Конспект урока истории в 10 классе на тему Куликовская битва





План-конспект урока
по истории России
в 10 классе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Степановская средняя общеобразовательная школа»
на тему «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва».







Разработал: Сырыгина Татьяна Геннадьевна
учитель МОБУ Степановская сош























Тема урока:
«Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.»

Цель урока: Объяснить учащимся как повлияла Москва на борьбу с Золотой Ордой, объяснить решающую роль Куликовской битвы в освобождении Русских земель от Монголо-татарских завоевателей.

Задачи:

Обучающая : Проанализировать политическую обстановку на Руси во время нашествия монголо – татар; раскрыть значение объединения русских князей вокруг Москвы; понимать значение терминов : «маневр», «полк», « рать», «резерв», «авангард»; повести учащихся к выводу, что Куликовская Битва была величайшим событием в истории нашей страны, отметить героизм, мужество русского народа в борьбе с Золотой Ордой.

Развивающая : продолжить формировать умения создавать образ исторических деятелей (Дмитрия Донского), выбирать самое главное, находить в тексте опорные слова; объяснять значение терминов « «маневр». «полк», «рать», «резерв», «авангард».

Воспитательная : формировать чувства гордости, патриотизм, уважения, восхищения подвигом русских воинов под предводительством Дмитрия Донского.


Оборудование: мел, доска, ручка, тетрадь, Презентация урока, Схема «Куликовской битвы». Атлас «Отечественная история с древнейших времен до конца ХVIII в»


литература: Сахаров, А.Н.; Буганов, В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник для 10 класса Издательство: М.: Просвещение;2000 г



Тип урока: комбинированный.
План урока.


Организационный момент; приветствие, проверка отсутствующих. ( 2 мин.).

Проверка домашнего задания (опрос).---------------------------------------(10 мин.).

3) Основная часть (объяснение нового материала) ---------------------------(22 мин.).

Закрепление материала ----------------------------------------------------------(3 мин.).

5) Анализ деятельности учащихся, выставление оценок.--------------------(2 мин.).
6) Домашнее задание-----------------------------------------------------(1 мин.).















Ход урока.

Время на этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

2 минут
















10
минут



























22 минуты.



















































































































































3 минуты.













1 минута.

Организационный момент:
«Здравствуйте ребята! Можете присаживаться» Освещение целей и задач урока:
Сегодня мы с вами, рассмотрим очень интересную тему -«Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.»
Постараемся понять причины битвы и причины победы .
По ходу урока мы постараемся определить, чего добились русские земли победив на куликовом поле ордынцев.

Проверка домашнего задания:
Ну а теперь, я хочу послушать вас и понять как вы усвоили пройденный материал. Прошлая тема у нас была «Предпосылки объединения русских земель Усиление Московского княжества».


1-кто выступал за объединение русских земель?

2-князья договариваясь между собой на равных условиях называли друг друга-?

3-в каком году тверским князьям было дано право на владимирское княжение?

4-годы правления Ивана Калиты?

5-за что Ивану дали прозвище «калита»?

6-каких успехов добился «Калита» за годы своего правления?

7-причины возвышения Москвы?
Замечательно! Это вы знаете..
Отлично! Сейчас мы будем знать почему победу одержала Москва!.

Основная часть:
А сейчас перейдём к новой теме.

- Дмитрию Ивановичу в течение жизни пришлось решать очень много проблем. Прежде всего вернуть себе титул Владимирского княжества и ярлык на княжение у Суздальско - нижегородского князя Дмитрия Константиновича.
В 1364 и 1365 гг. Русь пережила страшные бедствия от чумы и пожаров; как пишут летописи « в великий мор 1364 года не успевали хоронить мертвых». Страшный мор совпал со страшной засухой, от которой начались пожары. В такую сушь загорелась Москва, сгорел весь московский Посад, Заречье и сам Кремль.
Не дремали и внешние враги. В годы активизации врагов Дмитрий Иванович начал укреплять свою столицу.

1. Борьба Москвы за политическое первенство.
В 1359 г. на московском престоле оказался Дмитрий Иванович, 9-и летний внук Ивана Калиты. Московские бояре добились в 1362 году в Орде ярлыка для Дмитрия. Основным противником Москвы стал тверской князь Михаил Александрович, который заключил союз с литовским князем Ольгердом. Ольгерд дважды осаждал Москву, но безрезультатно. И третий поход на Москву закончился поражением литовских войск на подступах к Москве.
В 1371 г. Михаил получил ярлык на владимирское великое княжение. Но воле князя не подчинились ни жители Владимира, ни сам Дмитрий. К тому же Дмитрий осадил Тверь и Михаил признал свое поражение. Все эти события говорят о томё что судьба владимирского престола решалась не в Орде, а на Руси.




2. Русь и Орда на кануне решающего столкновения.
С конца 50-х гг ХIV в Орде начались междоусобицы. За 20 лет сменилось 25 ханов. В результате чего Золотая Орда разделилась на 2 части – западную и восточную. В западной части власть захватил Мамай. К середине 70-х гг. Мамаю удалось на какое то время прекратить усобицы и усилить военную мощь Орды. Дмитрий Иванович высказывал открытое неподчинение Орде и стал готовиться к решающей схватке с врагом.
В 1374 году в Нижнем Новгороде восставшими горожанами был убит ордынский посол и его охрана. В 1377 г. московско – нижегородская рать во главе с московским воеводой князем Дмитрием Боброком Волынским совершила поход в ордынские земли на Средней Волге и взяла с них большой выкуп. Но ордынцы жестоко наказали нижегородцев – заграбив город. В 1378 году Мамай решил повторить свой успех. Но Дмитрий Иванович извлек урок из поражения под Нижним Новгородом. И решил сам возглавить объединенное русское войско. 11 августа 1378 г. у реки Вожи произошла встреча русских и ордынцев, исходом которой стала победа Дмитрия Ивановича над Ордой. Но Мамай не смог смериться с поражение и в короткий срок собрал огромное войско, в которое вошли не только ордынские рати, но и полки народов Поволжья и Кавказа. Но немалые силы собрал и Дмитрий Иванович. Как свидетельствует летописец, что русское войско не уступало по численности Мамаевой рати – «от начала такой силы русской не бывало»





Слайд.

Кличет Дмитрий всю страну
На священную войну:
- Отстоим святую Русь,
Я вас в бой вести берусь!




Куликовская битва
- В ночь на 8 сентября 1380 года русские войска переправились через реку Дон и расположились на равнине, которая называлась поле Куликово.

В центре Дмитрий поставил большой полк, , перед ним передовой полк, на правом фланге полк правой руки, на левом – полк левой руки. В лесу укрылся засадный полк. Позади русских войск были реки Дон и Непрядва. «пусть никто не думает об отступлении, - сказал мужественный полководец, - мы пришли, чтобы Русь от разорения избавить или голову свою положить!»

Писатель Чивилихин в своем романе – эссе «Память» пишет: «Не знаю, думал ли Дмитрий о внимательных взглядах, направленных на него из далекого будущего, но поступил он в свой звездный час так, как никто из полководцев не поступал ни до него, ни после. Облачившись на виду всего войска в доспехи рядового ратника, он растворился в центре большого полка, в своем народе, чтобы победить вместе с ним или умереть вместе с ним, а каждый воевода, самостоятельно оценивая обстановку, великолепно знал «свой маневр» и не нуждался в главном командовании – это было вершиной воинского искусства всех времен».





Объяснение новых терминов учащимися. Работа по словарю Ожегова.
Маневр-построение в примере войны и передвижение войск.
Рать – воинство, войско, ополчение, армия.
Резерв- запасное войско, запасная сила.
Авангард- отдаленная часть войска, передовой отряд, впереди армии или отряда же, сторожевой полк.






Итак ребята ,теперь самостоятельно проанализируйте :
Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.



Закрепление материала:
– При Дмитрии Донском Московское княжество укрепило свои позиции в Северо – Восточной части Руси. Победа на Куликовом поле не уничтожила монгольское иго на Руси, но она способствовала росту освободительного движения русского народа, она принесла и политические плоды: татары теперь не могли свободно вмешиваться в дела Руси. Мысли о необходимости окончательного свержения ига стала одной из главных идей развивающегося самосознания русских.

Вопросы по пройденному:

-В чем вы видите заслугу Дмитрия Донского в победе на Куликовом поле?

- Какие причины сделали неизбежным открытое военное столкновение Москвы и Орды?

-Укажите итоги набега Тохтамыша на Москву.
Сожжение Москвы.
Культурный ущерб.
Уплата дани и власть Орды сохранилась
Хорошо, судя по всему новая тема вам понятна.
Подведение итогов:
Ну вот и пришло время подведения итогов урока. Вы сегодня хорошо поработали на уроке, тем, кто активно отвечал на вопросы, я поставил пятерки.
Запишите домашнее задание: параграф 19.
Итак, прозвенел звонок, спасибо за внимание.



Слушают учителя.









Ответы учащихся




Ответы учащихся
















Ученики воспринимают информацию
учителя.































Работа по учебнику
с. 148 -150.












































Обращение к презентации
















Обращение к презентации.



















Обращение к презентации
Работа со словарём




















Записывают в дневник домашнее задание.







Ответы учащихся