Научно-практической конференции учащихся на тему: «Утренняя зарядка»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
Городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Научно-практической конференции учащихся
Тема: «Утренняя зарядка»
Автор: Малофеев Дмитрий Анатольевич,
МБОУ СОШ №18, 4 «А» класс
Руководитель: Вовк Светлана Талгатовна
учитель физической культуры,
МБОУ СОШ №18
город Октябрьский, РБ
2017г.Содержание
I. Введение ………………………………………………………………….. 2
II. Основная часть ………………………………………………………… 4
1. Понятие об утренней зарядке ……………………………………………. 4
2. Мои исследования ………………………………………………………. 7
3. О зарядке из научной литературы ………………………………………. 9
III. Заключение ……………………………………………………………. 10
IV. Список литературы …………………………………………………... 11
V. Приложения ……………………………………………………………. 12
Введение
Для исследовательской работы я выбрал тему «Утренняя зарядка», так как хотелось связать это с проблемой физического воспитания школьников. Этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются физическим воспитанием детей. В моей работе собраны и описаны различные сведения о значении, пользе утренней зарядки, даны рекомендации по проведению, а та же приведен комплекс упражнений, рекомендуемых для проведения утренней зарядки.
Гипотеза:
Если будем выполнять зарядку каждый день, то наше здоровье окрепнет, и мы будем меньше болеть.
Актуальность:
В связи с проблемами со здоровьем школьников их физическое воспитание становится актуальным как никогда. Физическое воспитание школьников должно способствовать гармоничному развитию всех систем организма, закалять и повышать иммунитет школьников. Если ученик получает физические нагрузки только на уроках в школе, то этих нагрузок может оказаться недостаточно.
Цель:
Расширение знаний о пользе утренней зарядки. 
Задачи:
1. Собрать материал о утренней зарядке.
2. Составить анкеты.
3. Провести анкетирование
4. Создать комплекс упражнений утренней зарядки.
5. Создать буклеты с комплексом упражнений утренней зарядки на каждый день.
6. Создать презентацию о значении утренней зарядки.
Объект исследования:
Утренняя зарядка.
Предмет исследования:
Знания о пользе утренней зарядки.
Методы исследования:
Изучение литературы, сбор и изучение информации о пользе утренней зарядки, разработка анкет, провести анкетирование среди класса, разработка комплекса упражнений утренней зарядки и распространение его среди учащихся класса.
 Основная часть.
Понятие об утренней зарядке.
Зарядка — комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, утром, с целью разминки мышц и суставов. Гимнастика (от греческого «гимназо» – обучаю, тренирую) – система физических упражнений.
Зарядка (гимнастика) появилась в Древней Греции и служила физическому развитию воинов.
Утренняя зарядка является важнейшей составляющей в развитии двигательной деятельности и в формировании основ здорового образа жизни у детей. В комплекс обычно входят упражнения для мышц шеи, спины, живота, ног и рук. Типичные упражнения: потягивания, наклоны, приседания, отжимания. Зарядку можно провести иногда под музыку. Она может сочетаться с бегом, закаливанием. Но её нисколько не надо путать со спортивной тренировкой!
Почему утренняя зарядка так полезна?
Начинать день с утренней зарядки – отличная привычка!  Еще в детском саду, школе нам рассказывают о пользе утренних физических упражнений для организма. Однако большинство ссылаются на нехватку времени, большую загруженность и предпочитают дольше понежиться в постели, нежели тратить драгоценные 10-15 минут сна на зарядку. А зря!
Когда мы спим, все процессы в организме замедляются: кровь густеет, перестает нормально циркулировать, снижаются чувствительность, умственная и физическая работоспособность, скорость реакции.
Утром мы просыпаемся по звонку будильника, и наш организм не успевает перестроиться из состояния заторможенности, которое может продолжаться в течение 2-3 часов, в состояние бодрствования.
Утренняя зарядка предназначена для того, чтобы «разбудить» наш организм, почувствовать прилив сил. А регулярные занятия по утрам способны повысить общий тонус организма, уменьшить риск возникновения ожирения и зарядить энергией на весь день. Врачи уверяют, что именно утренние физические упражнения улучшают обменные процессы в организме и настраивают его на сжигание всех полученных за день калорий, что способствует похудению.
Не следует путать утреннюю зарядку с полноценной тренировкой. Цели у всех разные, 10 – 15 минут утренних занятий не направлены на то, чтобы накачать мышцы. Это слишком тяжелая нагрузка для организма с утра.
Начинать зарядку нужно с разминки: ходьбы на месте или небольшой пробежки. Так мышцы разогреваются и подготавливают организм к выполнению последующих упражнений. Сама зарядка обычно включает в себя комплекс для рук, ног, шеи, пресса, спины. Заканчивать ее нужно упражнениями, которые нормализуют дыхание. Например, медленной ходьбой. Чтобы каждодневная зарядка не превратилась в рутину, лучше чередовать комплексы упражнений и заниматься под любимую музыку.
Самое идеальное место для занятий в летнее время – парк. Если возможности делать зарядку на свежем воздухе нет, то можно заниматься на лоджии, балконе или в комнате с открытой форточкой. Главное, чтобы это было хорошо проветриваемое помещение.
Всего лишь 10-15 минут зарядки каждое утро подготовит организм к умственным и физическим нагрузкам предстоящего дня, поможет почувствовать бодрость, прилив сил и улучшит настроение. Научно доказано, что те, кто регулярно выполняют физические упражнения по утрам, реже страдают сколиозом, радикулитом и некоторым другими заболеваниями и чаще находятся в хорошем расположении духа.
Значение утренней зарядки, ее задачи.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
 Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливает детский организм.
 Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
 Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
 Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
 Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня.
  Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.
Правила утренней зарядки.
Утреннюю зарядку делайте на свежем воздухе, а зимой – в хорошо проветренной комнате при открытой форточке.
Одежда, в которой вы выполняете утреннюю зарядку, должна быть легкой, не стесняющей движения.
Упражнения комплекса утренней зарядки должны быть несложными.
В комплекс утренней зарядки входят обычно не менее 8 упражнений, и каждое из них надо выполнить не менее 8 раз.
Мои исследования
Работая над темой, я провел анкетирование на тему «Что думают об утренней зарядке школьники?».
Был проведен опрос среди учеников 4 «А» класса, в котором приняли участие 31 человек.
Результаты следующие:
1. Делаешь ли ты зарядку дома?
а) да - 28
б) нет- 3
2. Делаете ли Вы ее с удовольствием?
а) да - 25
б) нет - 6
3. Как часто ты делаешь зарядку?
а) не делаю зарядку - 3
б) каждый день делаю зарядку - 11
в) делаю зарядку 2-3 раза в неделю -14
г) делаю зарядку 1 раз в неделю - 1
д) делаю зарядку 2-3 раза в месяц - 2
4. Если ты делаешь зарядку, то какие упражнения используешь?
а) отжимания - +
б) приседания - +
в) пресс (подъем туловища из положения лежа) - +
г) повороты - +
д) упражнения для рук - +
е) наклоны - +
5. Ты занимаешься в спортивной секции? 
а) да - 19
б) нет - 12
6. Влияет ли утренняя зарядка на дальнейшую Вашу работу?
а) да - 27
б) нет - 4
7. Посоветуете ли Вы одноклассникам делать утреннюю зарядку?
а) да - 19
б) нет - 12
8. Если бы каждый день мои одноклассники делали зарядку, то я…
а) делал с удовольствием - 22
б) иногда делал - 8
в) не делал - 1
7. Так ответили учащиеся на вопрос: «Зачем нужна утренняя зарядка?»
Я думаю…
Чтобы быть здоровым и не болеть;
Чтобы быть здоровым;
Чтобы стать более сильным и здоровым;
Чтобы получить удовольствие;
Чтобы быть крепким и никогда не болеть;
Чтобы стать сильнее;
Чтобы не болеть;
Чтобы быть спортивным, сильным;
Она очень нужна для тела и мышц;
Чтобы укрепить кости;
Для укрепления мышц;
Чтобы полностью пробудиться от сна;
Зарядка улучшает здоровье;
Чтобы улучшить иммунитет;
Чтобы проснуться, быть бодрым;
Чтобы был настрой ко дню и работе;
Чтобы быть здоровым человеком;
Чтобы каждый человек был здоров.
Какие выводы можно сделать из ответов опрошенных?
Данный опрос показал, что утреннюю зарядку дети делают самостоятельно, но не все.
Не все дети делают зарядку, а кто делает, то делают её с удовольствием;
Большинство узнали о значении зарядки от учителя и родителей;
Зарядка способствует физическому развитию;
Стимулирует учебную деятельность;
Даёт возможность чувствовать себя бодрее.
О зарядке из научной литературы
Каждому ребенку для нормального роста и развития необходимы физические упражнения, и их значение для здоровья трудно переоценить: они улучшают работоспособность, повышают физические качества, стимулируют обмен веществ и работу разных систем организма. Физиологи подсчитали, что растущему организму необходимо никак не меньше 10 часов физкультурных занятий в неделю (дошкольнику следует ежедневно двигаться 3,5 – 4 часа, в 7–9 лет – около 3, а в 10 лет – 2,5 часа). Гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена — головного мозга происходит под влиянием мышечной деятельности.
После сна, который продолжается у детей 7—10-летнего возраста 10—11 ½ часов, функции организма понижаются, дыхание становится поверхностным, замедляется деятельность сердца, расслабляются мышцы, снижается кровяное давление.
Велико значение ежедневной утренней зарядки как важного средства воспитания организованности и дисциплины, развития воли и характера младшего школьника.
Выводы:
- обеспечивает быстрое приведение организма после сна в бодрое состояние;
- повышает дееспособность функциональных систем организма;
- активизирует физическую и умственную работоспособности;
- закаливает и формирует устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов;
- совершенствует волевые качества и психическую устойчивость.
Заключение
На основе полученных данных были сделаны следующие выводы.
Чтобы привить ученикам интерес к самостоятельному выполнению утренней зарядки нужно:
1. Проводить утреннюю гимнастику в школах, так как утренняя зарядка делает человека более собранным, энергичным, организованным, заряжает его бодростью на целый день, повышает общий тонус организма, укрепляет иммунитет, улучшает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы.
2.Выполнять утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением, так как музыка помогает лучше организовать занятия - дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность.
Таким образом, занимаясь утренней зарядкой каждый день, мое здоровье окрепнет, и я не заболею. Поэтому, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях – лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня. Зарядка полезна, для растущего организма. И мы сами себе можем помочь сохранить свое здоровье.
IV. Список литературы
Комплексная оценка физического развития состояния здоровья детей и подростков. –М.:Творческий центр,2004
Козырева,О.В. Оздоровительно-развивающие игры для школьников./О.В.Козырева .-М.: Просвещение, серия: Школьное воспитание, 2007
Маханева, М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть!» /М.Д.Маханева.-М.: Сфера, серия: Синяя птица , 2009
Попков,А.В. Антистрессовая пластическая гимнастика.-/А.В.Попков. –М.: Советский спорт, 2005.-164с.
Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физкультурно-оздоровительное занятие в общеобразовательной школе. – Москва «Чистые пруды», 2005
Приложения
№1 Анкета для учащихся
№2 Буклет «Утренняя зарядка»