Методическая разработка родительского собрания Первые проблемы подросткового возраста.

МБОУ средняя общеобразовательная школа № 177

















РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА









Выполнила:
Игнатченко И.П.
социальный педагог
















Нижний Новгород
2013

Цель: формирование личности подростка.
Задачи: помочь родителям понять значение в жизни мальчиков и девочек физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период, обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления своих детей.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения: статистика проблемы, отношение к ней родителей, пути возможной помощи обучающимся в период полового созревания, значение семейных отношений в период полового созревания девочек и мальчиков.
Подготовительная работа: подготовка статистического материала по проблеме, предварительное анкетирование обучающихся (приложение), заготовки для анкетирования родителей, памятка для родителей по теме собрания (приложение), ситуации для обсуждения во время собрания.

Ход собрания
1. Вступительное слово
Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме – теме превращения мальчиков в юношей, а девочек - в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши мальчики и девочки переживают период физиологического взросления. Тема взросления волнует сегодня многих. И в ней стоит разобраться, чтобы обеспечить своему ребенку правильное воспитание. С младшего возраста у мальчиков и девочек уже можно заметить разницу в поведении и развитии. Первые делают первые шаги и начинают разговаривать позднее, чем вторые. Мальчики уделяют больше внимания неодушевленным предметам: игрушкам, элементам интерьера. Девочки же тянутся к окружающим их людям и первыми учатся различать эмоции в голосе. Когда они делают что-то не так, не следует на них кричать. Больший эффект возымеет спокойный голос или тихое пение. Мальчикам же необходимо четко говорить о том, чего конкретно делать не следует. Девочки умеют слушать мнение других. Они лучше адаптируются, более усердны и быстрее заводят друзей. Мальчики чаще копируют поведение взрослых. Они сообразительны и порой невнимательны. Вот статистика, которую вы должны знать:
- предпубертанный возраст, характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью. Девочки раньше достигают физиологической зрелости и обладают более высоким социальным статусом в классе, а девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной

самооценкой в классном коллективе и попадают в группу изолированных детей, 60%
девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к тучности и ожирению. 30% мальчиков и только 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
Опыт первой влюбленности девочек -11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков 13 лет. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Большинство девочек в этот период отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность девочек с мальчиками.
Это вносит определенные изменения в их характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное разное физическое взросление девочек и мальчиков меняет взгляды на жизнь, их ценностные ориентиры. По - разному переживают наши мальчики и девочки этот период: кто - то бунтует, открыто протестует, кто-то молча страдает, уйдя в себя и тихонько глатая слезы. Однако и в одном, и другом случае им нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления. Им, как никогда, необходимо ваше тепло и забота, понимание и доверие.
Проведение анкетирования родителей (приложение 1)
Обсуждение ответов родителей.
2. Анализ результатов предварительного анкетирования обучающихся (приложение 2).
3. Анализ ситуаций, взятых из наблюдений за классом.
Ситуации обсуждаются, по каждой из них родители должны высказать свое мнение, определить возможные пути выхода из ситуации.
Примерные ситуации:
2.1. Девочка пользуется успехом у мальчиков класса, каждый старается оказать ей знаки внимания, девочка презрительно отзывается и старается унизить своих одноклассниц
2.2. Мальчик комплексует по поводу своего маленького роста. У него проблемы в общении со сверстниками, ему кажется, что над ним все
смеются

2.3. Девочка абсолютно не полная, отказывается есть, переживает по поводу своей фигуры
2.4. Мальчик (девочка) отказывается носить одежду старших братьев(сестер), обижается если родители остаются неприклонны и считают, что он(а)
мал(а) для покупок дорогих вещей
4. Памятка для родителей: (раздаточный материал)
3.1. Старайтесь говорить со своей дочерью (мама) или сыном (папа, дедушка) открыто и откровенно на самые деликатные темы.
3.2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
3.3. Рассказывайте о ваших переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваша дочь или сын.
3.4. Будьте открыты для общения с вашим ребенком.
3.5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспиниматьтак, как вопринимали вы.
3.6. Постарайтесьсделать так, чтобы ваш ребенок не воспринимал сексуальные отношения, как нечто грязное и постыдное. От этого зависит во многом их физиологическое взросление.
3.7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап.
3.8. Проявляйте ласку к своему ребенку.
3.9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении вашего ребенка.
3.10. Старайтесь защитить своего ребенка если он в этом нуждается.
5. Полезная информация для родителей.
Влияние улицы на поведение детей.
Уличные компании, как правило, пагубно влияют и на мальчиков и на девочек. Во – первых, в таких группировках они все безнадзорны, связаны друг с другом поверхностными отношениями, которые формируют непристойный стиль поведения. Во – вторых, наши воспитанные дети общаются с детьми, пользующимися дурной славой, перенимают их стиль поведения, склоняются к их нормам и ценностям. Если дети много
времени проводят на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому
времяпрепровождению и начинают получать удовольствие от такой «свободы» и такого «общения». Ведь никто не знает, как они себя ведут, привыкают бездельничать, не задумываясь о своем будущем.

Дома.
Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться на улицу из - под опеки взрослых. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно спланировать время ребенка, организовать ему досуг. Нужно избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у ребенка не сформировалось чувство обиды на взрослых.
Компания
Родителям необходимо интересоваться, с кем общается сын или дочь, знать имена и интересы их друзей. Родители должны вести дома беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать своему ребенку разбираться в людях и в их поступках.
5. Подведение итогов собрания
Проблема взаимоотношений родителей и детей существовала во все времена. Но наиболее напряженные отношения присущи именно подростковому возрасту, когда ребенок переживает пубертатный кризис, связанный с половым созреванием и психологическим взрослением. В этот период дети стремиться быть независимыми от взрослых, освободиться от их опеки, контроля, поэтому возникает конфликтность взаимоотношений
сродителями. Но, несмотря на случающиеся конфликты, родители остаются для подрастающих мальчиков и девочек наиболее важной референтной группой и теми людьми, к которым они предпочли бы обратиться в трудные минуты жизни. Больше всего им хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. От окружающих зависит то, каким человеком станет формирующаяся личность. Ведь внутренняя пустота и неуверенность могут заполниться проявлением жестокости, а в дальнейшем это станет основным моментом в самоутверждении уже сформировавшегося человека. Курение, наркотики, беспорядочные связи подростков, - это тоже главные упущения родителей, педагогов. Взрослеющий
ребенок стремиться доказать, что он уже большой, ему кажется, что с сигаретой будет
выглядеть солиднее, алкоголь и наркотики, в понимании подростка, придают смелости и, как сейчас модно говорить, брутальности. Поэтому всем, в чьем окружении есть взрослеющая личность, хочется воскликнуть: «Стойте!». Остановитесь, прислушайтесь и присмотритесь к своему далеко уже не ребенку, найдите время поговорить, понять и принять происходящие с ним изменения. Помогите понять себя, не навязывайте свою точку зрения, проявите участие. Следует помнить всем: «Посеешь поступок – пожнешь привычку». Так пусть эти поступки будут правильными!

Заключительное слово родителям: «Правильна ли Ваша позиция в общении со своим ребенком? Возникло ли желание что- то изменить? » 































Приложение 1
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

1. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов «да» или «нет», что ваша дочь(сын) стали больше интересоваться:
А) своей внешностью
Б) своим весом и ростом
В) гигиеной собственного тела
Г) противоположным полом
2. Что она(он) стали больше:
А) общаться с друзьями по телефону
Б) проводить время у зеркала
В) проводить время с друзьями вне дома
Г) обращать внимание на свою одежду
3. В личном плане она (он) стали:
А) более скрытными
Б) менее региагирующими на родительскую ласку и внимание
Г) чутко реагирующими на замечания в свой адрес
Г) менее ответственными в учебной деятельности
















Приложение 2
АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. В последнее время тебе больше времени нравится проводить:
- в кругу семьи
- с друзьями
- в одиночестве
2. Изменение твоей внешности, роста, веса:
- радуют тебя
- огорчают
- раздражают и злят
3. Тебе больше всего хотелось бы быть:
- умным
- красивым
- общительным
4. Если бы ты был(а) в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это :
- радовало
- огорчало
- безразлично
5. Если бы ты привлекал(а) внимание противоположного пола, тебя бы это:
- радовало
- огорчало
- безразлично












Литература:
Кле М. Психосексуальное развитие подростка. М., 1991.
Макдауэлл Дж. Как стать героем в глазах ребенка. М., 1997.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания М., 2002.
Лаптенок С.Д. Духовно – нравственный мир учащейся молодежи.
Минск, 2001.
Детская энциклопедия
«Стандарты взросления» - интернет материал























15