«Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО»

МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ШКОЛА №8 ГОРОДА ФУРМАНОВА
155520, город Фурманов Ивановской области, улица Нижний Двор, дом 28
ОГРН 1023701359329, ИНН 3705005194 / КПП 370501001
Телефон (49341) 2-11-47, 2-13-44; E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ;
Сайт: https://portal.iv-edu.ru/dep/mouofurmn/furmanovskiyrn_school8/default.aspx





«Организация внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС НОО»

Подготовила
Сокова Светлана Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ ОШ №8
г.Фурманов
Ивановской области


2017 г.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных результатов). Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Внеурочная деятельность представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития учащимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, обеспечение индивидуальных потребностей школьников.
Задачи внеурочной деятельности:
включить каждого учащегося в учебно-познавательную и творческую деятельность;
стимулировать развитие учащегося как активного, самостоятельного и творческого деятеля в социуме;
способствовать формированию базовых компетентностей школьников.
Планируя организацию внеурочной деятельности как в начальной, так и в основной школе, мы используем имеющиеся в школе условия и опыт проведения внеурочных занятий, а также сложившуюся систему воспитательной работы.
Ориентирами в организации внеурочной деятельности являются:
запросы и потребности детей и родителей обучающихся;
приоритетные направления деятельности школы;
интересы и склонности педагогов;
возможности образовательных учреждений дополнительного образования.
Мы постарались учесть запросы детей и их родителей, которые были выявлены в ходе проводимого анкетирования, при этом эффективно использовать возможности школы.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в нашей школе организована по следующим направлениям: 
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, (патриотическое)
общекультурное, (художественно-эстетическое)
общеинтеллектуальное,
социальное, (общественно-полезная деятельность)
При организации внеурочной деятельности соблюдаем преемственность между начальной и основной школой.

Преемственность между начальной и основной школой:
а) выражается в отборе материала для изучения, с учетом общего развития учащихся, уровня их подготовленности по предмету;
б) в выборе привычных для детей форм, методов, приемов работы для обеспечения постепенного перехода к новым, более сложным для учащихся формам работы;
в) в сложившейся системе спецкурсов и занятий по интересам в организации внеурочной деятельности, как начальной, так и основной школе.
Как же представлены вышеназванные направления в нашей школе?
Спортивно-оздоровительное направление представлено кружками «Ритмика», преподаватели Белышева Т.В., Сокова С.В.; «Спортландия», преподаватель Скородумов Н.Н.; сотрудничество с ФОК «Группа коррегирующей гимнастики», преподаватель Веселова Алла Александровна.
Цель данных курсов:
укрепление здоровья учащихся, улучшение осанки, профилактика плоскостопия;
укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;
снятие физической и умственной усталости.
Формы организации внеурочной деятельности, представляющие спортивно-оздоровительное направление разнообразные:
     организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов»;
     проведение бесед, консультаций по охране здоровья, формированию здорового образа жизни;
    участие в спортивных соревнованиях различного уровня и др.
Духовно-нравственное направление представлено курсом «Коррекция и развитие навыков общения», который ведет учитель начальных классов, педагог – психолог высшей квалификационной категории Чалова Л.В.
Цель курса:
- снизить уровень тревожности, страхи, агрессивность учащихся, помочь преодолеть конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим;
- помочь учащимся научиться принимать себя такими, какие они есть.
Особенно актуален данный курс в период адаптации учащихся как в 1, так и в 5 классе.
Формы организации внеурочной деятельности, представляющие духовно-нравственное направление:
     встречи с ветеранами ВОВ и труда, оказание им помощи, «Уроки мужества»;
     конкурсы рисунков, плакатов;
     оформление электронной газеты о боевых и трудовых подвигах россиян;
     тематические классные часы;
     фестивали военно-патриотической песни.
Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено в начальной школе кружком «Умелые ручки», в основной школе студией макраме «Мастеришка».
Цель данных курсов:
-развитие творческих способностей учащихся посредством работы с разнообразными материалами;
-приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края.
Занятия ведет Марина Валентиновна Киселева – наш родитель (в прошлом учебном году Марина Валентиновна вела кружок на добровольных началах), в этом учебном году она является педагогом дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДТ).
Марина Валентиновна - талантливый самодеятельный мастер, участница различных конкурсов декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербурге, Москве и за рубежом. В 2014 году Марина Валентиновна стала финалисткой международной выставки в г.Санкт- Петербурге «Время кукол. Времена года», финалисткой Международной выставки «Гранд-Текстиль 2014», а также вышла в финал международной выставки в Финляндии город Леппявирта «Свет жизни. Свет в жизни». Совсем недавно в центральной городской библиотеке в рамках «Дней Российской культуры» состоялась выставка работ Марины Валентиновны, поразившая всех присутствующих удивительным творчеством и полетом фантазии.
Общекультурное направление представлено в нашей школе занятием кружка «Хоровой класс», который ведет Н.С.Постельникова.
Цель курса:
- формирование основ музыкальной культуры учащихся;
- расширение музыкального кругозора учащихся, развитие музыкально-эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство.
Учащиеся хора «Росинки» под руководством Нины Сергеевны являются постоянными участниками муниципальных и областных конкурсов «Музыка детских сердец», «Поет мой край родной», «Молодые голоса», «О доблести, о подвигах, о славе!»; «Пушкин на все времена», «Весны звенящая капель», «Сей зерно» и имеют неплохие результаты.
Для того, чтобы эта работа была эффективной среди учащихся школы, в 2014 году открылась группа раннего музыкально-эстетического развития «Радужные нотки» для детей 4-5 лет. Дети получают начальные знания о вокально-хоровых навыках, о теории музыки, учатся слушать классическую музыку.
Общекультурное направление представлено такими формами, как:
     организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
    проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности представлено занятиями кружка «Орион» с целью формирования исследовательских, познавательных и коммуникативных умений школьников в процессе групповой и коллективной деятельности. Занятия начинаются со 2 класса, которые ведет учитель географии и экологии высшей квалификационной категории Н.Е.Парамонова.
В рамках данного направления традиционным мероприятием в школе стало ежегодное проведение Дня Науки и творчества, а так же научно-практической конференции «Юные исследователи». Учащиеся начальных классов представляют учебные проекты, многие из которых выполнены на высоком научном уровне.
В начальной школе прошла конференция, посвященная 70-летию Великой Победы с приглашением ветерана ВОВ, заслуженного учителя России И.И. Чесноковой. Конференция получила высокую оценку присутствующих гостей и родителей.
Общеинтеллектуальное направление представлено также непрерывным курсом с 1-4 класс «Умники и умницы», который ведут учителя начальной школы. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий по нескольким направлениям:
Задания на развитие внимания;
Задания на развитие памяти;
Задания на развитие воображения;
Задания на развитие логического мышления.
Общеинтеллектуальное направление представлено в школе следующими формами:
     предметные недели;
     библиотечные уроки;
     экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

Социальное направление (общественно-полезная деятельность) представлено такими формами, как:
     проведение субботников;
     работа на пришкольном участке;
     акции «Подари книгу», «Цветок –родной школе», «Спаси дерево», «Помоги птицам» и др.
в рамках Дней защиты окружающей среды от экологической опасности НИО «Орион» была проведена уборка водоема, летнего сада, улиц города и др. мероприятия
сотрудничество с картинной галереей, музеем Д.А.Фурманова, городской библиотекой, пожарной частью, центром социального обслуживания населения.
Для диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников используем методики: (представленные на слайде)
1) Личность воспитанника (методика Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Личностный рост»);
2) Детский коллектив (методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?», социометрия»);
3) Профессиональная позиция педагога (Д.В. Григорьев «Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя»)
Целью мониторинга является оценка и коррекция деятельности, условий среды школы для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей в процессе внеурочной деятельности.

 Динамика занятости учащихся начальной школы МОУ ООШ №8
во внеурочной деятельности
Учебный год
Количество учащихся, занятых в работе кружков
Процент занятости

2013-2014
120
67%

2014-2015
137
76%

2015-2016
149
83%

2016-2017
160
89 %


Удовлетворенность участников образовательного процесса
организацией внеурочной деятельности и ее результатами
Учебный год
Процент

2013-2014
74%

2014-2015
81%

2015-2016
81%

2016-2017
93%

По данным мониторинга можно сделать следующие выводы:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- увеличилось количество учащихся, посещающих кружки;
- учащимся нравится посещать занятия внеурочной деятельности;
- в своих анкетах родители учащихся отмечают, что для детей это необходимо, поскольку не каждый родитель имеет возможность водить своего ребенка на занятия  в учреждения дополнительного образования, большинство родителей указывают на положительные изменения в поведении ребёнка.

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности:
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствие результата).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням: (представленным на слайде)
Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем.
Второй уровень - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается в дружественной детской среде.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.
Проблемы внеурочной деятельности:
Фактор риска
Возможные пути решения

отсутствие достаточного финансирования внеурочной деятельности

использование средств стимулирующего фонда

отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов, удаленность школы от учреждений дополнительного образования
привлечение специалистов дополнительного образования, сотрудничество с родителями учащихся, расширение связей с учреждениями города

недостаточное количество помещений в школе для организации внеурочной деятельности

проведение занятий на базе помещений социальных партнеров



В заключении хотелось бы сказать, что внеурочная деятельность:
помогает сформировать учебную мотивацию,
способствует расширению образовательного пространства,
создаёт дополнительные условия для развития учащихся,
позволяет обеспечить благоприятную адаптацию учащихся в школе.
Наша главная задача - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.
Слайд – шоу «Жизнь после уроков»




















13PAGE \* MERGEFORMAT14315




Kђ Заголовок 515