Презентация проектной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» по теме «Все, что существует».


Проектная деятельность «Путь к грамотности»Российская Федерация Муниципальное общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ №71 г.о.г. ВоронежНаш девиз на пути к грамотности: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»Учебный предмет: русский языкУчастники: учащиеся 4 «Б» классаРуководитель проекта: Рожманова В.П.2014-2015 уч. год Краткая аннотация к проекту «Паспорт имени существительного»Метод проектно-исследовательской деятельности во внеурочной работе по русскому языку Проект реализуется в рамках образовательного курса В.П. Канакиной «Русский язык в 4 классе». Основная задача начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка. Одним из способов реализации данного принципа является организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников во внеурочное время. Учителем начальных классов работаю около 40 лет. Считаю возможным использование проектно-исследовательского метода на занятиях факультатива «Юный лингвист» (русский язык). Свою работу начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей своих учеников, провела работу с родителями. На основе полученных данных, интереса родителей к новому методу, спланировала проектную деятельность учащихся. Используя метод проекта, создавалась возможность изменить характер учебной деятельности. Из репродуктивной она превращается в поисковую и творческую. Меняется позиция ребенка в образовании и его отношение к учебе: ученик сам познает, открывает, осмысливает и применяет полученные знания. И.Г. Песталоцци писал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Я, как учитель, стараюсь направить действия учеников, помочь им не потеряться в безбрежном мире информации. Вместе с ребятами мы отправились в большое путешествие «Путь к грамотности». На пути к грамотности мы выбрали девизом выражение: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». В проектной деятельности по русскому языку используем игровой прием «Ромашка»Лепестками ромашки являются определенные понятия, которые отражены в каждом мини-проекте, а именно: ТемаЦельЗадачаГипотезаИнформацияИнформационный продукт Презентация ТЕМА – предмет исследованияТОЛКОВАНИЕ ТЕРМИНОВ (РАЗБОР ПРОБНОГО ПРОЕКТА) ЦЕЛЬ – ответ на вопрос «Зачем проводится это исследование?» Главная задача:узнать, выяснить, расследоватьЗАДАЧА – это то, что необходимо выполнить, решить, чтобы достичь цели ГИПОТЕЗА – это предположение для объяснения какого-то явления (подтверждение, проверка опытным путем)ИНФОРМАЦИЯ: *Устная и письменная (статьи, книги, интернет); *Визуальная – фото, картинки, графика, таблицы ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ – это то, что создано (результат исследования)ПРЕЗЕНТАЦИЯ – это защита проекта Использовались такие формы работы, как: «Библиографический поиск» (учащиеся пробуют себя поочередно в социальной роли дежурного библиографа, учат других работать со справочной литературой, словарями).Это и мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки, викторины, ребусы, кроссворды – «Банк заданий».Учащиеся проводили исследования, пробуя себя в роли ученых.Таким образом, проектно-исследовательская работа имеет немалую практическую ценность: она представляет собой полезный материал для уроков русского языка, олимпиад, конкурсов. Организуя проектную деятельность школьников в области русского языка «Морфология», учим:* Видеть проблемы;* Использовать полученные знания в различных учебных ситуациях;* Планировать конечный результат;* Научиться работать в группах;* Научиться пользоваться различными источниками информации и публично выступать с отчетом (выбор любой формы отчетности). Разработан итоговый проект «Всезнающие имена существительные». Проект состоит из шести мини-проектов.Темы мини-проектов:1. Всё, что существует;2. Собственные и нарицательные имена существительные;3. Категория одушевленности и неодушевленных имён существительных;4. Категория рода и числа имени существительного;5. Великолепная шестёрка падежей;6. Всезнающие имена существительные.ИТОГИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проект «Паспорт имени существительного» (игровой прием –ромашка)ЦЕЛЬ: составить паспорт имени существительногоЗАДАЧИ: 1. Выяснить назначение паспорта как документа 2. Выявить постоянные и непостоянные признаки имени существительногоИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ:алгоритм морфологического разбора; банк заданий Тема выбрана для того, чтобы узнать, как составляется паспорт для частей речиЧто такое паспорт?Паспорт – официальный документ, удостоверяющий личность владельца. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова) В древние времена паспорт – это былоразрешение на вход в городские ворота. На сегодняшний день выделяют 11 видов паспортов, созданных по определенным стандартам. Дежурный библиограф – Сидоров В.На смену паспорту может прийти пластиковая карта. Эта карта представляет собой матери-альный носитель информации с персональными данными гражданина, в том числе биометричес-кими. Изготавливать эти карты планируют по единому для всей территории России образцу. Все данные будут приведены на русском языке.По желанию владельца пластикового документа будут указаны сведения об ИНН и СНИЛС. ВИДЫ ПАСПОРТОВЯ достаю из широких штанинСвой новенький паспорт.Горд я собой:Я гражданинРоссийского государства!Паспорт гражданина РФДипломатический паспортСлужебный паспортЗаграничный паспортТехнический паспортВ паспорте – самая важная информация. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАПаспорт поможет обобщить и запомнить всеморфологические признаки имени существительного;запомнить схему морфологического разбораМЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ* Изучение источника (анализ лингвистических текстов);* социологический опрос ;* интервью;* наблюдение, эксперимент (опыт с целью исследования);* этимологический анализ: история слова (работа библиографа) * Сбор информации «Поисковик» (справочники, книги, статьи в журналах, рекламные листы, интернет)* Исследование* Результат исследования* Итоги проекта: информационный продукт* Вывод проекта: логический итог рассужденийЭТАПЫ МИНИ-ПРОЕКТА МИНИ - ПРОЕКТ №1ПРЕЗЕНТАЦИЯЦЕЛЬ: создание информационного продукта ЗАДАЧИ: 1. Выяснить, что могут называтьимена существительные2.Выявить общее грамматическое значение предметности существительныхГИПОТЕЗА: существитель-ное появилось в речи в числе первых словИНФОРМАЦИЯ: изучение источников ИНФОРМПРОДУКТ – таблицаТЕМА: «ВСЕ ,ЧТО СУЩЕСТВУЕТ» 1. Распределение обязанностей2. Поиск информации(энциклопедии, интернет, словари)3. Социальный опрос среди учащихся ГРУППА №1 «ПОИСКОВИКИ» ПЛАН РАБОТЫ4. Морфологическая задача5. Составление таблицы 6. Мозговой штурм 7. Итоги проекта Основополагающий вопрос: Что могут называть имена существительные? Проблемный вопрос:«Чем отличается «предмет» в грамматике от предмета в повседневной жизни?»Поиск информации«Частотный словарь русского языка»Из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи. Вывод: это самая частотная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи (44%) – это имя существительноеВопрос, направляющий проект СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС СРЕДИ УЧАЩИХСЯВОПРОС: Как вы выделяете среди частей речи имена существительные? Всего опрошено: 35 человекЗатруднялись в ответе Имена существительные – первые слова в речи ребенкаПознавая природу, первобытные люди давали названия окружающимпредметам и явлениям Почему слова, называющие действия(бег, ходьба) или признаки (доброта, любовь), являются именами существительными?Ответ: - Отвечают на вопрос ЧТО ? - Выражают значение предметности - Имеют грамматические признаки: рода, числаМОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА Вопрос: Что могут называть имена существительные?Составлена таблица (информационный продукт) «Значение имени существительного»{1FECB4D8-DB02-4DC6-A0A2-4F2EBAE1DC90}событий (каникулы, отпуск)насекомых (комар, муха) людей (мальчик, дедушка); чувства (любовь, радость)растений (ясень, дуб);птиц (орел, ворон);рыб (карп, окунь);зверей (рысь, тигр)КТО? ЧТО?обозначают названияявлений природы (ветер, снег)веществ (глина, песок)вещей (пальто, куртка)значения действий (чтение, беготня, ходьба, движение) Из данных слов выбрать слова со «своим» значением предметности: гроза, свист, воробей, грусть, прыжок, концерт, любовь, дождь, белка, поездка, снегопад, радость, праздник, ходьба, город …Явления природыСобытияЧувстваДействияМОЗГОВОЙ ШТУРМгроза, дождь, снегопадконцерт, праздник, поездкарадость, грусть, любовьпрыжок, свист, ходьба

Вывод: имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО или ЧТО?ИТОГИ ПРОЕКТА (результаты поиска информации) УЗНАЛИ: * Имя существительное – ведущая и наиболее * Общее грамматическое значение предметности * Две опорыВопросыкто? что?Смысловые группы (не только конкретные предметы) Таблица «Значение имени существительного» (информационный продукт) включен в паспорт имени существительногосуществительныхсамостоятельная и частотная часть речи Например: книга, тетрадь – это имена существительные