Презентация по теме Обогащение словаря при изучении фразеологизмов (3 класс)


Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Почему ребёнок так поступил? Цели 1) познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов, 2) развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения, 3) обогащать словарный запас учеников путём усвоения фразеологизмов. 4)воспитывать у учащихся уважение к родному языку через постижение его национальной специфики – фразеологизмов. Происхождение Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. В древ­ности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Отгадай фразеологизм по картинке Считать ворон Бездельничать, глядеть по сторонам Как курица лапой Писать неразборчиво Лить крокодиловы слёзы Притворно, неискренне жаловаться Льёт как из ведра Идёт проливной дождь Вставлять палки в колёса Мешать в каком-либо деле Сесть в галошу Оказаться в неловком положении Работа в парах Объясните значение фразеологизмов. Составь предложения по картинкам. Помни о том, что фразеологизм имеет переносное значение! Образец: водить за нос – обманывать. Голоден, как …Труслив, как ... Здоров, как …На ухо наступил… Смотрит, как …на новые ворота Грязный, как … Колючий, как … Фразеологизмы-синонимы Светлая голова Кладезь премудрости Семи пядей во лбу Ума палата Голова на плечах Найдите соответствие фразеологизма и синонимичного выражения. 1. Не зги не видно 1. Не жалея сил 2. Обводить вокруг пальца 2. Яблоку негде упасть 3. Работать засучив рукава 3. Хоть глаз выколи 4. В одно мгновение 4. Не успел оглянуться 5. Как сельдь в бочке 5. И след простыл 6. Как ветром сдуло 6. Сломя голову 7. От мала до велика 7. Водить за нос 8. Со всех ног 8. Все как один Фразеологизмы - антонимы Тяжел на подъём                   Лёгок на подъёмСемь пядей во лбу Звёзд с неба не хватает  - Заваривать кашу                       Расхлёбывать кашу Капля в море                                 Хоть пруд пруди По пальцам пересчитать         Сколько душе угодно        Не покладая рук                            Сложа руки Засучив рукава                              Спустя рукаваВ двух шагах                                   За тридевять земель Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... (По Э.А. Вартаньяну) ПРОВЕРИМ Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... ( По Э.А. Вартаньяну) Встанем, как аршин проглотили.Проголосуем обеими руками.Согнемся в три погибели.Попрыгаем, как заяц.Дадим задний ход.Посмотрим друг другу в глаза.Сделаем хорошую мину при плохой игре.Побьем друг другу челом.Разведем руками.А теперь - руки в брюки.Подержим нос по ветру.Намылим друг другу голову.Но в ногах правды нет, занимайте свои места.