Статья Case-study как метод, способствующий формированию ключевых компетенций обучающихся


Case-study как метод, способствующий формированию
ключевых компетенций.
Вечным законом да будет:
учить и учиться всему через примеры,
наставления и применение на деле.
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Case-studiеs — учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать решения.
Основная функция метода case-study — учить решать сложные неструктурированные проблемы. Кейс активизирует обучающихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя их один на один с реальными ситуациями.
Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:
-Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.-Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда обучающийся равноправен с другими обучающимися и учителем в процессе обсуждения проблемы.
-Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки аналитической деятельности.
-Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить; при этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
-Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования.
-В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала — эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения, способствующему формированию ключевых компетенций. Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому) являются следующие:
Ценностно-смысловая компетенция - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
Учебно-познавательные компетенции. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Информационная компетенция - при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Коммуникативная компетенция - это создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они совмещаются на уроке.
Социально-трудовые компетенции - означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенции личного самосовершенствования.С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, иногда при проверке ответы не сходятся. Ищут ошибку. Так дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и логикой учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.
Типы и жанры кейсов, способы их представления
•иллюстративные учебные ситуации — кейсы, цель которых — на определенном практическом примере обучить обучающихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
•учебные ситуации — кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса — диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
•учебные ситуации — кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена. Цель такого кейса — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
•прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса — поиск путей решения проблемы.
Соотношение основных источников кейса может быть различным. Данный подход положен в основу классификации кейсов по степени воздействия их основных источников. При этом можно выделить:
- практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
- обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
-научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:
Первый этап — знакомство с ситуацией, ее особенностями.
Второй этап — выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
Третий этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
Четвертый этап — анализ последствий принятия того или иного решения.
Пятый этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Что дает использование кейс-технологии?
Учителю:
• Доступ к базе современных учебно-методических материалов.
• Организация гибкого учебного процесса.
• Сокращение затрат времени на подготовку к урокам.
• Беспрерывное повышение квалификации.
• Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время.
Обучающемуся:
• Работа с дополнительными материалами.
• Постоянный доступ к базе консультаций.
• Возможность самому готовиться ко всем видам контроля.
• Общение с другими учащимися в группе.
• Освоение современных информационных технологий.
Применение метода case-study на уроках русского языка и литературы
Кейс–метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.
Как реализуется на моих уроках кейс-метод? Приведу несколько примеров кейсов.
1. Метод разбора деловой корреспонденции можно рассмотреть на примере кейса по теме «Эпистолярный жанр. Составление делового письма». Задание: разобрать почту руководителя (пригласительные, просительные, благодарственные, поздравительные, сочувственные, рекомендательные письма), принять по ним необходимые решения, поставить резолюции.2. Как вы относитесь к высказыванию А.С. Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» « 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?
3. Наиболее простой вариант кейса – обучающимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. Например, рассказ Льва Толстого «После бала» или отрывок из произведения того же писателя «Детство», где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее он поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.
Эффективность применения данной технологии можно отследить по результатам мониторинга в рамках стратегии смыслового чтения. По результатам мониторинга, который мы проводим каждую четверть, могу представить следующие данные: если в начале октября 2014 года успеваемость при работе с текстом составляла 68%, то к концу учебного года, в апреле 2015 года, уровень успеваемости увеличился до 82%. Что касается качества работы, то в октябре 2014 года качество составило 33%, а в апреле 2015 года- 52%. Возможно, это не идеальные результаты, но при целенаправленном управлении организацией данным видом деятельности это даёт положительную динамику.
Наиболее сложными заданиями для обучающихся при первоначальном мониторинге в 5 классе остаются:-определение темы текста;
-определение главной мысли текста;
-выражение своей точки зрения;
-умение аргументировать свою точку зрения.
Я считаю, что педагогический потенциал метода case-study значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Наличие в структуре метода case-study споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Преподаватель должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.
Подводя итог вышесказанному, хочется привести слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью».