Сценарий познавательной игры-путешествия «Как ёж Митрофан в заповедник ходил»

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
центр внешкольной работы станицы Полтавской











Сценарий
познавательной игры-путешествия

«Как ёж Митрофан в
заповедник ходил»





Подготовил:
Педагог – организатор
Рогожникова Л.В.









ст. Полтавская
2013 год
Цель мероприятия: познакомить детей с многообразием растительного и животного мира Кавказского биосферного заповедника.

Задачи:
- воспитывать любовь к природе;
- прививать чувство ответственности за сохранение и сбережение природных ресурсов;
- развивать культуру речи, познавательный интерес, творческие способности младших школьников;
- формировать умение работать и общаться в группе сверстников.

Оборудование: доска с картой Кавказского заповедника, рисунки персонажей, электронная презентация; мультимедийный проектор, ноутбук.

Класс делится на три команды.
Ведущий: Добрый день, ребята! Мы с вами живем в красивейшем уголке нашей страны – Краснодарском крае, который еще носит название Кубань. Земли ее расположены на Северном Кавказе, поэтому сокровищем Кубани по праву считается Черноморское побережье и Кавказские горы.
Ребята, а вы любите природу?
Как вы думаете, что такое природа?
Учащиеся отвечают на вопрос и получают жетон за правильный ответ.
Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Вы любите сказки?
Я приглашаю вас в сказку-путешествие по Кавказскому заповеднику. Итак, сказка начинается
Жил да был не так далеко от Кавказских гор в чудесном лесу ёж по имени Митрофан (ведущий прикрепляет к карте рисунок ежа) с бабушкой. Жили они поживали, горя не знали в уютной норке под корнями дуба.
Перед вами, ребята, веточки деревьев. Давайте попробуем среди этих веточек найти дубовые. (Команда, справившаяся с заданием быстрее всех, получает жетон)
Дружил ёжик Митрофан со всеми зверями и птицами, но особенно с белкой Марьей (ведущий прикрепляет к карте рисунок белки). Однажды получила белка с птичьей почтой весточку от родичей белочек из кавказского заповедника и в гости к ним ускакала. Да так ей там понравилась, что решила она там пожить немного. Пришла осень. Ежи стали запасы делать на зиму. Загрустил наш Митрофан, стал вспоминать, как они с белкой на зиму запасались. Она ему орехи с дерева сбрасывала, а он ей грибы на ниточку нанизывала.
Конкурс «Грибники»: команда нанизывает на веревочку бумажные грибы, засекается время. Победившая команда получает жетон.
Пережили они зиму лютую, выбрались на весеннее солнышко и опять Митрофан подружку Марью вспомнил:
- Да что же это за заповедник такой, куда Марья убежала. Бабушка, может ты знаешь?
Бабушка отвечает:
- Долго живу, много знаю. Все, что знаю – тебе расскажу:
Край тот удивляет и восхищает красотой. Горами, лесами и реками. Но не мало терпит бед природа от нерадивого человека. И все же есть люди, которым не безразлична судьба природных богатств. Они охраняют ее и создают заповедники.
Ежик спрашивает: - Что такое «ЗАПОВЕДНИК»?
А вы, ребята, знаете? (слайд № 1)
Учащиеся отвечают на вопрос и получают жетон за правильный ответ.
Заповедник – это участок земли, где сохранились ценные вековые деревья и растения. Некоторые из них больше нигде не встречаются. И животные там живут безбоязненно. Никто не имеет права их тронуть, только ученые и лесники наблюдают за происходящим в заповедном уголке, а потом рассказывают людям, как там живется растениям и животным. Это чудное место, куду белка ускакала, называется Кавказский биосферный заповедник.
Рассказ бабушки запал в душу Митрофана. Утром он сказал бабушке: - Благослови в дорогу. Хочу заповедник посмотреть и белку Марью навестить.
Всплакнула бабушка, но делать нечего. И отправился ёжик в дорогу. Бежал, бежал ёжик и добежал до города. А как город называется, вы мне, ребята, сами скажете. В каком городе в 2014 году будут проходить Олимпийские игры?
Учащиеся отвечают на вопрос и получают жетон за правильный ответ.
А еще, ребята там есть река с таким же названием – Сочи, и наш ёжик дошел до этой реки. А кто мне скажет, какие существа живет в речке?
Учащиеся отвечают на вопрос и получают жетон за правильный ответ.
Ведущий прикрепляет к карте рисунок рыбки.
Пошел ёжик дальше. Слышит:
- Стой, кто идет?
Митрофан отвечает:
- А ты кто?
- А я – кавказский ёжик, границу охраняю.
- Я – Митрофан. Белку Марью ищу. Ты же меня пропустишь?
- Конечно. Зверям и птицам вход свободный. А вот туристов, лесорубов, браконьеров пускать не велено.
Ребята, а как вы думаете почему?
Учащиеся отвечают на вопрос и получают жетон за правильный ответ.
Остановился Митрофан у кавказского ежа отдохнуть после долгой дороги. Еж его разными вкусностями угощал.
Конкурс «У ёжика на столе»: перечисляются продукты питания, названия овощей, фруктов и ягод, а участники команд должны ответить, едят ли эти продукты ежи.
Показал Митрофану новый друг деревья разные: буки, грабы, кустарники – лавровишни и рододендроны, цветов великое множество (слайды).
Простились ежи и Митрофан дальше побежал мимо кленов, ясеней и каштанов. Кругом ни души: ни костры не горят, ни людей не слышно. Звери ходят, где хотят, и никого не боятся. Возле диких груш и яблок ёжик увидел стадо диких Серн (ведущий прикрепляет к карте рисунок серны).
Они испугались ёжика и засвистели.
- Что вы свистите, подмогу зовете? Все на одного, да, - обиделся ёжик.
- Нет, - отвечают серны. – Мы свистим, когда бьём тревогу. Мы, серны – родня антилопам. Живем высоко в горах, только летом спускаемся на равнину, потому что в лесу много корма. Ой! Сюда кто-то бежит! – и легконогие серны снялись с места и, тревожно посвистывая, ускакали.
А на поляну выбежал большой папа-кабан с детишками – маленькими поросятами (ведущий прикрепляет к карте рисунок кабана).
- Привет! – говорит кабан. Пойдем с нами чинарики поедим.
- А что такое чинарики? – спрашивает Митрофан.
- Чинарики – это буковые орешки. Раньше буковое дерево чинариком называли.
Ел их Митрофан и нахваливал, и малину ел, и ежевику.
Ребята, а вызнаете, какие ягоды можно кушать, а какие нельзя?
Ведущий перечисляет названия ягод, а участники команд выбирают съедобные (за правильно выбранную ягоду команда получает жетон).
Вот и пошел наш еж дальше, а навстречу ему другой еж – средний брат кавказского:
- Пойдем, я тебя провожу, - предложил средний брат.
Идут они вместе, а новый знакомый и рассказывает (слайды):
Горы здесь высокие, достигают трех тысяч метров. Вершины гор покрыты снегом. Именно там рождаются бурные реки заповедника: Белая, Малая Лаба, Мзымта. А еще в горах несколько метеостанций там ученые собирают данные, о климате, о дождях. Как вы думаете ребята зачем? Чтобы знать какая будет погода, какой будет сток снежных лавин, не будет ли наводнения или землетресения.
-А как же мне горы перейти?- спросил Митрофан.
- А тебе Туры помогут, - ответил новый друг- они высоко в горах живут, ходят только по одним тем же тропам, и спускаются с гор только вечером , а мне пора.
До вечера было еще далеко, и решил наш ежик по скалам погулять. Нашел расщелину, которая вела в пещеру. Он спускался все глубже и глубже. А в пещере встретил. Как вы думаете кого? Конечно же, летучих мышей (ведущий прикрепляет к карте рисунок летучих мышей). В заповеднике их много разновидностей: нетопыри, кожаны и подковоносы. Каждая разновидность живет в своей пещере и никого чужого туда не пустит.
Пещер здесь очень много. Одна красивее другой. Стены блестят кристаллами. Из потолка и пола растут огромные сталактиты и сталагмиты. В пещерах всегда сыро. Вода, испаряясь, оставляет известковые наросты - сталактиты. Самая большая пещера – Воронцовская. Длина ее пять километров, а высота – 20 метров. Внутри нее находится озеро. В этой пещере когда-то жили первобытные люди.
Распрощался ежик с мышами, вышел из пещеры и увидел долгожданных туров (ведущий прикрепляет к карте рисунок тура).
- Перевезите меня через горы, - попросил их Митрофан.
- Садись мне на спину, - сказал вожак. – Мы очень быстро скачем по самым крутым склонам.
Они поскакали и ёжик даже зажмурился, боясь огромной высоты. Когда переход был закончен, Митрофан оказался на Умнырской поляне. первым кто ему встретился, был огромный покрытый шерстью зверь. Как вы думаете, кто это?
Это был ЗУБР (ведущий прикрепляет к карте рисунок зубра). По дороге он рассказал ежику историю создания заповедника:
- Больше ста лет назад были здесь охотничьи угодья. Охотники перестреляли всех зверей, а лесничий – Христофор Георгиевич Шапошников – стал добиваться создания на Кавказе заповедника, чтобы сохранить ценные породы растений и животных. Во время войны с 41 по 45 год прошлого века заповедник понес большие потери. Очень долго восстанавливался. Сейчас он один из самых больших заповедников России. Считается самым ценным уголком нетронутой природы. Здесь есть леса, которым 400 лет, а самшитовой роще – больше 30 миллионов лет. Самый ценный пушной зверь заповедника – куница. Есть и другие хищники: медведь, волк, лиса, барсук, дикий кот, рысь.
Ребята, вы знаете, что такое «красная книга» и почему она так называется? (Учащиеся отвечают на вопрос и получают жетон за правильный ответ)
Выбранный цвет – красный – предупреждает об опасности, нависшей над многими видами растений и животных: жук-олень, мышь-прометена, шестизубый короед.
Беседуя Митрофан и зубр дошли до самой высокой горы Цахвоа, которая дала приют многим редким растениям и животным. У ее подножия они и распрощались.
Зубр пошел своей тропой, а наш ёжик побежал дальше, на встречу с белкой Марьей.
А белка к тому времени на стол накрыла и ежика ждет, в окошко выглядывает.
Пришел ёжик, сели за стол и давай друг дружке рассказывать, у кого как год пролетел.
- Уже октябрь, - удивился ежик. – Как же я до зимы домой успею?!
- Оставайся у нас зимовать, - предложила Марья. – Я тебя со своим друзьями познакомлю и норку тебе удобную найду.
На том и порешили, а чтобы бабушка не беспокоилась, ей телеграмму по птичьей почте направили. И ежик Митрофан лег спать со спокойной душой до весны в новой норке. И уже не слышал, как тихими хлопьями стал падать с небес белый пушистый снег
Вот такая сказка.
15