опыт работы — применение современных инновационных технологий при обучении проектированию на уроках английского языка


ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИИЙСКОГО ЯЗЫКА руководитель ШМО иностранных языков МОУ СОШ № 13 Сальникова О.В. Необходимость использования:Критерий показателя госаккредитации «Методическая работа» «Использование инновационных методов в образовательном процессе». ФГОС ВПО, установивший компетентностный подход, закрепил требование по использованию интерактивных методов в образовательном процессе. В соответствии с письмом Рособрнадзора от 17.04.2013 № 02-55-77 ин/ак «Под инновационными методами в высшем …образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижениях науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.). «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий:компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Таким образом, Новые требования к результатам освоения образовательных программ (результатам образования) обусловливают совершенствование содержания и разработкуновых методик и технологий образовательной деятельности (преподавания/обучения) форм контроля ее результатов (мониторинг качества обучения). Цель образованияВиды учебных занятийНе превосходит уровня усвоенияслушание объяснений преподавателя,работа с учебным пособием, наблюдение за изучаемыми объектами,выполнение практических действий по инструкции. Зависимость технологий обучения от целей образования Цель образованияОриентирована на усвоение основных алгоритмов деятельностиВиды учебных занятий Конспектирование и реферирование учебного материала, Выступление с докладом в дискуссии, Решение типовых задач, Участие в дидактических играх. Зависимость технологий обучения от целей образования Цель образованияНаправлена на формирование опыта поисковой деятельностиВиды учебных занятий Проблемное обучение, Игровое обучение, Реальное проектирование, Разбор нетиповых производственных ситуаций. Зависимость технологий обучения от целей образования Инновационные образовательные технологииИнновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта; Конечный результат инновационной деятельности: новый или усовершенствованный проект; новый или усовершенствованный процесс, используемый в практической деятельности. Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Суть инновационной деятельности в педагогике: внедрение в конкретный образовательный процесс научных разработок из различных областей знания и деятельности (психологии, информатики, экономики, и т.п.) Принципы, позволяющие рассматривать методику как инновационную: предполагается, что в данных педагогических условиях она не применялась. Допустимым считается адаптация уже существующей эффективной методики под конкретные педагогические условия. есть основания судить о том, что новшество повысит эффективность процессов и будет положительно влиять на качество результата обучения. Таким образом, инновационная образовательная технология - это форма организации учебного процесса, описанная на уровне нормативного документа, гарантирующая воспроизведение сходных результатов в определенных педагогических условиях, включающая некое новшество методического, организационного, технического и т.п. характера. Основные характеристикиТрадиционная модель обученияИнновационная модель обученияЦелевой акцентРезультат обучения (усвоение установленного программой объема информации)Процесс обучения (научить учиться)Роль преподавателяВедущая (источник знаний)Консультативная Формы предъявления знанийВ «готовом виде», по образцу, с преобладанием вербальных методов и текстовых формАктивные формы (игровые, проблемные, инициирование самостоятельной работы, поиска и пр.)Сравнительная характеристика традиционной и инновационной технологий обучения Сравнительная характеристика традиционной и инновационной технологий обученияОсновные характеристикиТрадиционная модель обученияИнновационная модель обученияИспользование знанийПреимущественно в типовых заданияхАкцент на прикладное использование знаний в реальных условияхПреобладающая форма учебной деятельностиФронтальная (лекции) и индивидуальная (подготовка к семинарам и контрольным)Широкое использование коллективных и групповых форм учебной работы Инновационные модели обученияКлючевые особенностиРазвиваемая характеристика традиционной модели обученияКонтекстное обучениеИнтеграция различных видов деятельности учащихся: учебной, научной практической. Создание условий, максимально приближенных к реальным.Увеличение доли практической работы ученика Имитационное обучениеИспользование игровых и имитационных форм обученияУвеличение доли активных методов обучения (имитация и имитационные игры)Сравнение характеристик инновационных моделей обучения Инновационные модели обученияКлючевые особенностиРазвиваемая характеристика традиционной модели обученияПроблемное обучениеИнициирование самостоятельного поиска учеником знаний через проблематизацию преподавателем учебного материалаИзменение характера учебного труда и учебной задачи (с репродуктивного на продуктивный, творческий)Модульное обучениеСодержание учебного материала жестко структурировано в целях его максимального усвоения, сопровождаясь обязательными блоками упражнений и контроля по каждому фрагментуСпецифическая организация учебного материала – в наиболее сжатом и понятном для ученика видеСравнение характеристик инновационных моделей обучения Инновационные модели обученияКлючевые особенностиРазвиваемая характеристика традиционной модели обученияПолное усвоение знанийРазработка вариантов достижения учебных результатов (на основе изменения параметров условий обучения) для учащихся с разными способностямиВнимание на фиксации результата обучения Дистанционное обучениеШирокий доступ к образовательным ресурсам, предельно опосредованная роль преподавателя и самостоятельная и автономная роль учащегосяИспользование новейших информационно-коммуникативных средств и технологийСравнение характеристик инновационных моделей обучения ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Различают несколько моделей обучения:пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); интерактивная - взаимодействие. Принципы интерактивного обучения: индивидуализация;гибкость;элективность;контекстный подход; развитие сотрудничества; использование методов активного обучения.Далее рассмотрим виды инновационных технологий Инновационная технология - «Электронное интерактивное обучение»Электронное интерактивное обучение – образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (Интернет и корпоративные сети) Средства и методы электронного интерактивного обучения интерактивные ресурсы и материалы, электронные библиотеки и , обучающие материалы и , обсуждения в реальном режиме времени, чаты, видеочаты, электронная почта, видеоконференции, видеоконсультации и программные приложения совместного использования (разделяемые рабочие пространства). Преимущества электронных интерактивных форм обучения Обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения. Сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы; Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации; Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности; Пример использования электронной интерактивной формы обученияСоздание электронного интерактивного видеоролика. Авторы видеопроекта -Лифанов К., Ванькова А., учащиеся 10 класса - диплом второй степени регионального конкурса интеркативных видеороликов на английском языке для учащихся 10 классов Видеопроект «Моя любимая книга» Награждение лауреатов регионального конкурса Метод изучения ситуаций (case study)Это метод обучения, когда студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса, политических тенеденций. Метод конкретных ситуации предполагает:подготовленный в письменном виде пример ситуации из практики политики либо бизнеса; самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами; совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения". Принципы формирования конкретной ситуацииВо-первых, учебная ситуация специально готовится (пишется, редактируется, конструируется) для целей обучения. Во-вторых, учебная ситуация должна соответствовать определенному концептуальному полю того учебного курса или программы, в рамках которого рассматривается. В-третьих, работа с ними должна научить студентов анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и (или) тенденции в бизнес-процессах. Таким образом, идеальная конкретная ситуация - это:занимательная история, тенденция политического направления или имевшегося случая из истории данного бизнеса; головоломка, требующая решения; обилие информации, анализ которой не тривиален и требует поиска дополнительной информации; актуальная проблема, способная дать продолжение ситуации в будущем; более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном — "теории" вопроса. Комплект материалов для работы с учебной конкретной ситуацией включает:собственно сама ситуация (текст с вопросами для обсуждения); приложения с подборкой различной информации, передающей общий контекст ситуации (копия финансовых документов, публикации, фото и др.); заключение по ситуации (возможное решение проблемы, последовавшие события); записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору ситуации. Письменное представление любой ситуации должно включать:титульный лист с кратким, запоминающимся названием ситуации (в примечании указываются автор и год написания); введение, где упоминается герой (герои) ситуации, рассказывается об истории фирмы, указывается время начала действия; основную часть, где содержатся главный массив информации, внутренняя интрига, проблема; заключение, где ситуация может "зависать" на том этапе своего развития, который требует соответствующего решения проблемы. Источники конкретных ситуацийПервый вариант - за основу берется история политики, бизнеса, а чаще всего фрагмент жизни реальной компании, информация о которой получена автором ситуации непосредственно в ходе исследовательского или консалтингового проекта, или целенаправленного сбора информацииВторой вариант — использование вторичных источников, прежде всего информации, "рассыпанной" в средствах массовой информации, специализированных журналах и изданиях, информационных вестниках и буклетах, распространяемых на выставках, презентациях и т.дТретий, наименее распространенный, вариант — описание вымышленной ситуации. Далее рассмотрим научно- исследовательскую работу ученика 11 класса с применением метода изучения ситуаций Проектная работа по английскому языку с использованием технологии «Метод изучения ситуаций» - «Парламент и и парламентские выборы в Англии» СТРУКТУРА РАБОТЫНа уроке в процессе работы над проектом по теме «Модель идеальных выборов» была задана ситуация при обсуждении , которой возникла дискуссия о преимуществах различных выборных систем мировых государствСогласно технологии метода конкретных ситуаций-1. на первом этапе учащиеся подготовили к дискуссии письменные работы с примерами выборов в разных странах;2. на втором этапе учащиеся самостоятельно изучили и обсудили заданную тему с одноклассниками под руководством учителя на уроке;3. на третьем этапе учащимся было предложено на основании проведенной дискуссии. собрать соответствующую информацию, передающую общий контекст ситуации(в данном случае документы политического архива парламентских выборов в Великобритании)4. четвертый этап включал заключении по преимуществам выборной системы Великобритании по сравнению с другими странами (подразумевалось решение проблемы, исследование нескольких примеров выборов по годам, последовавшие событи, доказательства)5.пятый этап включал составление записки для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору ситуации Parliament of England Crown-in-ParliamentHead of state and the source of executive, judicial and legislative authority in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland - the British monarch, now - Queen Elizabeth II. Инновационная технология «Проблемное обучение»Проблемное обучение [греч. problēma - задача, задание] — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.Этапы проблемного обучения:информационные, не требующие творческой активности личности, тренировочные, включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения. Формы проблемного обучения: проблемное изложение - преподаватель сам ставит проблему и решает ее; совместное обучение - преподаватель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися; творческое обучение - учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение. Научно- исследовательская работа по английскому языку с применением технологии проблемного обучения «Сообщества, организующие деятельность молодежи в России и Великобритании»Сруктура работыНа уроке по формированию навыков проектной деятельности в 11 классе мной была задана проблема - «Актуальность и востребованность работы сообществ, организующих деятельность молодежи в России и в Великобритании», следующий этап работы над проектом включал необходимый сбор информации (данные интернет), на основании которой строились доказательства и решение проблемы Проект «Special services for British and Russian youth»Выполнила: Кареева АнастасияУчитель: Сальникова Оксана Викторовна. About British youthMost 18 and 19 year-olds in Britain are quite independent people. Relationships within the British family are different now. Children have more freedom to make their own decisions.For example, children aged 13 may be employed part time in Great Britain. Aged 16 they can leave home, marry with "parents' consent". Age 18 can vote, get married, drink in pubs.Education is a very important part in the life of British youth. One can't become an independent person without it.During the last 30 years there were a lot of different trends in youth movements. Those trends are known as the "hippies", the "punks", the "rockers".Everyone in Great Britain can find the activity he likes most.ПРИМЕЧАНИЕЧтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка"в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение. Youth organisationsПРИМЕЧАНИЕЧтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка"в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение. The Prince’s TrustThe Prince's Trust aims to work with young people from four priority target groups. These are the long-term unemployed, people who have been in trouble with the law, people who are in difficulty at school, and people who have been in care. These young people are considered by the Prince's Trust as being "disadvantaged". A small number of people who are employed also go on some Prince’s Trust courses. Known as the employed participants scheme, it is used as a learning and development opportunity (to develop the employee's skills), as additional support to the programme's young people (the employed participants act as additional mentors or support to young people) and as a fundraising initiative (as the employer pays a training fee for their staff member to attend)ПРИМЕЧАНИЕЧтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка"в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение. ПРИМЕЧАНИЕЧтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка"в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение. British Youth CouncilThe British Youth Council is the National Youth Council of the UK. A youth-led charity, we empower young people aged 25 and under to influence and inform the decisions that affect their lives. We support young people to get involved in their communities and democracy locally, nationally and internationally, making a difference as volunteers, campaigners, decision-makers and leaders.We are young people - and our charity aims to help other young people, whatever their background or barriers they face, to make the world a better place for us all The British CouncilThe British Council's remit is "to build mutually beneficial cultural and educational relationships between the United Kingdom and other countries, and increase appreciation of the United Kingdom’s creative ideas and achievements." Its overseas network extends to 233 locations in over 100 countries and territories. It has headquarters in Spring Gardens, near Whitehall in Central London. There are other branch offices in Belfast, Cardiff, Manchester and Edinburgh. Этапы познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов Общие функции проблемного обучения:усвоение студентами системы знаний и способов умственной практической деятельности;развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей студентов;формирование диалектико-материалистического мышления студентов (как основы).Специальные функции проблемного обучения:воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности). Типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов:Первый: учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.Второй: столкновение учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.Третий: имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.Четвертый: имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования. Инновационная технология - Метод проектовЦель метода - развитие самообразовательной активности у учащихся. Проект определяется как организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учащихся под руководством преподавателя является новое знание.Причины использования метода проектов:необходимость не передавать учащимся знания, а научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений; актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему; умение пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Структура работы над проектом с использованием метода проектов:1. Наличие значимой в исследовательском плане задачи- «Изменение предпочтений европейцев в культуре языка», требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; Самостоятельная (индивидуальная) деятельность учащегося. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: Этапы проектирования учебной деятельности на основе метода проектов определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");выдвижение гипотезы их решения; обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования. Область применения метода проектовсбор данных в разных странах, регионах, городах сопоставление наблюдений за природными и социальными явлениями;сравнительное изучение событий, фактов для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решений;совместная познавательная деятельность.Требования, предъявляемые преподавателю при реализации метода проектов:Готовность к самостоятельной разработке методов управления поисковой и исследовательской работой студентов.Владение методом «мозговой атаки», проведения «круглого стола», статистическими методами.Активное сотрудничество преподавателей, ведущих различные предметы. Программированное обучениеЦель - повышение эффективности управления процессом обучения на базе кибернетического подхода.Обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя - отслеживание психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны алгоритмы программированного обучения прямолинейный, разветвленный, смешанный и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов и др. Принципы программированного обучениямалых шагов — учебный материал делится на малые части (шаги), чтобы обучаемым было легче им овладеть, немедленного подтверждения правильности ответа — после ответа на поставленный вопрос студент может проверить правильность ответа и только при полном совпадении его ответа с правильным он может переходить к следующему шагу. индивидуализации темпа учения — студент работает в оптимальном для себя темпе, постепенного роста трудности — значительное на первых шагах число наводящих указаний постепенно уменьшается, тем самым повышая степень трудности заданий, дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами, единообразного хода инструментального учения — принцип программ с линейной структурой. Контекстное обучениеКонтекстное обучение [лат. contextus - тесная связь, сцепление, сплетение] - обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, что обеспечивает условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. В учебно-профессиональной деятельности студенты выполняют профессиональные действия и поступки; формы организации такой деятельности практически воспроизводят формы реальной профессиональной деятельности (социальная обучающая модель). Единицей задания содержания в контекстном обучении выступает проблемная ситуация во всей своей предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Система таких ситуаций позволяет развертывать содержание образования в динамике путем задания моделируемой профессиональной деятельности, создает возможности интеграции знаний всех других научных дисциплин, необходимых для разрешения этих ситуаций. Единицей деятельности студента является поступок, посредством которого будущий специалист выполняет предметные действия в соответствии с требованиями и нормами профессии, и получает нравственный опыт, т.к. действует в соответствии с нормами отношений, принятых в данном обществе и в данном профессиональном сообществе. Тем самым решается проблема единства обучения и воспитания в рамках целостного образовательного процесса Исследовательский метод обученияИсследовательский метод обучения - организация поисковой, познавательной деятельности студентов путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Функции исследовательского метода обучения: организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.Сущность исследовательского метода обучения - преподаватель формулирует студентам проблему, а они самостоятельно ищут её решение. В данном случае предполагается применить исследовательский метод не на отдельном занятии, а в целом по дисциплине (возможно факультативе). Основные составляющие метода: Организация комплексного применения исследовательского метода обучения Метод “Учения с посредником”, разработанный Р. Фоерстейном (США)1 принцип: преподаватель готовится к работе по межпредметной теме, планирует программу работы со студентом по исследованию частной темы студента. Главным должно быть доброжелательность в общении и отсутствие оценок действий студента. 2 принцип: вывод подопечного студента за пределы исследуемой темы. Преподаватель обучает студента анализировать полученную информацию, сравнивать факты, события и группировать их, производить оценку предметов и явлений. Преподаватель-посредник разъясняет связь между предыдущими знаниями и новыми, полученными при исследовании выбранной темы. 3 принцип: преподаватель формирует понимание студентом значимости, полезности его работы по исследованию темы. Действия преподавателя заключаются в разъяснении студенту целей работы в студенческой научной группе над темой, стимулировании студента к использованию знаний и выработанных умений в новых новых ситуациях для решения возникших задач. Преимущества комплексного применения исследовательского метода обучения: а) Студент, занимаясь одной стороной комплексной проблемы, вынужден думать о проблеме в целом, так как он понимает, что если он не будет вникать в содержание проблемы в общем, то может допустить ошибки в своём индивидуальном исследовании при трактовке фактов или событий, имевших место в рассматриваемой проблеме. б) Общаясь со студентами, исследующими ту же межпредметную тему, студент, обсуждая с ними содержание проблемы, невольно развивает широту собственного мышления. в) Межпредметность темы заставляет студента осмысливать взаимосвязь изучаемых предметов и тем самым обобщать знания и лучше осваивать профессиональную образовательную программу в целом. Модульное обучениеСлово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем и целом, он означает единицу меры, величину или коэффициент. Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы обучаемых с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модули могут быть целевыми (содержат сведения о новых явлениях, фактах), информационными (материалы учебника, книги), операционными (практические упражнения и задания). [79]. Сущность модульного обучения - студент практически самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Отличие модульного обучения от других систем обучения:Содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для студента и содержит в себе объем изучаемого содержания и уровень его усвоения. Кроме того, каждый студент получает методические указания по изучению конкретного модуля. Изменяется форма общения преподавателя и студента. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение. Студент работает максимум времени самостоятельно, учится самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Алгоритм построения учебного модуля Спасибо за внимание