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Сызранский политехнический колледж»
























ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для промежуточной аттестации по дисциплине



ОУД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА



программы подготовки специалистов среднего звена
по специальностям
20.02.04 Пожарная безопасность
23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий































Сызрань, 2016



РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
цикловой комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол № ____
«_____» ______________ 2016 г.
Председатель цикловой комиссии
_____________Н.Р. Виноградова

УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебной работе
_________________ Т.Е.Пидодня
«____» ________________2016г.







СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела организации образовательной деятельности
_______________ Е.Н.Колбехина
«____» ________________2016г.






Разработчик: Виноградова Н.Р., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «СПК»


1 курс
Фонд оценочных средств разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п
Название разделов

Стр.


Паспорт фонда оценочных средств

4


Зачетно-экзаменационные материалы

7


Критерии оценок и шкалы

10


1 ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
предметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
2 ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Изложение с элементами сочинения


Финиковая пальма.
Домашние растения, прибывшие к нам из далеких стран, если бы могли говорить, рассказали бы нам много интересного.
Вот финиковая пальма, выросшая на окне из случайно воткнутой в цветочный горшок финиковой косточки. О своей родине она рассказала бы так.
Пустыня. Беспредельное, как море, пространство желтого песка, лежащего мелкими холмами. Сверху ярко-синее небоЖара свыше 50 градусов, и песок раскален так, что обжигает. Скрипит песок, чуть звенят привязанные котелки, и караван раскачивающихся верблюдов медленно движется в слепящем свете солнца. Монотонный, укачивающий шаг верблюдов, палящие лучи солнца, однообразный ландшафт, мучительная жажда утомляют путешественников. Но вдруг верблюды вытягивают шеи и, радостно пофыркивая, начинают бодро бежать: впереди, на краю горизонта появляется оазис, зеленый островок среди мертвых песков. О, как желанна тень от пальмы. Между тонкими стволами веет легкий, освежающий ветерок.
Наименование «феникс» имеет несколько толкований. Более всего соответствует образу финиковой пальмы прекрасная легенда о птице Фениксе. Содержание ее таково.
В Древнем Египте была якобы птица с женской головой, жившая пятьсот лет. Почувствовав приближение смерти, она сама себя сожгла, но затем снова возродилась из пепла молодой и еще более прекрасной. Птица Феникс-это символ вечного возрождения жизни.
Образ сказочной птицы Феникс возник в далекой древности в связи с финиковой пальмой. Из раскаленного, мертвого песка пустыни вырастает стройная красавица-пальма, через два столетия засыхающая от палящих лучей солнца. Но из ее семян, из поросли, от корней снова и снова появляются молодые пальмы.
А «финик» -это искаженное название «феникс».
Вот о чем могло бы рассказать нам стоящее на окне растеньице, выросшее из случайно воткнутой в горшок с землей косточки.
(По Н.Верзилину.)
(255 слов)

Вопрос: Напишите свое впечатление от рассказа.






У парадного подъезда.
Некрасов не спал почти всю ночь. Думал о том, что писать становится труднее с каждым днем. Цензура не пропускала его стихов. Тогда зачем писать? Он подошел к окну. Льет дождь. Дует с Невы холодный ветер. На противоположной стороне улицы, у дома министра, он увидел группу крестьян. Закрываясь от холодного ветра и дождя, они сидели на крыльце. «Ждут, когда выйдет швейцар»,- подумал Некрасов. Из двери вышел швейцар в ливрее. Крестьяне сняли шапки и начали о чем-то просить его. Но тот не хотел слушать. Он что-то крикнул и скрылся за дверью. К дому подбежали полицейские и прогнали крестьян.
Уже давно скрылись за углом крестьяне, а Некрасов все стоял у окна, вглядываясь в темную ночь. Потом он молча отошел и лег на диван. С невыразимой тоской размышлял он о жизни миллионов крестьян. В памяти возникала одна картина за другой.
Вот знойный полдень, обжигаемые лучами палящего солнца, бурлаки тянут по Волге тяжелую баржу. По их лицам, шеям, спинам струится пот. Губы почернели. Трудно понять, поют или стонут они.
А вот по знаменитой Владимирской дороге проходят люди в серых халатах. Звенят кандалы. Люди стараются петь. Но вместо песни слышится страшный стон
Из Сибири, из тайги, из сел и деревень несется этот народный стон. И нет ему конца Некрасов вскочил с дивана и подошел к рабочему столу. Глаза его горели. Через несколько часов поэт читал свое новое стихотворение, в котором описывал невыносимо тяжелую жизнь простого человека.
Этим стихам не нужны были типографии. Они, как песня, облетели всю Россию
(По Г. Степанову)
240 слов

Вопрос: Нравятся ли вам стихи Н.А.Некрасова и почему?


3 КРИТЕРИИ ОЦЕНОК И ШКАЛЫ

Изложение с элементами сочинения

Оценка
Характеристика ответа


содержание и речь
грамотность

Отлично
содержание работы полностью соответствует теме;
фактические ошибки отсутствуют;
содержание излагается последовательно;
работа отчается богатством словаря, разнообразием используемых синтактических конструкций, точностью словоупотребления;
достигнуто стилевое единство и выразительность текста;
допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Хорошо
содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
стиль работы отличается единством и достаточной выразительность;
допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 грамматические ошибки.

Удовлетворительно
в работе допущены существенные отклонения от темы;
работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности;
допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна;
допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Неудовлетворительно
работа не соответствует теме.
имеются более 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок.











13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515