Тюргешский каганат (7 класс)


Дата:
Класс: 7-й класс
Предмет: История Казахстана
Урок № 4
Тема : Тюргешский каганат (704-756 г.г.).
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: территория и население каганата, внутреннее и внешнеполитическое положение каганата, хозяйство, согдийцы в Жетысу.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия
Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Тип урока: комбинированный урок
Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Этап урока
Время
Приемы, методы
Что делают ученики
Что делает учитель

Организационный
1-3 минут

Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.

Проверка домашнего задания
15-17 минут
Индивидуальный опрос
Ответы на вопросы учителя
Контроль усвоения учащимися домашнего задания

Подготовка к усвоению нового материала
1-2 минуты
Интерактивный (метод мозгового штурма), репродуктивный
Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся

Усвоение новых знаний
15-20 минут
Объяснительно-иллюстративный,
самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы

Закрепление новых знаний
1-3 минут
Репродуктивный
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)

Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты

Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания

Времени всего
45 минут




2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос.
Кто такие тюрки? Какие современные народы происходят от тюрков?
Расскажите об образовании Западно-Тюркского каганата. Скажите, с какими государствами он граничил.
Что послужило причиной ослабления и распада Западно-тюркского каганата? Какие государства способствовали распад Западно-тюркского каганата?
Что вы запомнили о системе «он ок будун», введенной каганом Ешбаром?
Дайте определение терминов «каган», «селиф», «тудуны», «беки», «таты».
Каковы особенности хозяйства жителей Западно-Тюркского каганата?

Подготовка к усвоению нового материала
После распада Западно-Тюркского каганата междуусобные распри между родственными народами не закончились. На этот раз, кроме борьбы среди тюрков, добавилась также борьба и между самими тюргешами. Такой крайне неустойчивой ситуацией решились воспользоваться два огромных государства, сформировавшиеся в это время на границах тюрков – Танская (Китай) империя и Арабский халифат. Столкновение интересов столь разных народов и государств не способствовало установлению стабильности в регионе – между различными сторонами начинаются столкновения и битвы.

Усвоение новых знаний

Образование Тюргешского каганата.
В 704 г. племена тюргешей свергли власть западных тюрков и создали свое государство – Тюргешский каганат

Территория

Шаш (Ташкент) в Средней Азии Бесбалык и Турфан в Восточном Туркестане
бассейны рек
Чу, Или и Таласа
Основной район – Семиречье, юго-запад Казахстана.
Государство было разделено основателем Ушлик (Учлик) каганом на две части – Большую и Малую орды.
Столица (ставка Большой Орды) – город Суяб, ставка Малой Орды – Кунгит (на берегу р. Или).

Этнический состав
Этническим ядром Тюргешского каганата стали племена тюргешей, проживавшие в долине рек Чу и Или, а население состаяло в своей массе из тюркоязычных племен. Племена тюргешей находились по отношению к другим в возвышенном положении, но в то же время между племенами желтых (сары) и черных (кара) тюргешей велась междоусобная борьба.

Политическая история
Глава государства – каган.
Само государство разделено на 20 административных владений, каждое из которых в случае войны должно было выставить по 20 тысяч человек.
Учлик каган (704-706 гг.) – создатель государства, большое внимание уделял политико-административному укреплению каганата.
Сакал каган (706-711 гг.). при нем обостряются противоречия между черными и желтыми тюргешами. Тогда же Восточно-тюркский каган КАПАГАН, нападает на тюргешей, добивается успеха (в одной из битв погиб сам Сакал), но попытка Капагана захватить власть заканчивается неудачно. К власти приходит:
Сулук каган (715-738 гг.) – противостоял арабам (Арабский каганат), китайцам (Танская империя) и восточным тюркам. При нем:
Переносит столицу в Тараз (Талас);
Ведет военную и политическую борьбу по всем направлениям;
Посещает с дипломатической миссией Танскую империю и выдает свою дочь за восточно-тюркского кагана Бильге;
Объединив силы с народами Средней Азии (жителями Шаша и Ферганы), полководец кагана Кули Шор в 720/721 годы разгромил арабов и изгнал с территории Согдианы;
За постоянные сражения с Сулук каганом арабы прозвали его «бодающимся» или «рогатым»;
Но в 737 году во время одного из походов под Тохаристаном Сулук каган терпит поражение от арабов, а по возвращении в Суяб он был убит собственным полководцем БАГА тарханом.

После гибели Сулука на 20 лет развернулась междоусобная борьба между желтыми и черными тюргешами, чем не преминули воспользоваться соседи. В 746 году на территорию Тюргешского каганата переселяются из Алтая племена КАРЛУКОВ, которые серьезно потеснили тюргешей. Водновременно разгорается борьба за Тюргешский каганат между арабами и китайцами, которые в 748 году захватили и разрушили город Суяб.
В середине VIII века между китайцами и арабами развернулась борьба за территорию Тюргешского каганата. Между захватчиками прошел целый ряд сражений, завершившийся в
751 год – ТАЛАССКАЯ битва близ г. Атлах близ Тараза (Таласа).пять дней длилось сражение, не принесшие не одной из сторон победы. Но на пятый день в тылу китайцев подняли восстание племена карлуков и китайцы потерпели поражение. После этого силы тюргешей оказались подорванными, а к власти пришли племена карлуков, образовав в 756 году КАРЛУКСКИЙ каганат.

Согдийцы в Жетысу.
Согдийцы – ираноязычная народность, населявшая с древности в Средней Азии и Южном Казахстане на берегах реки Кашкадарья. В VI – VII веках согдийцы попали под власть Тюркского каганата, а позже, переселившись в Жетысу, составили основную массу населения городских жителей Тюргешского каганата. Смешавшись с тюрками и тюргешами, согдийцы переняли культуру, язык, обычаи и традиции. В свою очередь и тюрки, ознакомившись с культурой согдийцев, стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. Так происходило взаимовлияние тюркского и согдийского народа, что благоприятно отразилось на развитии материальной и духовной культуры обеих гпродов.

Закрепление новых знаний
Покажите на карте территорию Тюргешского каганата и найдите его столицу.
Какие племена составляли основу Тюргешского каганата?
Как вы можете охарактеризовать внутриполитическое положение Тюргешского каганата? на какие области кАган Учлик разделил каганат?
Как вы считаете, закономерен ли был распад Тюргешского каганата? какие народы в это время пытались захватить земли тюргешей?
Какое историческое значение для региона имело переселение согдийцев в район Жетысу?

Информация о домашнем задании, инструктаж
Домашнее задание – записи в тетради, § 3, стр. учебника

Аналитическая часть урока: самоанализ урока.


Допуск к уроку: _____________________________








13PAGE 15


13PAGE 14215




15