Статья на тему: Формирование ценностно — мотивационного отношения школьников старших классов к гуманистическим аспектам спорта г.Краснодара


В настоящее время в различных странах мира (в том числе и в нашей стране) предпринимаются попытки приобщения людей разного возраста, пола, профессий к активным занятиям физкультурой и спортом. Вместе с тем все более активные усилия направляются на повышение социально- культурного потенциала этих занятий, на использование их для решения все более широкого круга социально- культурных задач, формирование у занимающихся высокого уровня физической культуры, сочетающейся с другими элементами культуры – нравственной, эстетической, коммуникационной, экологической и др. Успех этих усилий и попыток во многом зависит от того, сформировано ли у населения ценностное отношение к физкультурно – спортивной деятельности и каков характер этого отношения: входит ли данная деятельность в систему жизненных ценностей детей, подростков, молодежи, людей среднего и старшего возраста, на какие связанные с ней ценности ориентируются в своем реальном поведении и т.д. Большое значение имеет отношение студенческой молодежи к физкультурно – спортивной деятельности. К данной социальной группе относятся юноши и девушки.
Цель исследования – научно-теоретическое обоснование путей повышения эффективности процесса приобщения школьников к гуманистическим аспектам спорта и олимпизма. Основными методами является социальной опрос на выборке численностью 50 человек, учащихся старших классов МАОУ гимназии №36.
Опрос показал, что абсолютное большинство школьников предпочитает нравственное поведение успеху спортсмена или команды в спортивных соревнованиях. Декларативное признание школьниками нравственных ценностей обнаруживается и в их ответах на вопрос о том, какие спортсмены(команды) заслуживают более высокой оценки и одобрения: те, которые добились победы в ответственных соревнованиях, хотя при этом действовали не очень красиво, допустили нарушения правил честной игры, или те, которые строго соблюдали данные правила, доставили зрителям удовольствие красотой своих действий, но все-таки не добились победы. Большая часть опрошенных 60% предпочла вторую, более нравственную позицию, и лишь 20% -первую.
Далее отмечается, что отражением большого интереса школьников к Олимпийским играм явилось то, что подавляющее большинство подчеркнуло внимание к ним. Соответственно этому абсолютное большинство школьников хотели бы знать больше об Олимпийских играх и олимпийском движении 52% опрошенных. Большинство школьников не сумели назвать девиз современного олимпийского движения, проявили абсолютную неосведомленность в отношении олимпийской партии.
Выявлено , что нравственные аспекты поведения олимпийцев являются наименее популярными. Большинству школьников в тех спортсменах, которые являются для них идеалом, образцом для подражания, нравится в первую очередь их способность показывать высокие спортивные результаты и их профессиональное мастерство.
Ограниченное представление школьников о гуманистическом потенциале спорта отражается на тех целях, которые ставят перед собой в ходе занятий спортом. Большинство опрошенных ограничивает свои цели и задачи стремлением сохранить и укрепить здоровье, стать более физически развитыми. Значительно реже ставится задача использовать эти занятия для формирования и развития духовных( нравственных, эстетических, интеллектуальных и др.) качеств и способностей.
Анализ результатов опроса показал, что большинство респондентов недооценивает гуманистический, социально-культурный потенциал олимпизма.
В связи с этим у респондентов отсутствует ярко выраженная направленность на социально-культурные ценности спорта и спортивной деятельности. Такое мнение проявляется в ориентации респондентов на решение узкого круга задач в физкультурно - спортивной работе со школьниками. На занятиях и спортивных тренировках основное внимание уделяется лишь физическому воспитанию. Занятие редко используются для формирования и совершенствования творческих, эстетических и др. духовных способностей школьников, коммуникативной культуры.
Таковы основные социальные проблемы и противоречия, оказывающие негативное влияние на олимпизм и снижающие его гуманистический потенциал. С учётом этих проблем и противоречий, с целью их преодоления, а также коррекции ценностно-мотивационного отношения школьников к спорту и олимпизму необходима разработка модели системы олимпийского образования как основной формы приобщения школьников к идеалам и ценностям олимпизма.