Урок по кубановедению Традиции кубанской семьи


МБОУ СОШ №1
Г. Тимашевск
КубановедениеТема: Традиции кубанской семьи.
Учитель начальных классов:
Пилюк И.П.
2016 год
Цели урока: - прививать любовь, уважение, интерес к традициям предков – кубанских казаков. Познакомить более подробно с некоторыми обычаями в казачьих семьях. Учить видеть за внешней привлекательностью обрядов глубину традиций, уходящих в прошлое народа.познакомить с историей и культурой Кубани.
- развивать словарный запас, интерес к прошлому родного края;
- воспитывать любовь к родному краю, через познание её истории;
- развивать речь и мышление учащихся;
- развивать творческие способности детей;
- продолжать обучать детей работать в группах.
Планируемые результаты: научатся работать в паре, группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.
Оборудование:
Презентация, Видеосюжет «Посвящение в казаки», компьютер, интерактивная доска.
Раздаточный материал: узоры рушника невесты, лепестки цветов.
Материал для проектной деятельности: кохта, шлычка, подшальник, чувяки, шаль, хвартук, рушник, манысто,, силуэт глэчика.
№ урока Содержание урока Характеристика деятельности учащегося и УУД
1. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности
- Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
и работать начинаем!
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Ученик 1:
Добрым словом прывечать,                Хлибом, силью угощать,                Хто пришов- тих удывить,               Ученик2:
Прибауткой прибодрить.                Що говорють – понымать.                Дай рассказ наш зачинать.
Подходят к гостям с караваем на подносе рушником. Положительный настрой на работу.
2. Этап актуализации и формирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Ученик3
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вы, наверное, догадались, что пойдет разговор о нашей родной Кубани, о месте, где переплелись культуры и традиции разных народов. Более двух веков назад переселились в наши края казаки из Запорожской Сечи и принесли с собой традиции, некоторые из которых живы и поныне.
Скажите, как вы понимаете слово «традиция»? Где можно найти ответы?Ученики: В «Словаре русского языка» советского языковеда Сергея Ивановича Ожегова даётся такая трактовка этого слова: «Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, то что унаследовано от предшествующих поколений ( н-р: взгляды, вкусы, образ действий, обычаи…»Работать вы будете в группе, поэтому должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других групп.
Формировать устные выполнения (П, Р) строить монологическое высказывание, аргументировать.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание .3 Выявление места и причины затруднения.
Как можно узнать о традициях ? В библиотеке, в интернете, спросить у родителей. Каждая группа выбрала свой проект. Расскажите, что вы узнали?
Сравнивать: соотнести два рассматриваемого объекта (Р. К)
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.(Р)
4. Пробное действие и составление алгоритма решения учебной задачи.
1 группа- Встреча Нового года – парни с утра приходили в хаты и посевали семенами хлебных злаков, горохом, фасолью, семечками, складывая в холщовые сумки подарки. Обычай связан с древней магией: от первого новогоднего дня зависят благополучие и удача в течение всего года. Чтобы урожай был обильным, хлеба высокими. (показывают сценку)
2 группа- Рождество – на столе взвар и кутья – блюда поминальной трапезы. Дети собираются к своим крёстным родителям и несут им кутью с сухофруктами и карамельками. Крёстные, обрадовавшись принесённой «вечере», вручают малышу отрез на рубашку или платье и обязательно сласти. Вечером же ходят по дворам и колядуют.
3 группа- Масленица – проводы зимы и встреча весны. В домах варили целые макитры вареников и горы оладий и блинов. Последний день – прощёный. Принято ходить в гости к родителям, родственникам и соседям и просить прощение за все обиды. Последний раз употреблялась скоромная пища – с понедельника начинался великий пост (нельзя употреблять «животную» пищу, сквернословить, устраивать застолья, играть в азартные игры, петь песни кроме религиозных). 4 группа «Прирубание» первородного страха.Старый казачий обряд, обряд «прирубания», совершали трижды – в год, в три года, в одиннадцать лет. Старики говорят, что старинный обряд «прирубания» сыграл свою роль в становлении казачьего характера.                 (Идёт иллюстрация обряда.)Сначала надо похитить нож из дома своих друзей или родственников (чтобы никогда не ссорится). Ребёнка ставят у косяка двери и острым ножом делают надрез на уровне роста. Затем в четырёх местах на голове малыша срезают пряди волос, заплавляют их воском церковной и вкладывают в надрез на косяке. Потом ребёнка крестят и трижды читают молитву «Отче наш». Надрез с волосами затирают, красят.Учитель: Человек перерастает отметку на косяке и вместе с этим перерастает свой страх.                    Как вы думаете, зачем мальчиков избавляли от страха?Учащиеся: Известно, что казачество было «щитом Российской империи», а казачьи сотни – образцом доблести и отваги. Поэтому с детства казачата должны быть смелыми, бесстрашными. И уже в малом возрасте казачата умело держались в седле и владели шашкой. 5 группа-«Посвящение в казаки»Ученики:  С давних времён было известно, что казаки являлись самыми отважными и надёжными воинами. И стать казаком – это была огромная честь. Поэтому принимали в казачество не всех. Нужно было пройти испытания на прочность и отвагу. Посмотрите, как это происходило.Видеосюжет «Посвящение в казаки»Учитель: То, что вы увидели, было для вас новым? Вы обратили внимание, что произошло после обряда? (Танец) любой праздник, обряд сопровождался танцем, песней, играми.


Формировать устные алгоритмы выполнения (П, Р) строить монологическое высказывание, аргументировать.
Физкультминутка Казачья песня.
Двигательная активность.
Расширить словарный запас.
5. Реализации построенного проекта.
Но не только о будущем мальчиков беспокоились в казачьих семьях. Много внимания уделялось воспитанию девочек. Подумайте, что должны были уметь юные казачки? Какие качества им прививались с детства?Учащиеся: Девочки должны были хлопотать по хозяйству: уметь готовить, следить за скотиной и птицей, убирать по дому.Учитель: Зачем девочкам были нужны эти знания?Учащиеся: Они готовились выйти замуж и стать хозяйками.  Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались к рукоделию: они вышивали, вязали. К свадьбе девушка должна была вышить не менее 40 рушников на различные праздники, и она не выйдет замуж, пока не вышьет себе и жениху наряд.
Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти, наволочки. Считалось, что вышивка защищала от злых духов.
В доме были рукодельные половики и одеяла. Предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
(разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока)
и условиями её реализации.
6.Первичного закрепления с проговариванием во внутренней речи «Казачья свадьба»Учитель: И уже с детства будущим хозяюшкам готовилось приданое к свадьбе. Посмотрите, какие предметы входили в приданое невесты. А теперь подберите их названия.На доске открываются названия предметов. Ребята по одному выходят к доске и устанавливают связь между предметами и их названиями.Кохта, шлычка, подшальник, чувяки, шаль, хвартук, рушник, маныстоУчитель: Вот эти предметы обязательно входили в приданое невесты Отгадайте загадки и узнайте, какой посудой пользовалась казачка.
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная …(миска)
Стоит толстячок, Подбочинивши бочок, Шипит и кипит, Всем пить чай велит. (самовар)
Что это за предмет? (макитра)
Для чего нужна макитра? («Мать» гончарной посуды на Кубани. В ней сквашивали молоко, месили тесто, засаливали огурцы)- А этот кувшин на Кубани называли глэчик.
-Найдите в словаре слова: чугунок, макитра, глэчик.
Осуществлять поиск существенной информации
7 Самостоятельной работы с самопроверкой по образцу и ли эталону. А хотите ли вы поучаствовать в подготовке приданого невесты?                  Предлагаю и вам немного порукодельничать, выполнить в цвете узор, который могла бы выбрать невеста.Перед детьми  разложены листы с узором, цветные карандаши.Учитель: Ни один праздник в казачьей семье не обходился без песни, а тем более свадьба. Пока вы будете трудиться, послушайте одну из свадебных казачьих песен.Звучит «Свадебная» песняПосле выполнения работ показать некоторые из них.Ребята, мы воссоздали картину из прошлого. Страничка из «казачьего словарика» помогла познакомиться с новыми понятиями.
Давайте поделимся своими впечатлениями о том, что узнали на уроке.
Выполнять самостоятельно задание
8 Включения в систему знаний и повторения. А можем мы составить общий классный проект и показать, что мы увидели?
Вывешивают рисунки каждой группы УУД: познавательные, коммуникативные
9 Рефлексии учебной деятельности на уроке. У вас остался ещё один предмет.
Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.
Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.
Если было не интересно и вам это не нужно – синего.
-Как оценили свою работу и товарища?
- Над чем еще нужно поработать, чтобы в следующий раз получилось еще лучше?
- Я думаю, все на уроке поработали хорошо, давайте поаплодируем друг другу.
Анализировать свою деятельность и находить пути решения ошибок.
10. Задание на дом - У меня есть к вам предложения создать собственные проекты традиций вашей семьи. Представить его можно будет по-разному: в виде презентации, рассказа. Вы можете использовать фотографии своих родных и близких. На следующем уроке у вас будет возможность защитить свой проект.
- Ребята я очень благодарна за отличную работу и спасибо за урок.
Карточки для проверки Д./з.
Задания по группам:
1 группа.
В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.
Изба, квартира, дом, хата.
Саманный, деревянный, турлучный.
Глина, солома, известняк, камень.
2. группа. ( «Строительство турлучного дома)
Определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет, как строился дом.
3. группа. ( «Строительство саманного дома)
Определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет, как строился дом.
группа. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Тёплая стенка печи. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.
По вертикали: 1.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 2. Кирпич из глины с примесью соломы.
КРОССВОРД
т г ру б а рл с у а к а м ышха т а н