Проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО»



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Калинка»





Проект
«Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО»







Срок реализации проекта:
2013 г. - 2016г.







2013
Проект
«Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Цель
Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса и интеграция информационно-коммуникационных технологий в процессы управления, воспитания и обучения.

Задачи проекта

организовать информационное пространство ДОУ
способствовать эффективному использованию информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Предоставить участникам образовательного процесса свободный доступ к оргтехнике, информационным ресурсам, программным средствам.
Эффективно использовать педагогический потенциал.
Создать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ДОУ.
апробировать технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
Расширить использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
Создать комплексно - интегрированную модель информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Создать открытое информационное пространство ДОУ через информационно-образовательную сеть

Сроки реализации
1 год

участники
Педагоги, дети, родители

актуальность
Актуальность. 
«Внедрение современных информационных технологий,
доступность качественных государственных услуг в этой сфере,
расширение возможностей широкополосного доступа – это
главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов»
Дмитрий Медведев

Сегодня информационно – коммуникационные технологии занимают все более прочные позиции во всех сферах жизни общества. Представить дошкольное образование вне этих процессов просто невозможно. Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями: минимизация времени доступа к информации.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя может дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и родители – начинают активнее участвовать в групповых проектах. Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях обусловлен требованием  современного развивающегося общества.


Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты:
Повышение ИКТ – компетенции участников образовательного процесса.
Повышение эффективности процесса управления ДОУ через формирование информационной инфраструктуры управления ДОУ.
Повышение эффективности качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через:
- используемое программное обеспечение;
- повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения).

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта
Критерии
Показатели

Нормативно-правовые условия
Соответствие законодательству РФ

Программно-методические условия
наличие информационного инструментария;
наличие перспективного планирования;
наличие диагностических материалов;
учебно- методические пособия.

Профессионально-кадровые условия
(сформированность мотивационной готовности участников образовательного процесса)
уровень активности педагогов;
уровень активности родителей;
уровень развития детей.

Психологический климат
умение взаимодействовать в интересах развития ребёнка.

Материально-технические условия
 соответствие ФГОС  ДО и СанПиН 3049-13



Прогноз возможных негативных последствий

Негативные последствия
Способы устранения

Пассивное отношение к проблеме участников образовательного процесса
Индивидуальная работа со всеми участниками процесса, формирование мотивации

Отсутствие профессиональной подготовки педагогических кадров по реализации программы
Организация повышения квалификации педагогов ДОУ на КПК, семинарах и т.д.

Недостаточное материально-техническое обеспечение
Обеспечение материально-технической базы


Описание основных мероприятий инновационного проекта:
С каждым годом современные информационные технологии все шире входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение должно использовать информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) прежде всего для повышения эффективности образовательного процесса.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.
Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГОС) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Ряд нормативных документов определяет ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях:
Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
Реализация программы «Электронная Россия»;
Подключение в рамках национального проекта школ и детских садов  к интернету;
Принятие  Закона «Об образовании»;
Формирование социальных сетей и др. потребовали иного осмысления роли ИКТ в образовательном процессе.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
формировать информационную культуру у детей;
активизировать познавательный интерес;
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).


Этапы реализации проекта:
Этап первый – стартовый
- подготовка простейших дидактических материалов, документации, оформление родительских уголков.
- систематизация документов в домашнем компьютере
- знакомство с программами:
Microsoft Office Word,
Microsoft Office Excel,
Microsoft Office PowerPoint,
Microsoft Office Publisher,
Paint.NET – растровый графический редактор рисунков и фотографий,

Этап второй – открытие возможностей.
- выходом в Интернет.
Третий этап – творческий.
овладение технологиями «созидания».
Повышение умений педагогов в составлении презентаций, буклетов, способствующих повышению эффективности занятий.
Четвертый этап – систематизация создаваемого материала на качественно новом уровне.
проведенный мониторинг уровня знаний педагогов об ИКТ показал следующие результаты:
Первый этап – 24%;
Второй уровень – 36%;
Третий уровень – 28%;
Четвертый уровень – 24%.
  Творческими педагогами разрабатываются конспекты НОД с использованием ИКТ. В воспитательно-образовательном процессе имеют место НОД с детьми с использованием компьютерных технологий. ИКТ начинают использоваться и в других видах деятельности: музыкальном воспитании.

Реализация поставленной цели была достигнута через внедрение проектов:
Расширение информационного пространства дошкольного образовательного учреждения.
Повышение ИКТ - компетентности педагогов.
Повышение ИКТ - компетентности родителей.
Система контроля за исполнением программы
Руководство проектированием и ходом реализации Программы осуществляет творческая группа ДОУ по информатизации. Данный процесс осуществляется при вовлечении всех педагогов, родителей, общественности. В процессе согласования решаются вопросы об использовании ресурсов для программы исходя из уже достигнутого уровня информатизации образовательного процесса, обоснованности выбора направления работы при выполнении проектов. Взаимодействие с районным информационно-методическим центром. Ежегодные отчеты заведующего на педагогическом совете о расходовании финансовых средств по реализации Программы.
Календарный план реализации инновационного проекта
«Использование информационно-коммуникативных технологий в формировании развивающей образовательной среды МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №38» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
1 этап – организационный.

Этап проекта
Мероприятие проекта
Сроки
Ожидаемые результаты

1
организационный
Монторинг
Определение уровня знаний педагогов в области ИКТ-компетентности
Сентябрь 2013 г.
Повышение квалификации и методической поддержки воспитатей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс.
Создание и поддержка дошкольного сайта.
Обмен информацией с другими ОУ посредством ИКТ.
Создание дошкольной базы данных.
Делопроизводство на ПК.
Внедрение управленческих баз данных.
Создание медиатеки. Создание банка данных программного обеспечения. Знакомство воспитателей с программным обеспечением по предметам.
Вовлечение дошкольников в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

2

Создание единого информационного пространства ДОУ.
.
Сентябрь 2013 г.


3








4

Определение уровня знаний родителей в области ИКТ-компетентности через анкетирование.
Сентябрь 2013 г.


5

Создание условий для повышения квалификации сотрудников ДОУ по информатизации.
Сентябрь – декабрь
2013 г.


6

Составление проекта «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО »
Сентябрь – декабрь
2013 г.


7

Создание единого информационного пространства ДОУ.
Сентябрь – декабрь
2013 г.


8

Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.
Сентябрь 2013 г.


9

Разработка нормативно - правовой базы.
Сентябрь 2013 г.


10

Создание твощ°рческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту

Сентябрь 2013 г.


11

Разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.
Сентябрь 2013 г.


12

Разработка развивающих занятий, презентаций для детей старших  групп, сценариев родительских собраний с использованием ИКТ
Сентябрь-декабрь 2013


13

Наработка презентаций для мероприятий для педагогов ДОУ с целью обмена опытом.
Сентябрь-декабрь 2013


14

Организация курсовой подготовки по внедрению в работу ДОУ интерактивных и мультимедиа-технологий (целевые курсы, самообразование, постоянно действующий семинар-практикум в ДОУ)
Сентябрь-декабрь 2013


15

Наработка шаблонов для упрощения оформления документации разного назначения.
Сентябрь-декабрь  2013


16

Систематизация и пополнение методической копилки ДОУ по использованию презентаций, компьютерных игр, сервисов в работе с детьми.
Январь 2014-январь 2016



2 этап – реализация.


п/п
Этап проекта
Мероприятие проекта
Сроки
Ожидаемые результаты

1
реализация
Согласование деятельности всех участников проекта.
Сентябрь
2013 г.
Работа с управленческими базами данных. Компьютерная поддержка расписания. Обеспечение работы динамических разделов сайта МБДОУ детский сад №38.
Организация постоянного доступа в Интернет. Приобретение компьютеров, мультимедийного оборудования для детского сада.
Организация интернет-клуба для воспитателей. Консультирование по организации поиска материалов к непосредственной образовательной деятельности для воспитателей.
Пополнение сайта детского сада образовательными материалами для воспитателей.
Систематизация имеющегося педагогического опыта.


2

Внедрение ИКТ в процессы управления, воспитания и обучения в ДОУ.
Январь 2014-январь 2016


3

Формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса.
Сентябрь-декабрь  2013


4

Интеграция информационных и коммуникационных технологий в процессы управления, воспитания и обучения через:
использование педагогами средств ИКТ в организации педагогической диагностики, воспитательно-образовательном процессе.
Январь 2014


5

Апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Январь 2014-январь 2016


6

Выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ.
Февраль 2014-май 2016


7

Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями и общественностью.
Январь 2014-январь 2016


8

Подключение к базе данных Электронной системы «Образование». Участие в работе вебинаров.
Февраль 2014-май 2016


Работа с родителями

1

Оформление информационных стендов.
Ежегодно


2

Сотрудничество с родителями.
ежемесячно


3

Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитие детей.
ежедневно


4

Беседа «Использование ИКТ в образовательном процессе»



5

Организация «обратной связи» в работе с родителями (через электронную почту, сайт детского сад, разработка системы контроля его обновления)
Январь 2014-январь 2015


3 этап – аналитический.

Этап проекта
Мероприятие проекта
Сроки
Ожидаемые результаты

аналитический
Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов.



конец 2016 года
Обновление компьютерной техники.
Создание банка данных результатов работы педагогов в области ИКТ; использование созданных материалов в образовательной деятельности. Создание и публикация материалов методического и учебного характера.
Публикация материалов методического и учебного характера.




Обобщение и распространение опыта работы.




Подведение итогов реализации проека.




Мониторинг образовательной области
май



Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов.
май



Открытые показы НОД с использованием ИКТ
Ежегодно (2013 –2016)



Обобщение опыта работы педагогов;
транслирование педагогического опыта на семинарах-практикумах, ГМО, интернет-ресурсах
Ежегодно
(2013 – 2016 год)



Презентация проекта
Май 2016 года




Круглый стол «Проблемы разработки и применения ИКТ в ДОУ»
Май



Проведение мониторинга результатов проекта
Ежегодно (2013 –2016)



Повышение эффективности процесса управления, воспитания и обучения через высокие показатели ИКТ - компетенции педагогов; используемое программное обеспечение; индивидуализацию процесса обучения с использованием информационных ресурсов
Ежегодно (2013 –2016)



Мастер-классы для педагогов ДОУ города по использованию ИКТ- технологий в работе с дошкольниками.
2015




Апрель-май 2016



Размещение проекта в сети Интернет
Июнь 2016




Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовые:
разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров с партнерами;
Научно-методические:
функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ;
разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.
Кадровые:
создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки участников проекта;
п создание творческих групп;
Информационные:
формирование банка данных по реализации проекта;
мониторинговые мероприятия;
организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.
Кадровое обеспечение проекта
№ п/п
Должность
Функционал специалиста в проекте

1
Заведующая
Регулирование финансовой, правовой и управленческой
деятельности, материальнотехническое обеспечение проекта

2
Ст. воспитатель
Содействие развитию практических навыков у педагогов по ИКТ в ОП ДОО.

3
Воспитатели,
Узкие специалисты
Апробация ИКТ в ОП ДОО.
Составление методических рекомендаций по эффективному взаимодействию ,педагогов с детьми и родителями;
- Апробирование программ
Microsoft Office Word,
Microsoft Office Excel,
Microsoft Office PowerPoint,
Microsoft Office Publisher,
Paint.NET – растровый графический редактор рисунков и фотографий,

Нормативное правовое обеспечение инновационного проекта
№ п/п
Наименование нормативного правового акта
Основные положения

1
Закон об образовании в Российской федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
Определение экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (статья №20)

2
Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Калинка»
Определяет реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и направленности.

3
Образовательная программа  ДОУ (2016.)
Определяет целевые и ценностные ориентиры развития образовательной системы ДОУ 

4
Программа развития ДОУ на 2013 2016 г.
Определяет целевые и ценностные ориентиры развития образовательной системы ДОУ


Финансовое обеспечение проекта
№ п/п
Наименования
Год
Источники финансирования

1
ИКТ в условиях реализации ФГОС
2013-2016
бюджетные и внебюджетные средства

2
Мультимедийное оборудование в группы для оптимизации решения задач непосредственной образовательной деятельности
2016
Бюджетные и внебюджетные средства

3
Компьютерное оборудование   для оптимизации решения задач по созданию и использованию методических разработок по  комплексно-тематическому планированию
2015
Бюджетные и внебюджетные средства

Основные риски проекта
№ п/п
Основные риски инновационного проекта
Пути их минимизации

1
Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами.
Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков, аудио аппаратуры, мультимедийных установок и т.д.).



Приобретение необходимого оборудования (на группу или детский сад).

2
Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных,  инициативных педагогов.
Повышение квалификации работающих педагогов через мини-курсы; проведение мастер-классов, обмена опытом среди педагогов учреждений города.



Направление на курсы повышение квалификации, на переподготовку.


Возможные способы внедрения проектной разработки: Результаты деятельности по проекту (разработки сценариев НОД по различным образовательным областям, готовые презентации к ним, серии конспектов с использованием интерактивной доски, компьютера в обучении дошкольников и т.д.) могут быть распространены для использования в работе детских садов через публикацию на сайте ДОУ. Опытом работы по обеспечению связи с родителями, организации сайта, педагоги могут поделиться через проведение мастер-класса. Распространение опыта через публикации на различных профессиональных сайтах, сайтах издательств. Участие в конкурсах по применению ИКТ в ДОУ.

Рализация проекта позволяет сделать вывод:
Использование ИКТ в управлении, благодаря программам Сетевой город, Школьная карта позволяет унифицировать процесс делопроизводства, кадрового дела, планирования и контроля эффективности использования ресурсов. Для успешной работы программы важно своевременное заполнение информации, назначение ответственных лиц.
Применение компьютера в воспитательно-образовательном процессе необходимо для индивидуализации процесса обучения, его эффективности, повышения познавательной активности, всестороннего развития ребенка, увеличения возможности значительно разнообразить процесс обучения.
Информатизация образования – это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучени
Использованная литература
Витчинкина Т. А. Проект предметно – развивающей среды в группе раннего возраста [Текст] / Т. А. Витчинкина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 12. – с. 30 – 34.
Галкина О. В. Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды [Текст] / О. В. Галкина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 11.  – с. 30 – 35.
Горвиц Ю.М.,  Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: Линка-пресс, 1988 г.
Езопава С.А., Предшкольное образование, или образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции. Дошкольная педагогика. М.,2007г.
Ибрагимова А. З. Проект создания предметно – развивающей среды «Маленькая страна чудес» [Текст] / А. З. Ибрагимова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 8. – с. 24 - 31.
Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании   Мозаика-Синтез М.,2011
Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский [и др.]. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с.
Пуларгина, О. П. Особенности построения предметно – развивающей среды в старшей группе [Текст] / О. П. Пуларгина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 7. – с. 30 – 35.
Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. – С. 18-24.
Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Введение. Часть первая: Типология развивающих материалов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – № 1. – С. 5.
Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Часть вторая: Методика диагностики предметно-развивающей среды [Текст] / Е. Смирнова, Абдулаева Е., Рябкова И.// Дошкольное образование. – 2009. – № 3. – С. 5.
Ушакова, О. А. Среда как средство социализации личности дошкольника [Текст] / О. А. Ушакова [и др.] // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 1. – с. 50 – 53.
  Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: Гелиос АРВ, 2000г.














Заголовок 2 Заголовок 315