Консультация для педагогов на тему: Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики у детей-дошкольников


Консультация для педагогов
Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики у детей-дошкольников
Одной из важных задач психического развития детей является формирование и совершенствование мелкой моторики (зрительно-моторной координации - ЗМК).
Развитая мелкая моторика очень важна, потому что является фундаментом для развития таких психических процессов, как:
- память;
- внимание;
- речь;
- мышление;
- воображение.
Важность мелкой моторики для полноценного психического развития детей отмечал и известный учёный и философ Э.Кант, называя «руки видимой частью полушарий головного мозга». Что касается позиции отечественных учёных, то тут стоит обратить внимание на позицию выдающегося педагога-новатора В.А.Сухомлинского, который говорил о том, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». А значит – у ребёнка с развитой мелкой моторикой развиты также и память, внимание, связная речь и мышление.
Вот почему работа, направленная на развитие ЗМК очень важна и чем раньше она будет начата, тем полноценнее и успешнее будет развитие ребёнка.
Задачами такой работы является:
Развитие навыка прослеживания глазами за предметом;
Развитие ловкости и координации;
Развитие осязания и графической моторики;
Развитие умения проводить различные типы линий;
Развитие умения соединять точки прямой линией;
Формирование умения пользоваться карандашом, ручкой;
Обучение самомассажу кистей рук.
Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики предполагает комплексный подход со стороны, как педагогов, так и родителей. Такую работу можно сочетать с использованием различных пособий, а также предметной деятельности, включающей развитие бытовых навыков самообслуживания, а именно:
перебирание круп, зёрен;
нанизывание колечек на тесьму;
игры с прищепками;
манипулятивные действия с бусинами и пуговицами;
различные виды шнуровок;
конструкторы.
Следующие техники, которые можно использовать – это: упражнения по лепке, игры с бумагой, изобразительной деятельности, рисование на манной крупе.
Совершенствование графической моторики также является важной задачей формирования мелкой моторики, здесь можно использовать следующие формы работы:
Штриховка.
Графические упражнения.
Использование трафаретов.
В занятия по развитию моторики можно включить:
Работу с лабиринтами:

Ребенок развивает навык прослеживания. В нужную ячейку необходимо поместить квадратик правильного цвета.

Штриховки



Массаж кистей рук и пальчиковые игры

Задания «Соедини точки»

ЗМК – одна из важных составляющих готовности к школьному обучению, педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Вот почему важно как можно раньше начинать развивать мелкую моторику рук, а в случае необходимости вести коррекционную работу.
Литература:
Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / В.Л. Белкина. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005 – 256 с.
Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2003. - С. 17.
Материалы занятий педагога-психолога с детьми подготовительной группы (из опыта работы).
Материалы сайта Дошколёнок.ру http://dohcolonoc.ru/