Особенности психологического сопровождения ребенка с нарушением слуха.

Особенности психологического сопровождения ребенка с нарушением слуха.

Создание условий для наиболее раннего и полноценного развития ребенка с проблемами слуха, его слухоречевой реабилитации – это важная задача школы и родителей. Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое и физическое  развитие ребенка.
Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в  разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе  других.
Восприятие. Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия – как главного источника представлений об окружающем мире, важное средство для развития возможностей детей с нарушенным слухом общаться с людьми, воспринимать обращенную к ним речь, поэтому важно уделять внимание обучению чтению с губ. Совершенствуются тонкость и дифференцированность восприятия мимики и жестов, изменений положений пальцев при восприятии дактильной речи, развивается восприятие движений губ, лица и головы при устной коммуникации.
Память. Развитие словесной памяти детей проходит ряд стадий и совершенствуется  в ходе формирования словесной речи.  Особенностью развития словесной памяти у детей с нарушением слуха  является ее кратковременность. Долговременная память формируется в процессе игровой и учебной деятельности Главной задачей развития словесной памяти является овладение запоминанием на длительный срок. Ее развитие происходит целенаправленно через коррекционно-развивающие упражнения [1].
Внимание. Объем внимания у таких детей в несколько раз ниже, чем  в сравнении у детей без нарушения слуха. Объем могут сохранять не более 10-13 минут. Внимание неустойчивое. Много времени уделяется развитию непроизвольного внимания.
Мышление. В развитии мышления детей с нарушением слуха наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов. Развитие логического мышления существенно зависит от уровня речевого развития детей, а успешность формирования логических операций зависит и определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Для таких детей   характерно замедление процесса формирование понятий.
Эмоционально-волевая сфера. У детей с нарушением слуха отмечается бедность эмоций. Кроме таких эмоций как горе, радость, страх -  другие они  не умеют проявлять.
Многие дети с нарушением слуха отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Специфические особенности развития движений у детей с нарушением слуха обусловлены недостаточным развитием речи, нарушением межфункциональных взаимодействий.
Исходя из представления о структуре нарушения, анализ особенностей развития познавательной сферы детей целесообразно начать с рассмотрения особенностей развития речи.
Дети могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения. У детей с нарушением слуха речевое общение формируется в процессе различных видов деятельности. Они овладевают словесной речью в ее разных формах  (устной, письменной, дактильной), развиваются обе ее стороны – импрессивная (восприятие речи зрительно, слухозрительно, на слух) и  экспрессивная (говорение, дактилирование, письмо) [2].
Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы, поскольку глубокое нарушение слуховой функции резко меняет условия овладения звуковой речью. Но формирование устной речи представляет лишь часть системы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.
Решению основных задач коррекционно-развивающего обучения с учетом психофизических особенностей воспитанников во многом способствует внедрение новых педагогических технологий. Обучение детей со сложной структурой дефекта осуществляется  с использованием в основном технологий коррекционно-развивающего обучения и здоровьесбережения.
Для детей с нарушением слуха создана эффективная система непрерывного образования, позволяющая получить равного со слышащими уровня образования.
В процессе образования в специальных школах обеспечивается коррекционная направленность обучения детей, их социальной реабилитации, проводится лечебно-профилактическая и оздоровительная работа. Коррекционно-развивающая работа  пронизывает весь педагогический процесс, реализуется в условиях организованной слухоречевой среды, предполагающей широкое использование электроакустической аппаратуры.
Система методов, используемых в школе для детей с нарушением слуха, включает несколько подсистем: методы формирования речи и обучения языку как предмету школьного образования, методы обучения основам наук, методы развития и использования слухового восприятия. Все они рассчитаны на полисенсорный характер восприятия учащимися материала. Весь педагогический процесс строится  на слухозрительной основе.
Значительное место занимают индивидуальные и групповые занятия, на которых проводится работа над формированием произношения и развитием слухового восприятия. Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся. Произносительные навыки формируются в ходе всего как при общении на уроке так и во внеурочное время. В процессе обучения произношению реализуется аналитико-синтетический полисенсорный концентрический метод обучения. Особенно важно в работе над произношением использовать звукоусиливающую аппаратуру, постепенно, по мере формирования   навыка восприятия речи на слух, все учащиеся  переводятся на работу с индивидуальными аппаратами [3].
Содержание работы по развитию восприятия детьми с нарушением слуха состоит в совершенствовании их умений и навыков в слуховом восприятии звучащей речи.
В школе для слабослышащих детей  работа по развитию слухового восприятия проводится в двух направлениях: дети учатся воспринимать на слух речь и неречевые звучания, разные шумы. Основной целью является формирование навыков восприятия речи. Развитие слухового восприятия речи происходит при реализации слуховых резервов учащихся. О развитии речевого слуха можно судить по повышению уровня разборчивости речи, т.е. умения учащихся правильно воспринимать на слух предъявляемый речевой материал и увеличению оптимального для восприятия речи на слух расстояния.  Об уровне развития речевого слуха говорит и уменьшение количества предъявлений конкретной речевой единицы. Формирование этих умений зависит от разного состояния слуха и уровня речевого развития и индивидуальных особенностей. На основе развивающейся в процессе специальной работы слуховой функции ребенок должен научиться воспринимать на слух образец речи и, подражая, правильно этот образец воспроизвести.
Задачей работы по развитию восприятия речи на слух (не развитие самого слуха) является формирование умений и навыков воспринимать речевой материал как с помощью звукоусиливающей аппаратуры, так и без нее. При этом развивающей  слуховой функции у детей формируются прочные навыки слухозрительного восприятия устной речи,  что оказывает благотворное воздействие на их речевое развитие. Повышается качество произносительной стороны устной речи, все это позитивно влияет на формирование  личности детей с нарушением слуха.
Особое место  занимают занятия по формированию навыков чтения с губ. Чтение с губ в некоторой степени возмещает невозможность или ограниченность слухового восприятия речи, тем самым способствует формированию общения. Успешное осуществление чтения с губ возможно лишь при определенном  уровне развития речи, т.к. оно опирается на понимание  общего смысла отдельного высказывания или разговора [4].
В обучении детей с нарушением слуха используется дактильная форма речи. Дактилология – это ручная азбука. Она является важным средством формирования словесной речи и общения лиц с нарушением слуха.  Дактилология делает произносимые слова легко воспринимаемыми, но замедляет течение речевого процесса. Основой жестовой речи служит система знаков, жестов, каждый из которых имеет свое значение. Жестовая речь имеет свой синтаксис. Выражение ее уточняется мимикой лица говорящего.  Но необходимо помнить, что эта специфическая речь для неслышащих не заменит собой словесной речи [5].
Таким образом,  наиболее актуальными  особенностями обучения и воспитания детей с нарушением слуха являются:
Ранняя диагностика нарушений слуховой функции и ранняя  адекватная помощь детям с нарушением слуха;
Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта;
Разработка  и внедрение новых  современных технологий обучения     ( включая компьютерные);
Использование современной звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, позволяющая находится ребенку в одних и тех же акустических условиях.
Воспитание и обучение детей с нарушением слуха сложный процесс, требующий от окружающих много терпения, душевной доброты, определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основная масса таких детей нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого их продвижение будет замедленным и недостаточно успешным.

Список использованных источников

Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 2005. - 143 с.
Венгер Л. А. Психологическая готовность к обучению. - М.: Педагогика, 2007. – 119 с.
Носкова Л.П. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. - М., Педагогика, 2009. - 173 с.
Рахманов В.М. Медико-социальные аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. - Харьков: Основа, 2005. - 153 с.
Черненко Т.Е. Педагогические условия преодоления комплекса неуверенности у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. - СПб.: Питер, 2001. – 142 с.






15