Занятие в детском саду Модеель комфортной адаптации детей


Модель комфортной адаптации детей к детскому саду

Составитель:
Барбар С.Н., воспитатель
Тельмановского ясли – сада «Катюша»
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Модель комфортной адаптации детей к детскому саду (цели, задачи, принципы, ожидаемые результаты)………………………... …………………… 3
2. Программа действий по созданию модели комфортной адаптации ребенка раннего возраста……………………………………………………………………6
3. Таблица модели комфортной адаптации детей в ДОУ ……………………....7
3.1.Результативный компонент модели……………………………………. …8 -9
3.2. Содержательный компонент модели…………………………………….10-11
3.3. Организационно – технологический компонент модели…………….....12-13
4. Анализ адаптации……………………………………………………………….13
5.Теоретические основы…………………………………………………………. .14
5.1.Подбор и изучение необходимой литературы. Проведение
информационно-просветительской работы среди родителей
5.2. План работы с родителями и детьми…………………………………. ….16
5.3. Гибкий план воспитательно – образовательной работы в период
адаптации…………………………………………………………………….18
5.4.Конспект игрового занятия с воспитанниками ясельной группы…….23
5.5. Консультация для родителей………………………………………………24
5.6. В помощь воспитателю…………………………………………………….26
6. Фотоматериалы………………………………………………………………….27
Тема: Модель комфортной адаптации детей к детскому саду.
Актуальность:  проблема адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, которые сопровождаются изменениями поведенческих реакций ребенка.
Цель: успешное прохождение периода адаптации младшими дошкольниками с помощью моделирования условий и использование методов, помогающих малышам быстрее приспособиться к условиям ДОУ.
Новизна модели комфортной адаптации состоит в расширении взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи через получение квалифицированной помощи родителями в вопросах развития и воспитания малышей в семье и детском саду.
Задачи:
преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
развитие игровых навыков, произвольного поведения;
работа с родителями, направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с педагогами детского сада, повышение коммуникабельности между родителями.
формирование активной позиции родителей по отношению к
процессу адаптации детей.
К числу наиболее актуальных проблем относятся:
1. разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения; 2. создание единого благоприятного образовательно - воспитательного пространства ДОУ и семьи;
3. повышение информационной культуры родителей;
4. повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.
Концептуальной основой модели являются следующие принципы:
Принцип гуманизма как основополагающий
Предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимым является проявление максимума терпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых. Требования должны посильными и развивающими.
Принцип природосообразности и индивидуализации
Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации процесса адаптации: учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т.д. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.
Принцип развития
Предполагает, что смысл адаптационного процесса состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противостоит конструирующая концепция.
Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком
Предполагает, что взрослые овладевают методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка.
Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитания ребенка, установлении партнерских отношений «семья - дошкольное учреждение».
Разработчики модели:
Заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатели ясельной группы, старшая медицинская сестра, специалисты (психолог, музыкальный руководитель).
Участники: воспитатели, дети, родители.
Продолжительность реализации модели:
Программа действий по созданию модели рассчитана на 3 месяца после прибытия ребѐнка в детский сад. При тяжѐлой адаптации действие программы может быть увеличено.
Ожидаемые результаты реализации модели:
успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ - спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;  уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых;  желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени
координация целенаправленных действий специалистов ДОУ по созданию комфортной социальной среды на основе индивидуального подхода к ребенку;
создание открытой системы взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса в ДОУ;
становление партнерских, доверительных отношений между специалистами ДОУ и семьями воспитанников ясельной группы;
увеличение доли детей, проходящих адаптацию в легкой степени.
Программа действий по созданию модели
комфортной адаптации ребенка раннего возраста:
Подготовительный этап
1.Подбор и изучение необходимой литературы.
2.Составление плана работы с детьми и родителями.
3.Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.
Основной этап.
1.Заполнение адаптационных листов.
2.Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
3.Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование. 4.Организация родительских встреч по типу круглого стола, родительских конференций.
Завершающий этап.
1.Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
2.Подведение итогов адаптации на родительском собрании и педсовете в виде презентации и отчета.
   


Резльтативный компонент модели включает в себя развитие адаптивных умений ребенка к условиям ДОУ.
Процесс развития адаптивности ребенка раннего возраста предполагает решение таких задач, как:
-индивидуальный подход к ребенку (гибкий режим, учет домашних привычек, использование игрушек – забав, игрушек сюрпризов,);
-побуждение ребенка к общению со сверстниками (игры ребенка дома со сверстниками, непосредственная образовательная деятельность, игры с воспитателем, игровые ситуации и общение);
-контроль за физическим состоянием ребенка ( учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения, элементы закаливающих мероприятий, ведение листов адаптации );
- создание предметно – развивающей среды (центр развивающих игр, дидактический центр, центр «Песок – вода», ИЗО уголок, зона двигательной активности, книжный уголок, игровая жилая комната, уголок ряженья).

Содержательный компонент модели включает в себя следующие направления деятельности, стимулирующие процесс адаптации ребенка к ДОУ:
- работа с родителями (сбор сведений о ребенке, семье; разработка рекомендаций по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания; предварительное знакомство родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно – образовательной работы; ориентация родителей на выработку единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду);
- работа с детьми (установка контакта с ребенком в первый же день; изучение индивидуальных особенностей психики каждого ребенка; формирование положительной установки на детский сад, позитивное отношение к нему; организация игр и упражнений, направленных на положительное эмоциональное воздействие со взрослым и сверстниками; обогащение предметно – игровой деятельности детей, создание ситуации успеха в игре);
- взаимодействие специалистов ДОУ (контроль за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации, медицинский персонал на каждого малыша заводит «Лист наблюдения за адаптацией», который заполняется педагогами группы и медицинским работником; консультации с детским педиатром и психологом ДОУ, а по показаниям и другими специалистами; регулярное проведение социально – психолого –педагогических консилиумов, педагогических советов, проведение мероприятий педагогического мониторинга);
-социальное окружение (освоение ребенком мира ближайшего социального окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной, образовательной деятельности (психолого – педагогический центр, социальный центр, методический центр);
- трансляция опыта (обобщение, распространение опыта педагогов ДОУ через семинары, круглые столы, методические объединения).

Организационно – технологический компонент модели включает в себя следующие этапы:
- подготовительный ( изучение личностных особенностей ребенка и ситуации его развития; обнаружение проблем ребенка. Для осуществления адресной социально –педагогической поддержки необходимо создать модельное представление о ситуации, т.е. получить знание о проблеме ребенка во всем ее объеме, выявить причинно –следственные связи, определившие источник проблемы, ее содержание и масштабы);
- поисково – проектировочный ( проектирование модели решения проблем ребенка, разработка оптимальной программы поддержки по адаптации к ДОУ при взаимодействии специалистов ДОУ с семьей ребенка);
- деятельностный (реализация программы поддержки с включением в работу детей и их ближайшего социального окружения, взаимодополняющая деятельность специалистов (педагогов, психолога, медицинских работников ) и ребенка);
-рефлексивный (обсуждение совместной деятельности по разрешению проблемы; анализ проделанной работы и ее результативности).
4. Анализ адаптации
Анализ результатов адаптации через реализацию модели комфортной адаптации детей к детскому саду позволяет констатировать позитивную динамику формирования и развития уровней адаптации.
Подтверждены ожидаемые результаты реализации модели:
дети легко вступают в контакт с педагогом, принимают познавательные и игровые задания;
охотно общаются со сверстниками, делятся игрушками;
не наблюдается обострение заболеваний, незначительная соматическая заболеваемость;
отсутствуют дезадаптивные варианты поведения;
адаптационный период безболезненный и короткий (легкая и средняя адаптации.
5.Теоретические основы
Ранний детский возраст является
одним из ключевых в жизни ребенка
и во многом определяет
его будущее психологическое развитие»
 В. С. Мухина
5.1.Подбор и изучение необходимой литературы.
Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.
Понятие "адаптация" детей раннего возраста  в ДОУ.  Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми.  У ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. С поступлением ребенка  в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений:  режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
В зависимости от длительности адаптационного периода  различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: 
1 – 16 дней – легкая адаптация,
6 - 32 дней – адаптация средней тяжести,
от 32 - 64 дней – тяжелая адаптация.
 Лёгкая адаптация – при легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений.
Средняя адаптация – во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким –  эмоционально-возбужденное  плачь, крик при расставании, встрече. Отношение к детям,  как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более  двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений.  Вегетативные изменения  в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2-х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.
Тяжёлая адаптация – ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребенка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при  выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).  Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место
задержка речевого развития. Заболевание– не более 3 –х раз .
Причины тяжелой адаптации:
1. несформированность автономии ребенка и его матери (эмоциональной, телесной, игровой);
2. несформированность культурно-гигиенических навыков;
3. отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
4. наличие у ребенка своеобразных привычек;
5. отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;
6. патологии психического развития.
От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Характер адаптации зависит от следующих факторов:
состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.
условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
· глубокий сон;
· хороший аппетит;
· бодрое эмоциональное состояние;
· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
· соответствующая возрасту прибавка в весе.
 
5.2. План работы с родителями и детьми
         
Работа с родителями
Месяц Форма работы Тема
июнь Вводное родительское собрание
Анкетирование родителей. «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
июнь - июль Памятка родителям.
Консультации,
наглядная информация по адаптации,
папки – передвижки.

Круглый стол «Мама не уходи! Или в детский сад без слез»
«Адаптация ребенка в детском саду».
Знакомство родителей с особенностями адаптации детей в группе, задачами воспитания и обучения на год.
Выбор родительского комитета. 
август Памятка родителям.
Беседы с родителями. «Все о воспитании»
«Разный темперамент – разная эмоциональность».
Подведение итогов по адаптации детей и родителей.
Работа с детьми
№ Форма работы Содержание
1 Знакомство
детей с детским садом, друг с другом. Знакомство-беседа с родителями и ребенком.
Знакомство с группой, игрушками.
Заполнение адаптационных листов.
Чтение художественной литературы
2 Элементы телесной терапии Обнять, погладить ребенка
3 Методика "Любимая игрушка" Каждый ребёнок приносит в группу любимую игрушку. На протяжении адаптации задаются вопросы к ребенку: «Как твоей игрушке нравится в д/с, Как она себя чувствует? и т.д. Присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста и, особенно, для тех, у кого тяжёлая степень адаптации по характеру привыкания. По мере прохождения адаптационного периода отношение к игрушкам у детей меняется:«Ей хорошо, ей нравится в садике».
4 Развитие культурно-гигиенических навыков. Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как  одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.
Игры-занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»
5 Пальчиковые игры. Опыты для малышей.
Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня
6 Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности «Праздник мыльных пузырей», «Праздник воздушных шаров». Игры «Утро у зайчиков». «Цветок посадили», вариация «Дерево посадили». Игры на групповое взаимодействие «Приглашение на
чай», «Построим теремок».
7 Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем,
дидактические игры «Мышка в домике», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Кто чем питается» и т.д.
8 Физические упражнения и игры со спортивным инвентарем.
«Полетаем, как птички», «Полетели, полетели, сели», «Полетим, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики»
9 Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком и его знакомство с культурой поведения, на развитие речевой активности «Кто в домике живет», «Кто позвал?» и т.д.
10 Музыкотерапия Музыкальные паузы  включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки, музицирование на детских музыкальных инструментах
5.3. Гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации.
1-я неделя
Понедельник Приветствие малыша от имени игрушки (плюшевый мишка, зайка, кукла). Экскурсия по группе.
Пальчиковая игра «Игра с кистями рук».
Игра «Передай колокольчик».
Вторник Беседа «Кто у нас хороший?» (игра у зеркала).
Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!»
Игра-путешествие «В гости к Мойдодыру» (в санитарную комнату). Подробное знакомство с индивидуальными предметами гигиены, правилами поведения.
Катание на игрушках-качалках, каталках, качелях в спортивном уголке
Среда Беседа о животных, живущих у детей дома.
Игра «Разноцветные бусины», повторение знакомых игр.
Подвижная игра «Догони мяч».
Игры с природным материалом «Волшебные коробочки».
Чтение художественной литературы.
Четверг Рассказ-импровизация воспитателя «Как мы с Зайкой ждали Машу, Катю, …», наблюдение в окно.
Игра-забава «Минутка заводной игрушки».
Игры «Мишка», «Козлик».
Игра-путешествие по группе «Кто, кто в этом домике живет?».
Знакомство с расположением игровых зон, игрушек, пособий.
Пятница Беседа с ребенком на интересующую его тему (о папиной машине, старших детях в семье, об игрушке, мультике).
Игра-забава с музыкальными игрушками.
Игра «Разноцветные бусины»,
Игра с водой «Нырки» (подготовительные навыки для мытья рук), закрепление правил поведения в комнате Мойдодыра.
2 неделя
Понедельник Продолжить знакомство с группой.
Рассказ-импровизация воспитателя о жизни игрушек и ребят.
Пальчиковая игра «Игра с кистями рук».
Игра-забава «Музыкальная шкатулка».
Подвижная игра «Смотри, что я могу».
Вторник Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!»
Игра «Передай колокольчик».
Игра «Прятки».
Путешествие к Мойдодыру – игровое упражнение «Найди свою картинку».
Хохотальная разминка.
Среда Беседа у зеркала «Кто у нас хороший?».
Подвижная игра «Зайка».
Рассматривание картинок о животных, рассказ-импровизация «Детский сад для лесных зверюшек».
В гостях у Мойдодыра.
Игра-забава «Воздушные шары».
Аудиозапись «Голоса природы».
Четверг Игра-путешествие по группе «Кто, кто в этом домике живет?».
Игра-забава со звучащими, музыкальными игрушками.
Минута отдыха «Мягкая».
Игра «Зарядка».
Игра-путешествие в «Комнату снов», аудиозапись «Колыбельные».
Пятница Рассказ-импровизация воспитателя «Как мы с Мишуткой ждали Машу …», наблюдение в окно.
Игра «Пять малышей».
Самостоятельные игры с мячами.
Ласковая минутка «Кто у нас хороший?».
Игры с природным материалом «Морские сокровища».
В гостях у Мойдодыра.
3 неделя
Понедельник Продолжить знакомство с игровой комнатой.
Сюжетная игра «Мы шли, шли, шли …».
Подвижная игра «Иди ко мне».
Минута отдыха «Мягкая».
Игры с водой «Плавает - тонет».
Игры для развития мелкой моторики «Кто в кулачке?».
Хохотальная разминка.
Самостоятельные игры.
Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».
Вторник Беседа с детьми на интересующую их тему.
Игра-забава «Кто это хлопает в ладоши?».
Сюжетная игра «В гости к куклам».
Подвижная игра «Зайка».
Экскурсия в физкультурный зал.
Свободная деятельность.
Подвижная игра «Хоровод».
Ласковая минутка «В гостях у Сплюшки» - слушание аудиозаписи «Классические колыбельные»
Среда Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Сюжетная игра «Я иду в гости с подарками».
Самостоятельная деятельность.
Игра с водой «Ловкие пальчики».
Музыкальная игра «Мы в лесок пойдем».
Игра «В гостях у Мойдодыра» (закрепление правил поведения в санитарной комнате
Четверг Беседа на интересующие детей темы.
Сюжетная игра «Я иду в гости с подарками».
Рисование фломастерами, маркерами.
Подвижная игра «Солнечные зайчики».
Самостоятельная деятельность.
Пальчиковые игры «Игра с кистями рук», «Кто в кулачке?».
Свободные игры в спортивном уголке (катание на каталках, сухой бассейн, качели).
Пятница Наблюдение из окна группы за приходом детей в детский сад.
Сюжетная игра «Загляни в мое окошко».
Игра-забава «Кто это хлопает в ладоши?».
Показ-инсценировка потешки «Огуречик-огуречик».
Подвижная игра «Покружимся».
Самостоятельная деятельность.
4 неделя
Понедельник Утро
Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!».
Лепка из соленого теста.
Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей».
Свободная деятельность.
Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».
Ласковая минутка – слушание аудиозаписи «Классические мелодии для малышей».
Подвижная игра «Покружимся».
Вечер
Игра-занятие «Кукла Катя проснулась» - обучение игровым навыкам.
Подвижные игры в спортивном уголке.
Чтение художественной литературы «Курочка Ряба».
Вторник Утро
Рассматривание картинок на тему «Животные» - беседа о животных.
Игра-забава «Где же наша …».
Сюжетная игра «Загляни в мое окошко».
Путешествие в физкультурный зал.
Свободная деятельность.
Игра «Мишка».
Минутка отдыха «У Сплюшки» - рассказывание воспитателем сказки-импровизации.
Подвижная игра «Мяч».
Вечер
Рассказ-инсценировка воспитателя «Для чего нужны карандаши?» - свободное рисование.
Подвижная игра «Зайка».
Игра-занятие «Заболела кукла Катя» - обучение игровым навыкам.
Рассматривание картинок о жизни в детском саду.
Среда Утро
Сюжетная игра «В гости к куклам».
Подвижная игра «Догонялки».
Минута звучащих, музыкальных игрушек.
Показ – инсценировка «Огуречик, огуречик».
Игра «В гостях у Мойдодыра» - закрепление первых культурно-гигиенических навыков.
Вечер
Экскурсия по детскому саду – продолжить знакомство с ДОУ, его сотрудниками.
Игры со строительным материалом (напольные модули) «Самолет построим сами …».
Игра-занятие «Покормим куклу Катю обедом».
Самостоятельная деятельность.
Четверг Утро
Игры с природным материалом «Сундучок сокровищ».
Подвижная игра «Мы потопаем ногами».
Минутка отдыха «На лесной полянке» - слушание аудиозаписи.
Самостоятельная деятельность.
Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».
Пальчиковая игра «Расскажи стихи руками».
Вечер
Показ-инсценировка сказки «Курочка Ряба» (настольный театр).
Подвижная игра «Догонялки».
Самостоятельная деятельность.
Пальчиковые игры «Игра с кистями рук», «Кто в кулачке?».
Пятница Утро
Игра-забава «Воздушные шары».
Сюжетная игра «Загляни в мое окошко».
Пальчиковая игра «Разноцветные бусинки».
Показ-инсценировка потешки «Кисонька-Мурысонька».
Свободная деятельность.
Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».
Подвижная игра «Зайка».
Минутка отдыха «На лесной полянке».
Вечер
Посещение вечернего развлечения в муз. зале.
Игры с куклами «Покормим куклу», «Покатаем Катю в коляске».
Игра «Позови». Игра «Соберем игрушки».
5.4.Конспект игрового занятия с воспитанниками ясельной группы
Тема: «Дружба»
Цель:развивать групповую сплоченность; повышать у детей уверенность в себе.
Оборудование: мешочек из ткани, воздушный шарик.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках.
Педагог.        Здравствуйте! Я рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг  друга.
Упражнение «Эхо»
Цель:        настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его, вот так: «Да–ша, Да–ша», а мы дружно, как эхо, за ней повторяем. Затем свое имя прохлопывает Дашин сосед Андрюша, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя.
Молодцы!
Педагог.    А сейчас покажите мне свою правую ладошку, а теперь левую ладошку. Давайте «подружим наши пальчики».
Игра «Дружат наши пальчики»
Цель:        развитие координации движений, мелкой моторики, памяти.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять!
Начинаем счет опять.
Один, два, три, четыре, пять!
Вот и кончили считать!
Дети складывают руки в замок и поочередно соединяют пальчики правой и левой рук, начиная с мизинца.
Очень хорошо!
Педагог.        А теперь посмотрите, что я вам принесла.
Упражнение «Волшебный мешочек»
Цель:        активизация тактильного восприятия, развитие произвольности.
Педагог.        Это волшебный мешочек. Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нем лежит. Кто потрогал и догадался, хранит свой секрет, пока мешочек не окажется у меня в руках… Кто догадался, что лежит в мешочке?
Ответы детей.
Игра «Воздушный шарик»
Цель:        развитие у детей способности расслабления мышц живота.
Посмотрите, как я буду его надувать…
А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе, и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем воздух в него, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуваем животик… Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох–выдох, еще один вдох–вдох. Молодцы!
Наше занятие заканчивается. Я благодарю всех. До свидания!
5.5. Консультация для родителей
Для Вас родители!
Есть замечательная английская пословица,
 с которой я абсолютно согласна:
"Не воспитывайте своих детей, все равно они
 будут похожи на вас. Воспитывайте себя".
 
Как подготовить ребёнка к детскому саду. Советы и рекомендации.
 Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в сад.
Например: детский сад – это красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, и мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно.
Показывайте картинки из книг и журналов, на которых изображены дети в детском саду. Сочините маленький рассказик про то, как детям весело живется в детском саду.
 Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – скоро он сможет пойти сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
 Подобно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Постепенно домашний режим подстраивайте под режим детского сада (даже выходные дни).
 Стремитесь к тому, чтобы питание ребенка было рациональное, а не однообразное (приближайте домашний рацион к рациону детского сада).
 Приучайте ребенка быть самостоятельным. В детский сад он должен прийти с определенными навыками.
 Начинайте водить ребенка не с того дня, когда мама должна выйти на работу, а как минимум за месяц до этого. Постепенно увеличивая длительность его пребывания в детском саду (в первые дни 2-3 часа).
  Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Ольга Петровна нальет тебе воды».
Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.
  Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, книжки с картинками. Вам будет проще отправлять ребенка в садик – с игрушкой веселее идти, и проще завязывать отношения с другими детьми.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаясь к ним по имени, просить, а не отбирать игрушки, предлагать свои.
Придумайте с ребенком прощальные знаки внимания (поцеловать друг друга в щечку, обняться) и ему будет проще отпустить вас.
  Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего ребенка о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
        В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
   В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка.
5.6. В помощь воспитателю
Рекомендации по организации адаптации детей
Как помочь ребёнку осознать себя
Для воспитателя,  встречающего новую группу детей, особенно важно разобраться, как дети воспринимают себя и своё окружение в детском саду, и каким детям может понадобиться помощь в адаптации к статусу садовского, а не домашнего ребёнка. По результатам общего наблюдения можно составить индивидуальные планы на каждого ребенка с учетом его сильных и слабых сторон.
Что делать, если ребёнок трудно расстаётся с родителями
Учиться легко расставаться нужно и ребёнку и его родителям, особенно матери.      
- заранее познакомьтесь с ребенком и его родителями.
- принимайте детей в группу постепенно, это позволит вам уделять больше внимания всем новичкам и облегчит детям процесс знакомства.
- не перегружайте помещение материалами, чем больше материалов на полках комнаты в первые дни, тем это утомительнее для некоторых детей. Поэтому в первые дни и недели ограничьтесь небольшой выборкой материалов в каждой зоне и увеличивайте их число постепенно.
- используйте "переходный" материал, дети легче адаптируются от домашних условий к садовским, если под рукой есть знакомые предметы, образующие мостик между домом и группой. Выделите, например, зону, где ребёнок может повозиться с водой — баночки, губки, тазики надолго займут его и отвлекут от мыслей о родителях.
- используйте визиты родителей и родственников. В первые дни позвольте родителям оставаться в саду сколько угодно или приходить в любое время. Застенчивым детям легче освоиться в новом окружении, держась за мамину руку. Кроме того, в начале года некоторых детей можно забирать пораньше.
- покажите, что полностью понимаете ребёнка. До настоящего момента  самосознание ребёнка строилось на том, как его воспринимала семья. Теперь ребёнок чувствует и отношение к нему воспитателя. Покажите, что вы безоговорочно принимаете ребенка таким, каким он есть. Демонстрируйте это вербально и невербально. Скажите ребёнку, как вам приятно видеть его в группе. Чаще обращайтесь к нему по имени. Усиленно хвалите ребёнка всякий раз, когда ему удаётся выполнить даже самое незначительное задание.
Помните, что для остальных детей моделью служит ваше поведение и их отношение к застенчивому новичку будет подобно вашему.
6.Фотоматериалы:

Создание предметно – развивающей среды в группе

– Книжный уголок -любимый уголок малышей


Ознакомление с окружающим миром