Конспект урока письма и развития речи на тему Слова, обозначающие признаки предметов


Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа №40» г. Сыктывкара
Конспект урока письма и развития речи в 4 классе
«Слова, обозначающие признаки предмета»

Составитель:
Зайцева Екатерина Генриховна,
учитель начальных классов
Сыктывкар, 2017
Пояснительная записка.
Конспект урока письма и презентация предназначены для 4 класса. Данный урок проводится в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы. Цель учителя: формировать и корректировать письменную речь младшего школьника. Задачи: помогать обучающимся в освоении новых знаний; направлять учебный процесс; учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя); корригировать память через неоднократное повторение; воспитывать нравственнее качества личности. В структуре урока имеется отражение учителем специальных требований к урокам в коррекционной школе: замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов; осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока; максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка с ОВЗ; максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; опора на более развитые способности ребенка; осуществление дифференцированного и индивидуального руководства учебной деятельностью ребенка.
Класс распределен на 3 типологические группы с учетом психофизических и интеллектуальных возможностей, уровня общеучебных умений и навыков, уровня развития личности ребенка.
I группа – учащиеся успешно овладевают программным материалом, работоспособность хорошая, продуктивная, нет отклонений в познавательной деятельности. Данная группа ребят способна самостоятельно выполнять предлагаемые задания. (4 ученика). Основной вид помощи - направляющая.
II группа - ослаблена память, запоминание медленное, неустойчивое, затрудняются делать выводы, обобщения. Нуждаются в помощи и подсказках со стороны учителя. (4 учеников). Основной вид помощи - направляющая и стимулирующая.
III группа – низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Нуждаются в разнообразной помощи. Данной группе рекомендуются задания на развитие психических функций, задания порционные с пошаговой инструкцией. (2 ученика). Основной вид помощи - обучающая и стимулирующая.
По степени принятия помощи: помощь принимают все учащиеся.
По классификации М.С. Певзнер.
группы формы 10 уч-ся
I Неосложнённая группа олигофрении. 2
IIа Расторможенные. 3
IIб Торпидные. 1
IIв Со слабостью процессов возбуждения и торможения. 1
III Нарушение слуховых и зрительных анализаторов 3
Мотивация к предмету: у 8 из 10 имеется положительная мотивация к учебе. Эти учащиеся могут достигать поставленных перед собой целей, с интересом и увлеченно занимаются, оказывают помощь друг другу, правильно реагируют на замечания учителя. У 2 - низкий уровень мотивации, равнодушие к учебе ведет к быстрой потере заинтересованности, низкому уровню работоспособности.
Планируемые результаты от урока:
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (стремление к собственной результативности.).
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение.
Предметные результаты –находить в предложении слова- признаки, формулировать вопросы к словам, обозначающим признаки предметов, выделять волнистой линией слова- признаки в тексте.
Тема: «Слова, обозначающие признаки предмета»
Тип урока: Урок комплексного применения знаний
Структура урока:
Организационный момент;
Повторение; проверка д/з
Минутка чистописания
Расширение ранее изученного материала
Логическая задача
Домашнее задание.
Рефлексия. Подведение итогов.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная;
Групповая
Индивидуальная
На уроке будет организован самоконтроль, взаимоконтроль и контроль со стороны учителя.
Цель: учить определять  в устной и письменной речи, слова обозначающие признак предмета.
Задачи:
Образовательная: Способствовать развитию навыков правильного, грамотного письма.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, добросовестности, честности, дисциплинированности, умение работать в паре.
Развивающая: продолжать развивать мыслительные операции и обогащать устную речь и письменную посредством коррекционных упражнений.
Коррекционная: корригировать слуховое и зрительное восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез), внимание, память; обогащать и пополнять словарный запас учащихся.
Продолжительность занятия: 40 минут
Оборудование: учебник- Русский зык. 4 класс. Авторы – составители: А.К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова. – М. : Просвещение, 2011., мультимедийный проектор, экран, презентация (11 слайдов), раздаточный материал
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку
Ноги прямо я поставлю
Локоточки разведу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я примусь.
Ребята! Давайте, поздороваемся с гостями,
скажем «Добрый день!» Проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку
Постановка целей и задач. - Какую тему мы начали учить на предыдущих уроках. Какая будет тема сегодняшнего урока? (Может быть мы закончили уже тему признаки предметов, нам пора проверочную или контрольную работу провести, или мы еще не все усвоили?)
Итак, мы сегодня продолжаем изучать слова, обозначающие признаки предметов. Мы будем учиться находить слова-признаки в предложениях. Выучим правило. Определим для чего в речи нужны слова, обозначающие признаки предметов Ответы обучающихся
Проверка домашнего задания
Какое домашнее задание было у вас?
Поднимите руку, кто справился с заданием сам? Кому помогли родители? Кто не смог выполнить?
Давайте проверим одну работу. Ответы обучающихся
Работа в парах. - У вас на партах есть задания.
1 группа- расшифруйте слово.
2 группа – соберите картинку.
3 группа – соберите слово из слогов
1 группа - Богдан, Алеша, Кристина, Дима
2 группа – Полина К., Коля, Валера, Полина
3 группа – Денис, Гоша
Минутка чистописания. Какие слова у вас получились?
Какая согласная буква встречается во всех этих словах?
Денис покажи в алфавите букву Т.
Проведем минутку чистописания с буквой Тт.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Внимательно посмотрите на экран и приступайте к работе.
Подчеркните простым карандашом букву Т в словах.
Сосчитайте, сколько раз встречается.
Почему в слове Толик пишется большая буква Т? Телефон, трактор, телевизор
Буква Т
Демонстрация буквы.
Пишут
Подчеркивают
Отвечают. Имена людей пишутся с большой буквы
Физминутка Мы писали, мы писали, наши пальчики устали
Мы немножко отдохнем и опять писать начнем Повторяют действия за учителем.
Повторение.
Расширение лексической темы Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте первый отрывок. Угадали какой это зверек?
Читаем второй отрывок. Вы узнали зверька?
Назовите слова, которые помогли узнать.
Что обозначают слова лесной, длинный, коротенький, пушистая
Как подчеркиваем? Обучающиеся не могут определить
Это заяц.
Лесной, длинный, коротенький, пушистая.
…признак предмета.
Подчеркиваем волнистой линией.
Работа в тетради. Спишите текст, подчеркните названия признаков волнистой линией. Письмо в тетрадях
Повторение правила. Итак, давайте вспомним правило.
Хором
По колонкам
1 ученик из колонки Названия признаков – это слова, которые отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Определение роли слов-признаков Для чего в речи нужны слова, обозначающие признаки предметов?
Слова- признаки украшают нашу речь, делают ее выразительной, помогают охарактеризовать предмет Обучающиеся отвечают
Работа с простенками Посмотрите, на простенках в классе есть картинки. Молча рассмотрите их. Я зачитаю начало предложения вы должны ладошкой показать, какое подходящее по смыслу слово надо вставить
Хитрый, как…
Ловкий, как…
Упрямый, как …
Трудолюбивый, как…
Смелый, как … Указывают ладошкой слова
Лиса, обезьяна, осел, муравей, лев
Физминутка Открывай скорее книжку…. Выполняют движения.
Работа учебнику Стр. 137. Упр. 44
Обучающиеся читают.
Выполняют самостоятельно в тетради
Логическая задача. У меня есть апельсин и яблоко. Апельсин не в синей коробочке, яблоко не в зеленой. Где что лежит? Размышляют, угадывают.
Домашнее задание. 1-2 группа: стр. 138 упр.45
3 группа: индивидуальное задание по карточке Выполняют задание самостоятельно или с помощью родителей
Рефлексия Какие задания вам понравились?
На какие вопросы отвечают названия признаков?
Как подчеркиваем?

Ответы обучающихся
Подведение итогов Посмотрите на экран и скажите, какую бы вы картинку выбрали для себя после этого урока.
Обозначают на смайлике.

Приложение.

Разгадай слово.
8 1 5 1 10 6 19

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
е з в и л о р т н ф
Собери слово
те левизорСобери разрезную картинку.


Самоанализ урока.
Это пятый урок по теме.
Оргмомент – настрой учащихся на работу, активизация знаний
Проверка д/з – установить правильность и осознанность выполнения д/з.
Чистописание – отработка написания буквы Тт.
Словарная работа –повторить недавно изученные словарные слова
Повторение и расширение лексической темы – применение умений в сходной ситуации.
Работа с простенками – смена динамических поз, развитие и коррекция мыслительной деятельности
Работа с правилом –отработка правила, умение применять полученные знания на практике
Логическая задача – развитие и коррекция восприятия, мышления
Итог – отметить работу учащихся, выяснить, как усвоен материал.
Используемые методы –парная работа с карточками, беседа, работа с тетрадью и учебником, работа с простенками, работа с предметными картинками, самостоятельная работа
На уроке использовала следующие методы обучения: работа с наглядностью, работа с книгой, упражнения, беседа, самостоятельная работа, ИКТ.
Приемы: сообщение условий задания, выполнение задания, анализ результатов задания, контроль за правильностью выполнения задания.
Время на каждый этап урока было распределено с учетом рационального его использования. Основное время пришлось на этап закрепления и расширения лексической темы. Отбор дидактического материала, наглядных пособий соответствовал цели урока. Мотивацией для активизации учащихся были игровые моменты, элементы здоровьесберегающей технологии, наглядность, ИКТ.
Сохранялся охранительный режим (физминутка, пальчиковая гимнастика). Использовался индивидуальный подход.
В конце каждого этапа подводился итог, оценка работы. .Все методы способствовали обучению и воспитанию. Цели, поставленные на уроке, были достигнуты.