Урок по инженерной графике: Графическая работа Чертеж группы геометрических тел


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директор колледжа по УР
_____________Н.Н. Шульгина
« ____ »____________20___ г.
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Предмет: инженерная графика
Тема: Графическая работа№4
«Чертеж группы геометрических тел»
Рассмотрен на заседании цикловой комиссии ОТДПротокол №2 от 28 октября 2016 года
Председатель ЦК ОТД И.А.Чернова
Составил преподаватель : __________ И.А.Чернова
г. Липецк, 2016 год
Технологическая карта занятия
Профессия/специальность 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Учебная дисциплина Инженерная графика
Тема раздела рабочей программы Проекционное черчение
Тема занятия Графическая работа: «Чертеж группы геометрических тел»
Регламент занятия 90 минут
Участники занятия Студенты группы Э-15-2
Вид занятия практическое занятие
Тип занятия комбинированный
Технологии обучения Практико-ориентированные технологии
информационно-коммуникативные технологии
разноуровневые обучение
проблемное обучение
здоровьесберегающие технологии
Цели занятия: научить построению чертежей основных геометрических тел в системе прямоугольных проекций
Задачи занятия:
образовательные (обучающие) - способствовать формированию представления о геометрических телах и их проекциях;
- способствовать осознанию существенного отличия геометрических тел от геометрических фигур;
обучить анализу формы предметов;
- способствовать запоминанию основной терминологии (геометрические тела, геометрические фигуры, проекции);
- научить определять на чертеже проекции простейших геометрических тел и определении их взаимного расположения
развивающие -способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение, умение делать выводы, работать по алгоритму, доказывать, объяснять понятия);
-развить сенсорную сферу учащихся (ориентировка в пространстве);
-способствовать развитию речи учащихся;
создать условия для развития познавательного интереса;
- совершенствовать графические умения и навыки.
воспитательные
- обеспечить внимательное отношение учащихся к изучаемому материалу;
- развивать у учащихся умение чётко излагать свои мысли, задавать вопросы по существу, обосновывать ответы;
- воспитывать навыки самоорганизации и самоконтроля;
- воспитывать чувство товарищеской взаимопомощи, умение работать в коллективе
Обеспечение учебного занятия Оборудование:
мультимедийное оборудование; персональный компьютер;
учебно-методическое обеспечение:
- презентации к учебному занятию;
- раздаточный материал: карточки-задания;
- методические рекомендации;
- учебники;
- справочники
Структурные элементы занятия Время Деятельность преподавателя Деятельность обучаемыхОрганизационная часть 3 минуты Приветствует, проверяет отсутствующих, сообщает тему занятия Проверяют готовность к занятию
Мотивация деятельности 2 минуты Сообщает цели занятия. Обосновывает профессиональную значимость занятия. Сообщает об основных этапах занятия и условий получения оценок определяет место занятия в теме; определяет значение полученных знаний в практической деятельности. Слушают преподавателя. Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии
Актуализация опорных знаний и способов деятельности 30 минут Опрашивает студентов. Моделирует проблемные ситуации по пройденному материалу, дискутирует. Организует работу по выполнению карточек-заданий. Отвечают на поставленные вопросы, выполняют тесты.
Систематизация и закрепление изученного материала. Графическая работа: «Чертеж группы геометрических тел» 35 минут Контролирует процесс выполнения графической работы. Формулирует практико-ориентирующие вопросы, направляет графическую деятельность по траектории алгоритма Выполняют графическую работу: «Чертеж группы геометрических тел», опираясь на методические указания
Подведение итогов и рефлексия занятия 10 минут Мобилизует студентов на рефлексию своего поведения и результатов освоения нового материала. Подводит итоги и выставляет оценки. Задает домашнее задание к следующему занятию Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы. Записывают домашнее задание
Урок: графическая работа: «Чертеж группы геометрических тел»
Этапы урока:
- постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
- воспроизведение и коррекция опорных знаний;
- обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы;
- практическая работа;
- подведение итогов урока.
Методы:
- информационный (словесный);
- наглядный;
- иллюстративный;
- репродуктивный (индивидуальная практическая работа).
 Межпредметные связи:
геометрия, формооразование, спецдисциплины технического профиля.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
I. Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания. Раскрытие плана проведения урока.
II. Актуализация знаний
Восстановление в памяти обучающихся ранее изученного материала в форме фронтального опроса:
- Какой раздел инженерной графики мы сейчас изучаем? (проекционное черчение) (слайд №2)
-Проецирование - это.... (процесс получения изображения на плоскости) (слайд №3)
- Что мы проецировали в первую очередь? (точку) (слайд № 4-5)
Точка - это определенное место в пространстве
-Следующий этап - проекции плоских геометрических фигур. (слайд №6-7)
Назовите их. (треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник)
- В чем заключается отличие геометрического тела от плоской фигуры? (у плоской фигуры два размера: длина, ширина; у геометрического тела – длина, ширина, высота) (слайд №8)
Чтобы построить геометрическое тело мы познакомились с аксонометрическими проекциями: диметрией и изометрией.
Аксонометрия- это раздел инженерной графики, в котором рассматривается способ получения наглядных изображений предмета на плоскости . (слайд№9)
- Под каким углом расположены ось изометрии? (1200 )
Вспомним аксонометрические проекции плоских фигур. (слайд №10) и окружности (слайд №11)
- Итак, тела геометрические (слайд №12).
Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контр предмета.
У Аристотеля – форма- это действующая сила, образующая вещи.
С геометрическими телами вы знакомились на уроках математики и на предыдущем занятии инженерной графики. Назовите их (слайд №13)
- Дайте классификацию геометрических тел, разделите их на гранные тела и тела вращения (слайд №!4)
Давайте вспомним чертежи геометрических тел и их аксонометрические проекции, которые мы выполняли на прошлом занятии (слайды №16-19)
- Ребята, мы с вами перечислили различные геометрические фигуры и тела. Присмотритесь к окружающим нас предметам. Каждый из них можно представить в виде какого-нибудь геометрического тела или сочетания нескольких различных геометрических тел.
Форма большинства предметов представляет собой сочетание различных геометрических тел или их частей. Следовательно, для чтения и выполнения чертежей нужно знать, как изображаются геометрические тела. (слайд №21)
В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела. О таких деталях, как ось или валик, мы скажем, что они цилиндрические, а о прокладке – что она призматическая.

Итак, мы уже знаем, что форма большинства предметов представляет собой сочетание различных геометрических тел или их частей. Следовательно, для чтения и выполнения чертежей нужно знать, как изображаются геометрические тела (слайд №22)
Сейчас проверим, как хорошо вы помните изображения геометрических тел. Форма каждого их них имеет свои характерные признаки. По этим признакам мы отличаем шар от куба и т.д. С большинством этих тел вы уже знакомы. Мы говорим "куб" и каждый представляет его форму. Говорим "шар" и опять в нашем сознании возникает образ определенного геометрического тела.
Я раздаю вам карточки. Задание: выписать названия геометрических тел в таблицу.
III. Динамическая пауза
-Я попрошу Вас встать и разделиться на 2 команды и выбрать себе капитана. Капитану команды я даю листок, где написано название геометрического тела. Вы, посовещавшись, должны показать это геометрическое тело с помощью рук, не говоря ни слова. Участвуют все члены команды.
IV. Практическая работа (выполняется с опорой на методические указания к графической работе «Чертеж группы геометрических тел»)
Задание: необходимо построить в трех проекциях группу геометрических тел. По выполненному чертежу построить аксонометрическую проекцию группы геометрических тел.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Построение геометрических тел начинаем с вида сверху, взаимное расположение которых представлено на горизонтальной проекции. При выполнении задания, необходимо анализировать положение каждого геометрического тела по отношению к плоскостям проекций и относительно друг друга.
Затем при помощи вертикальных линий связи получаем фронтальную проекцию. Изображения следует располагать в проекционной связи на одном формате.
Профильную проекцию строим с помощью вертикальных и горизонтальных линий связи.
Выполнив три проекции группы геометрических тел, следует определить точки на поверхности каждого из них.
5. Далее на свободном поле чертежа строим аксонометрию этих геометрических тел.
6. Оформить основную надпись и чертеж согласно ГОСТ 2.303-68 «Линии», ГОСТ 2.304-81 «Шрифт чертежный»
V. Домашнее задание
VI. Этап подведения итогов  урока: дать оценку работы группы и отдельных учащихся.
 Рефлексия. Инициировать учащихся по поводу своего эмоционального состояния своей деятельности.