Формы и методы успешной адаптации первоклассников


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Жуковская средняя общеобразовательная школа №1
Выступление на совещании при директоре
«Формы и методы
успешной адаптации первоклассников»
Подготовила:
учитель начальных классов
Васюткина И.В.
Жуковка, 2016г
«Формы и методы успешной адаптации первоклассников»
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется выступление на тему «Формы и методы успешной адаптации первоклассников к школе». (Слайд 1)
(Слайд 2)Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д.При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все будущие первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя и родителей.
Многообразие форм и методов работы с учащимися дают возможность пройти период адаптации наиболее благоприятно. Для успешной адаптации первоклассников к школе были применены такие формы и методы, как (Слайд3)
- игровые; - проведение часов общения, внеклассных мероприятий; - празднование дней рождения учащихся; - совместное посещение театра, мероприятий в парке; - создание ситуации успеха на уроках и во внеурочное время; - применение педагогики «сотрудничества» (основывается на интересе учащихся, обсуждениях, рассуждениях, совместной творческой деятельности); - технология диалогового обучения и воспитания - это такой способ организации воспитательного процесса, когда активизируются важнейшие процессы личностного развития (самореализация и самоутверждение). Используя в своей работе данную технологию, я стараюсь пробудить в учениках естественные человеческие проявления: взаимоуважение, взаимопонимание, терпимость, право свободно выражать свое мнение, умение считаться с мнением других, открытость, искренность. Все это проявляется в отношениях между учениками и между учителем и учениками.
- работа с родителями (индивидуальные беседы о развитии ребёнка до поступления в школу, об интересах, особенностях детей; совместные с детьми праздники).
С целью определения уровня школьной мотивации и адаптации первоклассников специалистами Центра ПМСС (психолого-медико-социального сопровождения) было проведено анкетирование учащихся.(Слайд 4)
Уровни школьной мотивации и адаптации - высокая школьная мотивация; - хорошая школьная мотивация; - положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью; - низкая школьная мотивация.
Результаты анкетирования представлены на слайде: (Слайд 5)

1 Б класс
Высокая школьная мотивация – 17 чел. (37%) Хорошая школьная мотивация – 6 чел. (44%) Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью – 1 чел. (19%) Низкая школьная мотивация – 0 чел. (0%)
Также классными руководителями 1-х классов была проведена диагностика «Изучение адаптации ребёнка к школе». (Слайд 6) Данная диагностика включала такие направления, как: 1. Учебная активность 2. Усвоение программных материалов 3. Поведение на уроке 4. Поведение на перемене 5. Взаимоотношения с одноклассниками 6. Отношение к учителю 7. Эмоции
Результаты диагностики показаны на слайдах
(Слайд 7-8) 1. Учебная активность
Класс 5 — активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно. 4 — на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. 3 — редко поднимает руку, но отвечает верно. 2 — часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная. 1 — пассивен на уроке, дает отрицательные ответы. 0 — учебная активность отсутствует полностью.
1б 8 4 7 2 1 0


(Слайд 9-10) 2. Усвоение программных материалов
Класс 5 — правильное и безошибочное выполнение школьных заданий. 4 — единичные ошибки 3 — нестабильная успеваемость, перепады правильных и ошибочных ответов. 2 — плохое усвоение материалов по одному из предметов. 1 — частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачеркиваний. 0 — плохое усвоение программных материалов по всем предметам, грубые ошибки и их большое количество.
1б 5 7 8 1 2 1

(Слайд 11-12) 3. Поведение на уроке
Класс 5 — добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинирован. 4 — выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков. 3 — часто разговаривает с товарищами, не собран. 2 — скован на уроке, напряжен, отвечает мало. 1 — выполняет требования учителя частично, вертится, постоянно разговаривает. 0 — преобладают игровые интересы на уроке, занимается посторонними делами.
1б 7 9 4 1 2 0

(Слайд 13-14) 4. Поведение на перемене
Класс 5 — высокая игровая активность, охотно участвует в коллективных играх. 4 — малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем–либо из ребят. 3 — активность ребенка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс. 2 — не может найти себе никакого применения (переходит от одной группы детей к другой). 1 — пассивен, избегает других. 0 — часто нарушает нормы поведения.
1б 8 7 4 2 0 4

(Слайд 15-16) 5. Взаимоотношения с одноклассниками
Класс 5 — общителен, легко контактирует с детьми. 4 — мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются. 3 — сфера общения ограничена, общается только с некоторыми. 2 — предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. 1 — замкнут, изолирован от других. 0 — проявляет негативизм по отношению к детям.
1б 9 7 4 2 0 0

(Слайд 17) 6. Отношение к учителю
Класс 5 — проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается. 4 — дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования. 3 — старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам. 2 — выполняет требования учителя формально, старается быть незамеченным. 1 — избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, смущается. 0 — общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.
1б 13 7 4 0 0 0

(Слайд 18-19) 7. Эмоции
Класс 5 — хорошее настроение, часто улыбается. 4 — спокойное эмоциональное состояние. 3 — эпизодически появляется снижение настроения (цикличность). 2 — отрицательные эмоции преобладают. 1 — депрессивное настроение. 0 — агрессия.
1б 13 7 4 0 0 0

(Слайд 20) В каждом классе была составлена сводная таблица, где были подсчитаны набранные учениками баллы.
Критерии
21-35 баллов — адаптация произошла полностью.14-20 баллов — неполная адаптация.0-13 баллов — дезадаптация.
Результаты по классам таковы: (Слайд 21)
1 «Б» класс – В диагностике принимал участие 24 человека 1 б класса.Полная адаптация была выявлена у 22 человек, а у 2 человек – неполная (Федина Алина, Тимошенков Артем).
Несмотря на полученные данные адаптация первоклассников продолжается, и мы должны приложить все усилия, чтобы она была успешной по всем вышеназванным направлениям.
На этом моё выступление закончено. Спасибо за внимание! (Слайд 22)
Паспорт здоровья первоклассников
Группа здоровья.
19 чел. – 1-я группа, 5 чел. – 2-я группа.

Физкультурная группа.
26 чел. – основная группа.
Уровень физического развития.
Выше среднего – 7 чел.
Средний – 16 чел.
Ниже среднего – 1 чел.

Уровень физической подготовленности у всех 24 учащихся соответствует норме.
Социальный аспект.

Результаты анкетирования родителей по вопросу адаптации детей к школе.
Анализ результатов анкетирования показал:
дети приспособились к школьному режиму и охотно идут в школу (23 человека);
большинство детей не имеют хронических заболеваний (19 человек) и соблюдают режим дня (24);
у учащихся преобладают положительные впечатления, которыми они довольно часто делятся с родителями (23 человека);
большинство детей справляется с учебной нагрузкой и им нравится внеурочная деятельность;
основная масса родителей не испытала трудностей, связаных с началом обучения ребенка в школе (17 человек).