ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «КОРОБ ЧУДЕС» (для уроков изобразительного искусства)


Познавательная игра «Короб чудес»
Тема. Русская народная игрушка
Цели: развивать познавательную активность детей, познакомить с народными ремеслами России.
Оформление: зал оформлен под русскую горницу, звучат мелодии народных русских песен. Ведущий и его помощники (3–4 старших ребят) одеты в старинные костюмы, они встречают пришедших детей и рассаживают их на разные скамьи вдоль стен.
Звучит мелодия «Коробейников», под которую помощники – мальчик и девочка – вносят в зал огромный плетеный короб и торжественно ставят его на стол, покрытый нарядным расшитым рушником.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Вы, конечно, догадались, почему наша встреча началась с этой знакомой русской песни? Правильно, потому что в центре нашего внимания сейчас будет вот эта самая «коробочка», а вернее старинный русский короб, и конечно, он располным-полон… А вот чем? Давайте подумаем, чем может быть полон такой короб? Конечно, вещами старинными, крестьянскими, русскими… Может, кружевами белоснежными, или яркими домоткаными половичками, что плели и ткали себе в приданое ваши прабабушки в молодости и складывали вот в такие короба? А может, деревянными расписными ложками да берестяными бурачками, или глиняными плошками да кринками, которые ловко мастерили ваши прадедушки? Ладно, открою вам тайну старинного короба, он наполнен игрушками! Конечно, в нем нам не придется искать заграничную красавицу Барби или радиоуправляемый катер. Но игрушки, что здесь лежат, не менее красивы, не менее знамениты в мире, и денег стоят сейчас немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров, да ими же и придуманы. Талантливы и, конечно, добры эти люди. Ведь создать и подарить детям яркую, красочную игрушку может только очень добрый, не утративший детского восприятия мира, человек.
Итак, откроем короб! Ребята, я вижу замечательную игрушку, угадайте – какую?
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока. А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… (матрешка).
После возгласов детей: «Матрешка!» – ведущий достает и показывает всем матрешку.
Матрешка (выходит девочка в костюме матрешки и рассказывает о себе). Здравствуйте, ребята! Сейчас я расскажу вам о том, как создается игрушка «матрешка». Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10–12 куколок. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают. Иногда поверх росписи матрешки покрываются лаком.
Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Семеновские – более стройные и расписываются так: перед росписью деревянная поверхность покрывается картофельным клейстером, потом раскрашивается и лакируется. Загорские художники расписывают фигурки без подготовки поверхности сразу гуашью по дереву. Их матрешки более приземистые, а верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение.
В 1900 году матрешки появились на Всемирной Парижской выставке и сразу завоевали признание. Тема матрешки постоянно развивалась и совершенствовалась. Изготавливались матрешки-пастушки, старики, невесты и т. д. В 1911 году только сергиевская мастерская выпустила 21 вид матрешек. Однако, дожив до наших дней, русская матрешка воспринимается нами одетой в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок, передник.
Ведущий. Откроем ее – и увидим еще одну, а в ней еще и еще… И расписана каждая по-своему, розами да узорами, одна краше другой. Жаль мала матрешечка и плохо вам издалека видна ее красота. Но не беда. Сейчас мы с вами сами матрешек нарядим, и не одну, а целых две. Каждую из них будет наряжать команда из 6 человек. Та команда, которая сделает это лучше и быстрее, получит награду. Я вижу, ребята, вы все горите желанием принять участие в этом конкурсе, но нужно только 12 человек. Давайте сделаем так: сюда вызовем тех ребят, у кого имена начитаются с букв, составляющих слово «матрешка»: Маши, Миши, Алеши, Ани, Тани…
Пока ведущий формирует команды, его помощники выносят на сцену большие картонные однотонные силуэты матрешек с круглым вырезом для лица и встают с ними перед игроками.
Затем ведущий раздает ребятам элементы костюма матрешки, вырезанные из бумаги и ярко раскрашенные.
З а д а н и е 1. Под мелодию «Светит месяц» игроки поочередно подбегают к своей матрешке: 1-й наклеивает платочек, 2-й и 3-й – рукава, 4-й – фартук, 5-й – цветок, 6-й просовывает в круглый вырез силуэта свое лицо.
Ведущий. Какие нарядные у нас теперь матрешки! Молодцы, ребята! 6 человек, которые одели матрешку первыми, продолжают борьбу за приз имени Матрешки.
З а д а н и е 2. Этот раунд борьбы называется «Горелки». Происходит он так. Вы становитесь парами позади своей матрешки. Напротив стоит моя помощница с ярким расписным платочком в руке. Как только мы с вами произнесем слова: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Глянь на небо – птички летят!», последняя пара расцепляет руки и бежит к платочку. Кто схватит его первым, тот победил в паре. Затем бежит следующая пара и т. д. Посмотрите, как это делают мои помощники.
Идет игра, выявляются победители в каждой паре. Вот уже остались 3 игрока, которые будут вести дальнейшую борьбу за приз. Следующее задание для них потруднее.
З а д а н и е 3. Может, это кажется удивительным, но человек, придумавший матрешку, известен. Это не крестьянин, а русский художник. Жил он в прошлом веке. Путешествуя по Японии, он увидел там подобную куклу, только одетую по-японски. Кукла так понравилась ему, что он представил ее в русском костюме. Пошел к народным умельцам: «Можно ли выточить такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрешка. И начали на Руси расписывать этих удивительных красоток, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись веселой игрушкой мастера из Нижегородского края. У них получаются самые лучшие матрешки. А создатель матрешки – художник. Вот его фамилию вы и должны будете назвать. Этот раунд у нас будет идти по принципу телеигры «Поле чудес», только называться будет, конечно, «Короб чудес».
М И Л Ю Т И Н
Игроки по очереди угадывают буквы, пока не откроется вся фамилия. Победителю вручается суперприз, остальным двоим – утешительные призы.
Ведущий. А теперь снова заглянем в короб.
Что за звери? Резво пляшут,
Топором, метлою машут.
Всех зовет плясать и петь
Музыкант лесной… (медведь).
Достает богородские игрушки, демонстрирует их движения.
Смотрите, эти деревянные игрушки как живые. Без пружины, без мотора они двигаются благодаря ниточкам да палочкам, которые приделали к ним хитроумные мастера из села Богородское, что под Москвой. Они и придумали эти забавные игрушки. А есть еще забавнее – парные. Медведь с мужиком – любимые герои богородских резчиков – то по очереди топорами машут, то пилой пилят, то молотами по наковальне бьют. А кто ловчее окажется – мужик или медведь? А давайте оживим игрушку и проверим.
Вызывает на сцену мальчиков с именами, начинающимися с букв в словах «мужик» и «медведь» (по 3 участника).
Ведущий. Разделитесь на пары.
З а д а н и е 4. Одному мы наденем маску медведя, другому – шапку и бороду мужика. Каждому в руки дается молот (из пенопласта), а вместо наковальни – воздушный шар. Чей удар окажется сильнее? (Под мелодию «Во кузнице» идет игра-соревнование между мальчиками.)
Итак, определились 3 победителя. Один из них, победив в следующем туре, завоюет приз Богородского медведя. А вопрос вам будет таким.
З а д а н и е 5. Посмотрите, как эти звери похожи на настоящих. Каждая шерстинка мастерски выточена, каждое птичье перышко видно. Умеют точить богородские мастера-резчики, умеют и дерево выбрать для игрушки помягче, податливее. Название этого дерева спрятано в слове, тоже связанном с деревьями, – палисадник. А чтобы вам легче было догадаться, даю подсказку, что в этом слове 4 буквы. Кто первым выберет нужные буквы и сложит слово – название дерева?
Помощники выносят 3 лотка, на которых из букв составлено слово «палисадник», и встают перед игроками. Звучит мелодия «Во поле береза стояла» или «Из-под дуба, из-под вяза». Мальчики каждый на своем лотке подбирают слово. Выигрывает тот, кто первым сложит слово «липа». Ему вручается суперприз, остальные игроки получают утешительные призы.
П А Л И С А Д Н И К
Л И П А Ведущий (доставая из короба). А теперь – новая игрушка! Кто это?
Гордый, важный, пышный, статный,
В оперении нарядном:
Синий, желтый, красный круг –
Распушил свой хвост… (индюк).
Показывает дымковскую игрушку – индюка.
Вот какие игрушки, но уже из глины, мастерят умельцы Кировской области в одном селе, ныне знаменитом на весь мир. Любимые игрушки вятских мастеров – это индюки да еще барыни в расписных русских кокошниках, в платьях с оборками, расписанных цветами да кругами.
Может быть включен рассказ о вятской игрушке.
вятская игрушка («дымка»)
В XII веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины II, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник бога солнца Ярилы, чтить богиню дома Роженицу.
Впервые вятская ярко раскрашенная фигурка – игрушка свистунья упоминается в описании праздника Свистопляски в 1811 году. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи продавались здесь же, на улице.
Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, дочери богатых горожан, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай тоже отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщина в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами.
Во множестве лепились и фигурки животных: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Это тоже дань древней традиции. Бог солнца изображался славянами в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу делали похожей на сильную и здоровую женщину. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели бы иметь. Так, около Роженицы появлялись домашние животные или младенцы. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «барыню».
Если судить по губернской переписи 1856 года, то к этому времени в Вятке насчитывалось более пятисот семей игрушечников. Все они жили за рекой, в слободе Дымково. Отсюда и пошло название – «дымковская игрушка». В 1871 году в «Вятских губернских ведомостях» был впервые описан дымковский промысел.
Технология изготовления игрушек была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщины. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически. Например, молодец в зеленом колпаке и красной рубашке с балалайкой в руке скачет на желтой свинье; другой молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке.
Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая – голову, третья лепит ведра, а потом все собирается в одну фигурку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась от двух до четырнадцати дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь – потом не пристанет грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведенным на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом, игрушки хорошо продавались на рынках и ярмарках.
В 1917 году вышла в свет книга «Вятская глиняная игрушка», содержащая более 50 рисунков различных фигурок. А с 1984 года существует специальная мастерская по изготовлению дымковской игрушки. И в наши дни этот промысел занимает достойное место в ряду других. Жаль только, что дымковская игрушка превратилась в очень дорогой сувенир.
Ведущий. Итак, приз от «Барыни-сударыни» могут получить девочки, чьи имена начинаются с букв слова «кокошник».
З а д а н и е 6. Чтобы быть похожим на старинных русских красавиц, наденьте на голову эти расшитые кокошники и встаньте в круг. Вот вам платочек. Как только заиграет музыка, начинайте его передавать за спиной по кругу. А водящий (мальчик) будет в кругу. Кончится музыка – замрите, пусть он угадает, у кого платочек.
Звучит мелодия «Барыни» – идет игра.
Первые 3 девочки, которых правильно укажет водящий, продолжат соревнование.
З а д а н и е 7. Назвать слободу, имя которой носит вятская глиняная игрушка. Вновь идет игра по принципу «Поля чудес».
Д Ы М К О В О
Победителю вручается суперприз, остальным – утешительные призы.
Ведущий. Лепят игрушки из глины в разных областях России. И везде они свои – не похожи ни на какие другие. Вот например:
С переливами поет,
Утром будит весь народ,
Золотистый гребешок
Гордо носит… (петушок).
Достает из короба глиняного петушка – петровскую игрушку.
Этот петушок тоже глиняный. Но если его поднести к губам, дунуть, свистнуть – он запоет заливисто, звонко. Да он здесь не один, есть у него в коробе братцы: мужичок, наигрывающий на гармошке, вислоухий пес, могучий конь с лихим наездником. Вы согласны, что это братцы петушка? Все они без яркой, красочной росписи, лишь покрытые глазурью зеленовато-болотного отлива, похожи друг на друга. Деревянной палочкой сделан простой узор – точки, бороздки, а игрушка вышла нарядная, сказочная. Заметили: у всех игрушек три точки опоры – две ноги и хвост-свисток? А как они свистят! Послушайте!
Помощники исполняют на свистках простой мотив.
Вам, наверное, ясно, что все игрушки делались в одной местности. Если говорить точнее – в Сусанинском краю, в Костромской области, в деревнях Петровское и Сергеево, около села Буяково. Да и мастер их делал один. Почему один? Это очень интересная и немного грустная история. Рассказать? Слушайте.
Был в селах Петровское и Сергеево давний промысел – тянули здешние крестьяне на гончарном круге горшки да кринки, а на досуге лепили глиняные свистульки. В 9 лет за круг сел один мальчик, даже в школе учиться ему не довелось. И случилось так, что остался он единственным мастером, владеющим секретом изготовления петровской глиняной игрушки. На ощупь глину мог оценить мастер: эта – лепкая, эта – прочная, эта – звонкая… По несколько категорий глин смешивал и лепил игрушки. И зверюшки из-под его руки выходили какие-то особенные: веселые, заковыристые. Заинтересовались его игрушками художники. Стали заказывать, увозить коробками, на выставках демонстрировать, за границу возить… Знаменитым стал деревенский мастер. Фильм о нем сняли, в книгах писали. А кто его фамилию назовет – получит приз от Петровского глиняного петушка.
И г р а «Золотые ворота»
В круг выходят ребята, кто еще не участвовал ни в одном виде игровой деятельности. Сейчас мы проведем с вами старинную русскую игру «Золотые ворота». Помощники встают парой, образуя ворота. Дети цепочкой проходят у них под руками и поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается, Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
При последних словах водящие отпускают руки и ловят того, кто в этот момент в воротах. Так набираются 3 игрока.
З а д а н и е 8. А теперь кто из 3 игроков быстрее всех сложит из набора букв фамилию мастера из Костромы, получит приз.
А О В И В Н
Идет игра, победитель получает приз.
Ведущий. Вы помните, я говорила, что история эта печальная? Почему? Умер талантливый мастер в 1986 году, но никто так и не перенял у него секрета мастерства. Учились некоторые, да не вышло – стары, не смогли научить свои пальцы глину чувствовать. Сызмала, оказывается, надо было учиться этому. Но молодые, даже сын, не занимались этим делом. Неужели не появятся больше диковинные игрушки, петушки да олени? Но подождите! В коробе еще одна игрушка! Похожа! И не похожа! Это мастера из Костромы пытаются овладеть секретами изготовления петровской игрушки. Да и сын принялся осваивать отцовское ремесло. Значит, жить петровской игрушке и радовать людей! Хотелось бы вам иметь такие игрушки? А мастерить самим? Попытайтесь! И тогда наш короб никогда не будет пустым, наш сказочный короб чудес!
Итог игры.
Сегодня не все ребята получили призы победителей, но играли все хорошо. И сейчас мои помощники угостят вас всех вкусными русскими пряниками.