Конспект урока по русскому языку на тему: Распознавание и употребление слов, называющих предметы, признаки и действия (3 класс)


Дата:


Предмет, класс, № урока
русский язык 3 класс

Учитель:
Петрова В.Н.

Тема урока:
Распознавание и употребление слов, называющих предметы, признаки и действия.

Основная идея
развивать критическое мышление, умение вести диалог, применять методы оценивания, использовать свою активность на пользу группы ;

Цели:
развитие орфографических умений видеть и правильно писать слова с изученными орфограммами;
расширить понятие учащихся о лексическом значении слова; научить находить в толковом словаре справки при определении многозначности слова, определять, в каком именно лексическом значении употребляется то или иное многозначное слово;
учить усваивать знания с помощью практической, аналитической деятельности;
развитие умения самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы; развитие умения планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;


Критерии успеха

Все ученики
Большинство учеников
Отдельные ученики

работают в группах ,парах , индивидуально; выделяют главное, осмысленно читают текст, выполняют задания опираясь на свои знания; правильно пишут слова с изученными орфограммами ; отвечают на вопросы учителя, извлекают информацию из рисунков, карт; используют толковый словарь для раскрытия значения слов; распознают и употребляют слова, называющие предметы, признаки и действия.
принимают решение о постоянном пополнении своих знаний новыми сведениями; прогнозируют предстоящую работу;

обдумывают ответы, находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывают информацию из одной формы в другую;


Время

Этапы
урока
Что делает учитель?
Что делают ученики?
Оценивание
Используемые модули
Ресурсы

Выз
ов

2-3 мин.
Орг.
момент
- Посмотрите, какая сегодня хорошая погода. Солнышко приветствует нас и дарит свои лучики добра, счастья, здоровья. Оно «улыбается» нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу.
Улыбнулись друг другу (для позитивного настроя)

Формативное
(похвала)
Оценивание для обучения
Лидерство



15 мин
Актуализация знаний
Проверка д/з
Сегодня мы с вами вспомним изученный во 2-ом классе материал , но сначала давайте откроем тетради и запишем число
4 октября
Классная работа
минутка чистописания
Икк
Кик
инженер,контролёр ,кассир
Работа над словарными словами
Сколько звуков, сколько букв в словах?
Подчеркните согласные


у доски работают//
4 ученика
записывают минутку чистописания, слова, объясните написание слов,
размышляют, выполняют задание, обосновывают свой ответ.


Формативное (взаимное оценивание)
суммативное оценивание
Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа)
Учебник, рабочие тетради




осмысление

20 мин

Освоение нового, применение знаний
 Проблемный вопрос 
Начнём мы с загадки. Ответ на неё вы можете дать сразу, а можете и подумать, а ответить в конце урока.
Не мёд, а ко всему липнут. ( Слова )
-Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста! (клей, жвачка, варенье).
- Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы ещё раз дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются.
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова -
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
Учитель: Удалось ли герою стихотворения и вам “придумать” новое слово? Давайте исследуем его.
Дата. Разбор у доски (письменно):
Плим – существительное (что?) плим.
н.ф. – плим
Одушевленное, нарицательное, 2 склонение, мужской род в именительном падеже в единственном числе.
Вот прыгает и скачет плим, плим, плим.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).
И все-таки это не слово! Почему? (Нет лексического значения). Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла!
Значение – важнейший признак слова. Без него нет слова и не может быть!
Смысл слова и есть его лексическое значение.
Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.
-Что мы должны узнать на уроке?
1. Что такое «лексика»?
2. Сколько лексических значений имеет слово?
3. Как определить лексическое значение слов?
4. Какие слова называются многозначными?
Дети получают карточки, работают самостоятельно)
- Какую цель поставим перед собой?
Банан
Банан, -а, родительный падеж множественное число -ов, мужской род Высокое тропическое растение с большими листьями, а также его удлинённый и слегка изогнутый сладкий мучнистый плод, растущий в соплодии.
прилагательное банановый, -ая, -ое. Семейство банановых (сущ.).
Практическое задание
значение слов
Абзац
вокзал
стр 26
подберите антонимы
Продолжите начатые предложения антонимами.
В поле холодно, а в доме _____________.
Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ______________ .
Подбери антонимы к подчеркнутым словам.
лёгкий чемодан -________, лёгкая задача -_________, мелкий почерк-__________
узкая тропинка______________,
определяют тему урока, ставят цель

размышляют, выполняют задание, обосновывают свой ответ.,

























работают в паре

































работают в группе ,высказывают свои предположения
оценивают свою работу смайликами


Оценивание для обучения
Критическое мышление
Лидерство



учебник
Ах3,


Рефлексия
5
мин
Анализ урока, домашнее задание
Домашнее задание:
стр 27 упр 80
Оцените свою работу на уроке. лестница достижений
записывают домашнее задание в дневники
Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме

Лидерство

Критическое мышление



ђ Заголовок 315