Урок по литературе на тему Жизнь и творчество И.А. Бунина. Лирика (11 класс)


Конспект урока по литературе
Тема урока: "Жизнь и творчество И.А. Бунина. Лирика".
Класс: 11
Ф.И.О. учителя: Автайкина Анастасия Сергеевна
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Бунина, сделать акцент на лирике.
Задачи урока:
Обучающие:
- формировать знания учащихся о периодах литературы, направлениях и авторах 20 века;
- продолжить формировать умение учащихся анализировать лирические произведения;
- продолжить знакомство учащихся с Буниным-поэтом.
Развивающие:
- развивать у учащихся связную речь;
- развивать выразительность речи (чтение стихотворений);
- развивать логическое мышление (анализ стихотворений).
Воспитательные:
- воспитывать уважение к отвечающему;
- формировать любовь к языку и литературе.
Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал, мультимедиа.
Список использованной литературы:
Ход урока
№ п/п, этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Примечания
1. Организационный этап Метод: слово учителя
Прием: приветственное слово учителя
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное 2. Сообщение темы и целей урока Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово учителя
Запишите сегодняшнюю дату и тему урока: "Жизнь и творчество И.А. Бунина. Лирика".
Сегодня мы с вами начнем изучение русской литературы 20 века. Как и у периодов литературы, изученных вами ранее, у нее есть свои особенности и знаменитые имена. Некоторых писателей вы уже знаете, но мы углубим ваши знания о них. А сейчас в двух словах об этом интересном и несомненно важном периоде в нашей литературе. Образец записи:
- Шестое октября
- Жизнь и творчество И.А. Бунина. Лирика.
Запись на доске даты и темы урока
3. Изучение новой темы Метод: монолог
Прием: объяснительный монолог
Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком". В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили.
В стремительно движущемся времени начала XX века, отвергая и сменяя друг друга, складываются литературные течения, заявляют о себе новые писатели, продолжающие богатейшие традиции русской литературы.
Имажинизм - литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора. Имажинистом на ранней поре был Сергей Есенин.
Символизм - одно из крупнейших направлений в искусстве. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души - полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Символисты в России - Валерий Брюсов, Александр Блок, Андрей Белый, Константин Бальмонт и мн. др.
Акмеизм - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России. Утвердился в теоретических работах и художественной практике Н. С. Гумилёва, С. М. Городецкого, О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой и др.
Футуризм - направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим, отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. (Маяковский)
После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры.
Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М. Горький.
Одной из главных задач советского искусства стало создание образа положительного героя, активного преобразователя жизни, беззаветно преданного партии и государству, на которого должны были равняться все советские люди, особенно молодежь. Отличительной чертой искусства стал социальный оптимизм. Им пронизаны романы М. Шолохова.
Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий контроль над ней со стороны партии и государства.
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Начнем мы с вами знакомство с литературой 20 века с выдающегося писателя, который к сожалению эмигрировал из России в период советской власти, с Ивана Алексеевича Бунина. Для начала несколько слов о его творчестве и биографии. (слайд-презентация)
Метод: монолог
Прием: объяснительный монолог
Классик русской литературы, почетный академик по разряду изящной словесности, первый из русских писателей Нобелевский лауреат, поэт, прозаик переводчик, публицист, литературный критик Иван Алексеевич Бунин уже давно завоевал всемирную славу. Писатель всю жизнь шел своим путем, он не принадлежал ни к одной литературной группировке, тем более политической партии. Он стоит особняком, уникальной творческой личностью в истории русской литературы конца ХIХ - ХХ века.
Жизнь И. А. Бунина богата и трагична, интересна и многогранна. Бунин родился 10 октября (ст. ст.) 1870 года в Воронеже, куда его родители переехали для обучения его старших братьев. Иван Алексеевич происходил из древнего дворянского рода, который берет свое начало с ХV века. Из рода Буниных вышли такие представители русской культуры и науки, как знаменитый поэт, переводчик Василий Андреевич Жуковский, поэтесса Анна Петровна Бунина, выдающийся географ - путешественник Петр Петрович Семенов - Тян-Шанский.
Интересно и само происхождение Ивана Алексеевича. И мать и отец писателя происходят из рода Буниных. Отец - Алексей Николаевич Бунин женился на Людмиле Александровне Чубаровой, которая ему приходилась племянницей. И. Бунин очень гордился своим древним родом и всегда писал о своем происхождении в каждой автобиографии. Детство Вани Бунина прошло в глуши, в одном из не больших родовых поместий (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Первоначальные знания Бунин получил от домашнего учителя, "студента Московского университета, некоего Н. О. Ромашкова, человека... очень талантливого - и в живописи, и в музыке, и в литературе.
Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, "с одним крестом на груди", он начинает добывать хлеб литературным трудом.
В свои 19 он производил впечатление зрелого человека, в 20 становится автором первой, вышедшей в Орле, книги. Стихи сборника во многом были, правда, еще несовершенны, признания и известности молодому поэту не принесли. Но здесь обозначилась одна вызывающая к себе интерес тема - тема природы. Ей останется верен Бунин и в последующие годы, хотя всё органичнее в его поэзию начнет входить философская и любовная лирика.
Бунин вырабатывает свой собственный стиль в русле прочных классических традиций. Он становится признанным поэтом, достигнув мастерства прежде всего в пейзажной лирике, потому что его поэзия имеет прочную основу - "усадебную, полевую и лесную флору Орловщины", родной поэту среднерусской полосы.
Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую деревню. К крестьянскому труду он проникся уважением с детства и даже впитал "на редкость заманчивое желание быть мужиком". Закономерно, что деревенская тема становится обычной в его ранней прозе.
И в прозе Бунин продолжал традиции русской классики. В его прозе - реалистические образы, типы людей, взятых из жизни. Он не стремится к внешней занимательности или событийно развивающимся сюжетам. В его рассказах - лирически окрашенные картины, бытовые зарисовки, музыкальность интонаций. Ясно ощущается, что это проза поэта.
Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа "Антоновские яблоки", созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни. Читатель как бы всеми чувствами воспринимает раннюю осень, время сбора антоновских яблок. Запах антоновки и другие привычные автору с детства признаки сельской жизни означают торжество жизни, радости, красоты. Исчезновение этого запаха из дорогих его сердцу дворянских поместий символизирует неотвратимое их разорение, угасание.
За Буниным в дореволюционной критике закрепляется характеристика "певца оскудения и запустения дворянских гнезд", усадебной печали, осеннего увядания.
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Итак, ребята, мы очень кратко познакомились с творчеством Ивана Бунина, а сейчас самое время перейти к лирике, с которой мы планировали заниматься сегодня. Все прочли стихотворения, которые вам давали на дом?
И какие стихотворения поэта вы еще прочитали?
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Молодцы.
Поэзия И.А. Бунина — поистине "высокий трепет приобщенья к духовной жизни, к красоте”. Создания истинного таланта не стареют. Лирика Бунина заставляет трепетать лучшие струны сердца. Какой образ возникает перед глазами, когда задумываешься о его поэзии?
Метод: монолог
Прием: объяснительный монолог
На фоне русского модернизма начала ХХ века поэзия Бунина выделяется как хорошее старое. Она продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец благородства и простоты.
Поэтизируя факты, поэт не боится старых, но не стареющих ценностей мира, не стесняется петь то, на чем останавливались уже многие взоры, что воспевали уже многие чужие уста.
Весна, ручей, восход, полдень, настойчивые песни соловьев, голуби, звезды его любимые, февраль, апрель, «золотой иконостас заката» — все это продолжает его вдохновлять.
Все это, казалось бы, исчерпанное его предшественниками на разных концах земли, дожидалось его, существует и для него, свежее и светлое, не ослабленное в своей первозданной чистоте.
Узнаваем стиль Бунина. Он рисует факты, а из них уже сама, органически, рождается красота. И можно ее назвать белой, потому что это — его любимый цвет; эпитеты «белый, серебряный, серебристый» часто слышатся на его светлых страницах.
Не только на окне его, «серебряном от инея, точно хризантемы расцвели», но и вообще его типичные стихотворения словно подернуты инеем.
Они иногда вызывают представление как раз о тех пленительных узорах, которые выводит на стекле наш русский пейзажист-мороз, и они звенят иногда, как хрустальные подвески той люстры, о которой не раз поминает Бунин в своих стихах.
Проникнутый духом честности, поэт не испытывает страха перед прозой, ложного стыда перед нею, и для него так нормально сравнить крылья скользящих чаек с белой яичной скорлупою или назвать тучи лохматыми, или с помощью солнца в золото превратить грубую заплату ветряка.
Своего лиризма он не расточает понапрасну; вообще, он не словоохотлив. Нещедрыми словами рассказав о чем-нибудь важном или случайном, о том, что было в природе или в комнатах усадьбы, строгим очерком передан какую-нибудь восточную легенду или притчу, он этим самым неизбежно и как бы не по своей воле пробуждает в нас теплое движение сердца.
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Итак, вы теперь знаете некоторые сведения из биографии писателя и специфику его произведений. Попробуйте предположить какое место в творчестве Бунина занимает тема природы.
А каким вы видите лирического героя Бунина в стихотворениях с подобной тематикой?
Один из главных образов поэзии Бунина — небо. Лёгкое, бледное, смутное, струящееся, ясное, высокое, дивное; о нём весело думать, на него не налюбоваться.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако.
Давно слежу за ним...
(«Вечер»)
С образами неба, степи тесно связан образ тишины.
Как вы думаете, почему Бунина так привлекают тишина, безмолвие, глушь?
Так же в поэзии данного автора часто встречается образ ветра. Как вы думаете, что он символизирует?
Метод: монолог
Прием: объяснительный монолог
Всю жизнь Бунин углублял и утончал в себе чувство органической причастности к миру природы, понимаемому в широком, вселенском или, как ныне чаще говорят, космическом смысле. Он был убеждён: "Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной судьбы”. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой под открытым небом.
У каждого времени года — своя палитра
Весна — "в дурмане голубом”, "в зелёных травах”, "в белом яблоневом цветении”, в лилово-синем море чернозёма...
Летом — "все поле золотое, зной и сухость солнечного света”, "лазурь полуденного зноя”, "повсюду блеск, повсюду яркий свет”, лес "весёлым блеском напоён”, "шафранный свет над полем реет”, "ливни золотые”.
Осенью — "лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный”, "бирюзой сияет небо, а в саду красным пламенем настурции горят”.
Зимой — "леса в жемчужном инее”, "глубокие пушистые снега”, "свет серебристо-голубой, как в сказке льётся над тобой на снег морозный с небосклона”, "и фосфором дымится снег”, "мерцает нежно”.
Палитра Бунина-художника богата, ярка, светозарна, щедра. Во всём многообразии цветовой гаммы Бунина выделяется сияние золота и лазури, всех их оттенков и переливов.
Тема одиночества явилась составляющей частью философской лирики Бунина.
Мотив одиночества в лирике Бунина уходит корнями в ощущения детства, юности. Вспомните биографию поэта, докажите эту мысль.
Рефлексивное слушание учеников.
Запись со слайдов.
Конспектирование.
Устный ответ ученика:
Да. (перечисляют прочитанные стихотворения)
Устный ответ ученика:
Бескрайний степной пейзаж... Расписной терем русского леса... Сад, зашумевший от внезапного ливня... Забытый фонтан в кружении золотых листьев... И цветы, и шмели, и трава, и колосья...
Устный ответ ученика:
Бунин свое детство провел на природе, вдали от суетности городов. Он воспринимал природу, как часть самого себя, об этом говорит огромное количество стихотворений с подобной тематикой. Можно добавить, что писатель умело соединял тему природы с философской тематикой.
В стихотворениях о природе лирический герой всегда одинок:
Листья падают в саду,
Пара кружится за парой...
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой...
(«Листья падают в саду»)
Шум, суета мешают думать, размышлять... Они отвлекают от главного — от духовной жизни... Вспоминать тоже лучше в тишине...
(Ветер)
Это символ волнующейся, бьющейся, неугомонной философской мысли...
Может быть, это мятежность его чувств.
Неуспокоенность его одинокой души или недремлющей совести.
Устный ответ ученика
Детство писатель провёл в глуши, в степи и гимназию не окончил, поэтому больше время был один. Так же к одиночеству можно отнести и разлуку с родиной, вынужденный уезд из России. Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
А сейчас давайте перейдем к чтению стихотворений. Сначала почитаем и поразмышляем над стихами, заданными вам, а потом до конца урока будем читать те стихотворения Бунина, которые вам пришлись по душе, больше понравились.
Начнем со стихотворения "Одиночество". Я прочитаю стихотворение, а вы слушая, подумайте, какие чувства у вас оно вызывает и знакомы ли вы с чувством одиночества.
(чтение учителем стихотворения)
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
И так, какие чувства у вас вызвало данное стихотворение?
О чём этот маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни.
Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот “тонущий” след. Это страшно, когда и следа не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему глядеть в “серую тьму”. Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:
Тотальные тьма и холод! – и внутри, и снаружи...
Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!”
“Сроднился”. А ведь это сильнее, чем “люблю”... “Воротись” – не только в дом, в пространство, но и (прежде всего) в прошлое, чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул: знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой. Это, пожалуй, третья антонимичная пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной – чужой). Но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по настроению, по эмоциональному тону. Только три всплеска-восклицания да три паузы-умолчания.
Концовка стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить:
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
И уж совсем, казалось бы, прозаичное:
Хорошо бы собаку купить.
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово
Обратимся к следующему стихотворению - "Собака". Кто хочет прочитать нам его?
Сейчас (имя ученика) прочтет нам стихотворение, а мы подумаем, что хотел этим стихотворением нам сказать автор.
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Итак, что хотел нам сказать этим стихотворением автор?
Метод: монолог
Прием: объяснительный монолог
Что же касается истории создания.
Стихотворение «Собака» было написано в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького. Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».
Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие.
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово
Переходим к следующему стихотворению "Крещенская ночь".
Кто хочет прочитать его?
Как вы думаете, какие чувства испытывает лирический герой?
Верно. Это стихотворение Бунин пишет в 1896 году незадолго до Крещения. Со стороны может показаться, что автор встретил этот праздник в заснеженном лесу, но на деле он в это время был в Украине, где, как мы знаем, нет такого сильного мороза. Автор скучает по России, мечтает снова там оказаться, вдохнуть запах морозной свежести.
(чтение учениками понравившихся стихотворений Бунина) Рефлексивное слушание учеников
Устный ответ ученика
Я испытал чувство грусти, тоски и даже отчаяния.
Да, это чувство знакомо.
Выразительно озвученное чтение стихотворения учеником.
Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.
Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих — и думаешь… Мы сами
Томим себя — тоской иных полей,
Иных пустынь… за пермскими горами.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.
Устный ответ ученика:
Бунин пытается доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной.
Ученик выразительно читает стихотворение.
Устный ответ ученика:
Герой в восторге от окружающей природы, но в то же время, любуясь красотами, он помнит, что где-то может таиться опасность.
6. Этап обобщения Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Итак, ребята, кто проговорит, что нового узнали мы сегодня на уроке?
Дома к следующему уроку вы должны прочитать "Господин из Сан-Франциско" и быть готовыми к проверке вашего знания текста.
Спасибо за работу, урок закончен.
Устный ответ ученика:
Сегодня на уроке мы начали знакомство с русской литературой 20 века, а именно с творчеством Бунина. Прочитали несколько замечательных стихотворений, проанализировали их.
Запись на доске домашнего задания
Выставить отметки