Домашнее задание как возможность реализации творческой деятельности учащихся

















Домашнее задание как возможность реализации творческой деятельности учащихся


автор:
Баханова Антонина Андреевна
учитель географии
МБОУ «Гимназия»
г Александровск Пермский край












Любой учитель желает видеть в глазах школьников интерес к своему предмету. Одним из важнейших условий повышения интереса – работа ученика над домашним заданием. Учителю необходимо применять методику домашних заданий так, чтобы каждый ученик интересовался предметом. Огромный вклад в развитие индивидуальности ребёнка вносят творческие нетрадиционные задания. Выполняя любую творческую работу в учебном процессе, школьник не только использует знания, приобретённые ранее, пересматривает литературу по предмету, но и опирается на жизненные ситуации, проявляет свой индивидуализм и черты творческой личности. Творческие задания, в т.ч. и домашние, вызывают живой интерес у учащихся. По мнению Б.И. Коротяева, слово «творчество» от слова «творить» и в общественном смысле означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. Соответственно творческая познавательная деятельность учащихся – есть самостоятельный поиск и создание какого-то нового продукта. Следовательно, основными критериями творческой познавательной деятельности ученика являются самостоятельность и поиск.(22) В литературе по методике обучения возрос интерес к творческим домашним заданиям и появились публикации М.Ю. Евдокимовой, И.В. Морозовой, В.А. Снегирёва, В.А. Камаевой, О.В. Крыловой, Ю.Б. Золотовой и др.
Проанализировав работы по данному вопросу, можно сказать, что актуальность темы обусловлена теоретической и практической значимостью. Цель работы - разработать и проверить методику моделирования домашних заданий в курсе «Физическая география России». Цель обусловила следующие задачи: дать психолого-педагогическое обоснование применению творческих домашних заданий при изучении географии; выявить особенности форм и видов домашних заданий; определить требования к планированию и конструированию домашних заданий.


Домашнее задание как возможность
реализации творческой деятельности учащихся.

1. Психолого – педагогические особенности обучения физической географии.
Сложность обучения учащихся в возрасте от 12 до 15 лет заключается в том, что мировоззренческие взгляды перестраиваются и развиваются. Пик развития способностей ребёнка приходится на подростковый возраст. Это объясняется тем, что именно в данный период жизни возникают глубокие, устойчивые интересы, формируется сознательное отношение к миру, развивается творческое мышление. В первую очередь проявляются художественно-изобразительные и литературно-творческие способности. Именно у подростков появляются потребность творить, создавать произведения, сочинять рассказы и стихотворения. Первоочередными задачами на данном этапе являются: всестороннее развитие уже проявившихся способностей, создание условий для активного формирования интересов всех школьников. Способности не даны человеку в готовом виде от рождения. И во многом творческие индивидуальные способности ребёнка определяются способностями его учителя. Если же человеку постоянно работать над укреплением своих чувств, памяти, мышления внимания то он получит реальную возможность стать яркой реальной личностью.(7)
В подростковом возрасте на укрепление душевных позиций большое влияние оказывают внешние факторы. Как считает Б.С. Аляркинский, с переходом в подростковый возраст связана существенная перестройка учебной деятельности школьника. Новый, более высокий уровень учебной деятельности определяется степенью её самостоятельности. Через самостоятельную деятельность подростков постепенно раскрывается смысл учебной деятельности по самообразованию, направленную на удовлетворение познавательных потребностей.(1)
На данном этапе важно развивать опыт творческой деятельности школьников, который способствует формированию психических свойств личности,примеров умственного труда, характера мышления. С позиции психологии отмечается, что природа наделяет многих людей своими чудотворными качествами, и главная задача – раскрыть, увидеть и развить их.
Домашнее задание, по мнению психологов, является важной ступенью в учебном процессе. Оно даёт ребёнку возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельности школьники формируют определённое отношение к учению. Здесь огромную роль играет научная и познавательная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой. Самое важное в домашних заданиях – организация поисковой познавательной деятельности учащихся, которая непосредственно даёт возможность ребёнку переживать радость самостоятельных открытий.
Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Домашние задания – та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные особенности учащихся. Домашняя работа значительно в большей степени, чем урок, может быть индивидуализирована творчески.
Индивидуализация обучения - одна из сложных проблем обучения детей – подростков. В этом проявляется значимость дифференцированных заданий. Матрусов И.С. отмечает, что использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи: подготовить учащихся к усвоению новых знаний, обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации обобщения, способствовать развитию самостоятельности школьников.(26) Дифференцированные задания учитывают реальные возможности учащихся. При разработке дифференцированных домашних заданий целесообразно использовать разноуровневый подход. По мнению Вербицкой Н.В. – для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание должно включать опережающие проблемные вопросы. Для учащихся со средним уровнем познавательной активности планируются задания реконструктивного характера. Учащиеся, обладающие низкой познавательной активностью и обучаемостью, получают подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Учитель поясняет порядок выполнения работ и рекомендует источники знаний.(9)
Не надо бояться разрешать учащимся выполнять задания по желанию, а наоборот, поощрять и стимулировать такие формы работы. Это вызовет повышенный интерес к изучению предмета.
Дифференциация домашних заданий позволяет увидеть и развить способности школьника, оценить его внутренний мир.
Таким образом, домашнее задание является очень сложной, но в тоже время важной структурой в учебном процессе, где наблюдается закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках и воспроизводство своего жизненного опыта. Именно домашние задания позволяют успешно использовать психологические особенности и учитывать склонности учащихся.
И так, если резюмировать психолого-педагогические особенности обучения по курсу (физическая география России), то можно сделать следующие выводы: в подростковом периоде идёт сложный психологический процесс формирования личности ребёнка. Важно грамотно использовать домашнее задание как составную часть процесса обучения,

2. Домашнее задание как составная часть процесса обучения.
Особое внимание привлекает к себе вопрос о продолжительности домашнего задания. С учётом гигиенических и педагогических требований к организации умственных знаний учащихся определено, что домашние задания даются учащимся с учётом возможности их выполнения в 8 классе от 3 до 4 часов. Очень важно разобрать домашнее задание, их содержание и объём при планировании всей темы. Задания должны быть разнообразными и составлять органическую часть учебного материала.
Домашнее задание преследует очень важные задачи. Это повторение ранее полученных знаний, которые должны служить опорными для новых знаний, подлежащих усвоению на следующем уроке, поэтому целесообразно предложить учащимся такие задания на дом, которые могут косвенно познакомить их с системой следующего урока. Это повторение того фактического материала, изучение которого необходимо запомнить на уроке.
При формулировке домашнего задания необходимо раскрыть его задачи, дать инструкцию к его выполнению, к работе с различными источниками информации. Домашнее задание может пробудить интерес к предмету, а учащиеся сами осуществят поиск необходимой дополнительной литературы, проанализируют заинтересовавший их вопрос, то есть будут работать творчески, развивая навык самостоятельной деятельности.
Домашние задания подразделяются на различные виды.
Распространённым видом домашних заданий является выполнение разнообразных письменных и графических работ: сделать рисунок, заполнить контурную карту, составить таблицу, схематический конспект, логическую цепочку, написать стихотворение или сочинение.
Очень часто используется задание, закрепляющее учебный материал, в сильной степени углубляющие, расширяющие, конкретизирующие знания и пробуждающие интерес к ним. Это такие виды домашних заданий: проанализировать статистический материал, прочитать статью, рассказ, описание по определённой книге (научно-популярного, технического содержания),журнале, газете; просмотреть кинофильм (если он идёт в данное время); пронаблюдать природное или бытовое явление; поставить несложный опыт и др. Все эти задания творческого плана и направлены на всестороннее развитие личности. Необходимо помнить, что творческие задания даются, когда ученики уже владеют достаточными знаниями и мыслительными приёмами, когда они в классе приобрели необходимый опыт творческой деятельности. Домашняя работа прочно связана с работой на уроке и рассчитана не только на развитие самостоятельности, но и творческого мышления. Задание на дом последовательно вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.
Домашнее задание невозможно отделить от учебного процесса – это одно целое. Планирование домашнего задания должно быть органически связано с планированием учебного процесса. Нельзя не согласиться с высказыванием Древелова Х. о том, что планирование домашнего задания – это необходимая составная часть планирования всего учебного процесса, непосредственно зависящая от него. Это не только зависимость, а прочная взаимосвязь. Логическое соединение учебной деятельности школьников на уроке с самостоятельной работой дома делает процесс формирования мышления школьников непрерывным.(15)
Домашнее задание должно быть связано с нужными знаниями не только из разных разделов программы, но и по разным предметам. Такой тип заданий актуален в развитии творческого поиска учащихся старших классов.
??? Важный аспект в выборе домашнего задания – учёт разного уровня способностей учащихся. Наиболее актуальными задачами индивидуальных заданий будут являться: развитие интересов слабоуспевающих и малоактивных учащихся; повышение уровня хорошо успевающих и одарённых школьников; раскрытие преимущества коллективной и групповой деятельности учащихся: укрепление мировоззренческих убеждений; способности логически мыслить особенно детей, пассивно относящихся к учёбе. ???
При разработке урока нельзя забывать о проверке домашнего задания, т.к. любое творчество ребёнка обязательно должно показать результаты на следующем уроке. Это повысит и интерес, и мотивацию к учебному процессу. При анализе домашних заданий необходимо учитывать правильность ответа, его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий.
Таким образом, организация домашнего задания – это важный аспект урока. Поскольку от того, как грамотно будет дано задание, зависит конечный результат учебной деятельности.

Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу «Физическая география России».
1. Методика использования творческих домашних заданий в процессе обучения в 8 классе.
На уроках в 8 классе целесообразно применять разнообразные виды домашних заданий(см. схему №2 стр.1). Это, в первую очередь, групповые, индивидуальные и фронтальные.
Групповые – направлены на создание атмосферы коллективного труда. При этом каждый ребёнок проявляет себя индивидуально, ярко. Учащиеся совместно с группой и в то же время каждый индивидуально отстаивает своё мнение. Данный вид домашних заданий имеет определённые признаки: цель задания осознаётся как общая, требующая совместных усилий группы и её членов; предполагается разделение труда и назначение определённой роли; в процессе работы между членами микроколлектива формируются отношения ответственности и зависимости; контроль за деятельностью частично осуществляется самими учащимися.
Индивидуальные задания позволяют учитывать индивидуальные различия, разную скорость и гибкость мышления. Выполняя индивидуальные задания, каждый ученик применяет частично-поисковый метод, расширяет мотивацию обучения. Вместе с тем идёт реализация внутреннего потенциала, что влияет на развитие личности.
Фронтальные задания выполняются всеми учащимися. Но в то же время единовременно проявляют свою индивидуальность и оригинальность. Данные виды домашних заданий необходимо комбинировать и дифференцировать – выделять задания 1,2,3 уровней. Каждому виду заданий может соответствовать определённая форма организации процесса обучения (см.схема №2, стр. )
Одной из распространённых форм творческого домашнего задания является подготовка рефератов, докладов, сообщений, что предполагает работу с дополнительной литературой. Сообщение – небольшой материал на 3-5 минут, где выделены интересные факты, заметки из научно-популярной литературы. Доклад – более объёмная работа учащегося на 5-8 минут. Подборка материала к докладу проходит под руководством учителя. Учащиеся высказывают своё мнение в докладе, предлагают возможные решения данной проблемы. Под рефератом понимают прежде всего серьёзный поиск информации. Это работа требует просмотра значительной литературы разного жанра и характера. Необходимы консультации у учителя по поводу составления плана, объёма литературы. Реферат – это мини исследовательские работы под руководством учителя(32). Учащиеся, работая над такими домашними заданиями, довольно охотно посещают библиотеку, просматривают журналы, газеты, книги. Самые слабые ученики не остаются в стороне и часто удивляют своими хорошими результатами.
Темы подобных заданий различны: от простых сообщений о животном мире, растительности, природных явлениях до более сложных, охватывающих глобальные историко-географические, краеведческие проблемы. Например, изучая темы: «Животный мир», «Охрана органического мира» предлагаются следующие вопросы докладов и сообщений: «Значение диких животных в природе и жизни человека прежде и теперь», «Охрана фауны в России», «Заповедники Русской равнины», «Защита почвенных ресурсов Русской равнины от процессов эрозии», «Глобальные изменения климата» и т.д. Такие формы заданий на дом желательно применять в каждом курсе. Это способствует тому, что учащиеся верно учатся самостоятельно работать с дополнительной литературой, каждый вживается в роль учёного. Также он решает, как будет раскрыта тема, в какой форме и что для этого необходимо. В данной форме заданий существует межпредметная связь. В разных возрастных группах необходимо подобные задания усложнять и углублять. На протяжении учебного года силами учащихся идёт выставка «этот удивительный мир географии». Среди прочих заданий особый интерес вызывают сочинения различных жанров: сочинение-путешествие, сочинение-исследование, сочинение-сказка, сочинение - фэнтэзи. «Путешествие» может быть по какой-либо географической стране, речной долине, горным хребтам и т. д. При изучении темы «Геологическое летоисчисление» домашнее задание заключается в написании путешествия в любую из эр геологического летоисчисления на «машине времени». Можно использовать сочинение - сказки, где учащиеся выступают в роли писателей-сказочников, разрабатывают свой сюжет, определённое содержание своего произведения. Данные задание формируют абстрактное мышление и пространственное воображение. Учащиеся переносятся мысленно в новую, таинственную окружающую среду, стараются проникнуться духом географических исследований.
Следующая форма задания на дом, которое учащиеся выполняют с особым увлечением – это составление и разработка собственных ребусов, кроссвордов, шарад и головоломок. Каждый ученик старается составить задание оригинальнее, чем у других, приводят новые факты, проявляют фантазию и любознательность. Подобную форму особенно целесообразно использовать на уроках обобщающего повторения по любым темам и разделам. Это особенно важно для тех ребят, которые скрывают свои возможности под маской скромности и безразличия. Работу такого ребёнка необходимо одобрить, похвалить.
Необычное задание, которое можно предложить в 8 классе – это стихотворения по географии. Стихотворная работа может применяться в любой теме раздела. Это задание является своего рода открытием. Открытием своих внутренних резервов и лирических способностей. Ребёнок проявляет себя в качестве поэта и старается оригинально, необычно выразить свои мысли. Практически все учащиеся выполняют домашнее задание с удовольствием, потому что каждый ребёнок по-своему талантлив и способен. Данному типу задания можно дать следующее название: «Я лиру посвятил» или «Стихи мои в ряду других...».
Заинтересовывает учащихся и такое творческое задание, как составление и разработка тестов. Такая работа заставляет ученика размышлять над материалом, сопоставлять, анализировать.
Учащиеся 8 класса должны уметь поддерживать научный разговор, отстаивая при этом свою точку зрения. Достигает данные цели творческое задание – разработка своего собственного решения проблемы. Задания проблемного характера, где раскрывается логика решения учебной или реальной проблемы, связаны с доказательными личными суждениями. Темы задания различны: составление плана предотвращения катастрофы, зкологические проблемы Арала, открытое письмо по определённой проблеме и др. Задания сложные, на установление причинно-следственных связей и разработку долгосрочных прогнозов. Предложить собственный план решения проблемы под силу каждому многим учащимся.
Интересная форма домашнего задания – работа по группам. В каждой группе равное количество учеников разного уровня знаний. В ходе изучения определённой физико-географической страны (ФГС) заранее предлагаются задания. Например: 1 группа работает над поиском интересных фактов об особенностях рельефа Восточно-Европейской равнины; 2 группа углубляет знания о климате ФГС; 3 группа исследует особенности внутренних вод территории; 4 группа отмечает своеобразие растительного и животного мира; 5 группа разрабатывает особенности экологических проблем. Организовывая в такой форме домашнее задание, дети помогают друг другу, возрастает желание сделать задание красочнее, лучше. В результате у учащихся повышается интерес к предмету.
На уроках географии в 8 классе используется такая форма работы, как выступление ученика в роли учителя и самостоятельно разработать определённую тему или смысловой блок урока. Каждому для удобства рекомендуется составить схему, таблицу или рисунок. Детям нравится такая форма работы, т.к. она позволяет почувствовать себя в роли учителя, своё «я», взглянуть на работу учителя совершенно другими глазами. стать более ответственным.
Изучая свой родной край, необходимо прививать любовь и доброе отношение к своей маленькой родине, раскрыть всю красоту и таинственность своей местности и поэтому целесообразно использовать такие задания, как: нарисовать свой любимый уголок природы, написать обращение к реке, лесу, озеру. Примером может служить стихотворение-обращение А. С. Пушкина – «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось ...», или ответ А. А. Фета И. С. Тургеневу – «Поэт! Ты хочешь знать, за что такой любовью мы любим родину с тобой?...» и т. д. Такие задания наводят ребят на мысли о патриотизме, любви к Родине, защите природы своего края.
Своеобразный тип домашнего задания – составление задач, чертежей и схем по теме. Подобные задания используются при закреплении темы, заставляют анализировать, обобщать полученные знания. Учащиеся учатся вглядываться «между строк», вникать в суть учебного материала.
Целесообразно использовать практически к любой теме вопросы на установление причинно - следственных связей. Этот вид мыслительной деятельности помогает понять целостность географической оболочки.
Итак, анализируя методику использования домашнего задания в процессе в процессе обучения учащихся 8 класса, можно сделать следующие выводы: перечисленные творческие домашние задания имеют большое значение. Каждая форма дополняется, пересматривается, дорабатывается и всё, конечно же, зависит от личности учителя, от его профессиональных качеств. Результат труда выражается в заинтересованности детей предметом, развитие творческих способностей, мировоззрения. Данные типы заданий укрепляют географические знания, помогают разбираться в жизненных проблемах и ситуациях.
Учебник является наиболее важным средством обучения, раскрывающим основы наук. В нем определены объем и глубина знаний, а также содержание умений и навыков. Учебник – главное средство обучения – тесно связан с другими пособиями и имеет ряд принципиально отличительных особенностей. Содержание учебника во многом определяет содержание других средств обучения.
Учебник постоянно находится в распоряжении каждого школьника, и они могут с ним работать и в классе, и дома, тогда как другие пособия применяются главным образом в классе.
Ни одно из средств обучения не материализует учебный материал в полном и всеохватывающем объеме, как учебник. В отличие от него другие пособия, например картины, таблицы, фильмы, диапозитивы и т.д., раскрывают один или несколько вопросов программы. При этом они могут детализировать, дополнять, эмоционально окрашивать материал, но охватить все содержание не могут.
Материал учебника географии, кроме текста, включает иллюстрации, схемы, диаграммы и т.д. Поэтому учебник можно назвать комплексным средством обучения. Благодаря именно этой особенности, он является главным в учебном процессе, как для учителя, так и для учащихся. Задача географического образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях географии, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник географии.
Как правило, учебник используется для закрепления и повторения материала дома. Но работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Таких, как умения самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.
Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий (таблица 1), что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Кроме того, при этом значительно облегчается выполнение домашних заданий.
В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают издающиеся рабочие тетради с печатной основой, которые предлагают большой выбор заданий для работы с учебником географии.
Творческая работа с учебником географии
Зоны совместного творчества учителя и учащихся безграничны – изменение и преобразование окружающих условий и сложившегося образа жизни, создание художественных ценностей, материальных продуктов, изобретательская и конструкторская деятельность, познавательная деятельность ученика и обучающая деятельность учителя. Диапазон творчества так же велик - от решения задач по применению знаний на практике до самостоятельного добывания и конструирования знаний.
Составление вопросов. Что может быть проще, чем задавать вопросы? Однако на самом деле это требует от учеников вполне определенных усилий. Тем более что их вопросы не должны дублировать вопросы, приведенные в параграфах учебника.
Вопросы могут носить произвольный характер или начинаться определенным образом. Например: “Докажите, что ”; “Объясните, почему ”; “Какой вывод можно сделать из ”. Важно объяснить ученикам, что оценивается не столько количество (его можно ограничить), сколько качество вопросов и плюс умение самим отвечать на них.

Проверку данного вида работы можно проводить несколькими способами:
а) выборочно или у всего класса в тетрадях;
б) заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других учеников;
в) организовать работу в парах: ученики задают друг другу свои вопросы и отвечают на них, делают необходимые комментарии и оценивают ответы;
г) организовать работу внутри групп (как в парах);
д) организовать работу между группами.

Последние три способа наиболее интересны и полезны, особенно для детей: их слышат, они слушают и самостоятельно дают оценки. Все результаты передают учителю, который оставляет за собой право при необходимости их корректировать.
Интересно отметить, что при составлении вопросов многие ученики обращают внимание на такую информацию в учебнике, которой учитель зачастую по инерции не придает значения.

Составление рассказов с географическими ошибками, которые надо заметить и исправить, вызывает у ребят особый интерес. Однако данная работа довольно сложна. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли. Хороший текст должен иметь выраженный сюжет, быть оригинальным и занимательным – лучше всего в форме приключенческого рассказа или рассказа о путешествиях. Выполнение таких заданий способствует развитию речи и творческих способностей. Ученики любят слушать такие тексты и с огромным удовольствием ищут “спрятанные” ошибки.

Составление текстов с пропущенными словами не составляет большого труда. Такое задание можно давать на первых этапах обучения, а затем оставлять его для слабоуспевающих, которым не под силу выполнение более сложных заданий, типа составления текстов с ошибками.

Составление рассказов по заданным словам способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. При изучении нового материала рассказы составляются на основе прочитанного в учебнике текста и представляют, по сути, сжатое его изложение.

На первом этапе опорные слова предлагаются в той последовательности, в которой они должны быть упомянуты в рассказе. Затем работа усложняется: слова даются без определенной последовательности или вносятся “лишние”, которые не могут быть использованы в тексте. Эти варианты требуют большей внимательности и сообразительности. В любом случае ученику предлагается озаглавить рассказ и объяснить, на какой вопрос он отвечает, какой вопрос к нему можно задать и т.д.

Этот вид работы удобен для дифференцированного обучения: слабым ученикам можно давать простое задание, сильным – сложное. Составление рассказов по заданным словам можно также применять и при повторении материала. В этом случае предлагается составить рассказ, вспомнив опорные слова без помощи учителя и не используя учебник.

Тесты – наиболее распространенный вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается разработать тесты применительно к конкретному параграфу или разделу. Разумеется, такую работу можно предлагать только в том случае, если ученики уже имеют понятие об общих принципах организации и различных видах тестов – вопрос и несколько вариантов; перечень верных и неверных утверждений; обозначенные буквами и цифрами понятия и определения, которые нужно привести в соответствие и т.п. Кроме того, предъявляемые к хорошим тестам – четкая и однозначная формулировка вопросов (или утверждений), предполагающая наличие точных и правильных ответов. При каждом задании оговаривается минимальное и максимальное количество вопросов или утверждений, которые надо придумать в каждом конкретном случае.
Иногда ребята делают очень интересные работы, которые могут быть использованы в дальнейшем для индивидуального опроса.
Вид работы, всегда вызывающий особый интерес, - составление кроссвордов.
Ученики любят не только решать кроссворды, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Регулярное использование такого вида заданий способствует росту мастерства, интереса к предмету и качества заданий, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы.

Как правило, кроссворды составляются дома после изучения какой-либо темы. Они могут быть тематическими, включающими любые вопросы, связанные с темой, или терминологическими, в которых используются только термины данной темы. Как и в других случаях, необходимо оговаривать определенные требования:

а) четкая, а по возможности и оригинальная постановка вопросов;
б) аккуратность выполнения;
в) наличие ответов на отдельном листке.

Все сданные работы оцениваются, а из лучших оформляется выставка или они используются при проведении различных внеклассных мероприятий по географии.
Творческие задания выполняются с удовольствием и интересом, особенно если нет ограничений в выборе: каждый берется за то, что ему нравится и что в его силах. Хорошо выполненная работа – маленькая победа в процессе познания, повышение самооценки, веры в свои силы в стремлении учиться.
Различные формы работы с учебником позволяют выработать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания. Важно помнить, что, предлагая разные по сложности задания, нельзя явно выделять “слабых” и “сильных” учеников, необходимо тактично предлагать выполнение индивидуальных работ. А еще лучше предложить выбор – каждый ребенок сам определит свои силы, а если по какой-то личной причине не справится с заданием, не надо упрекать его за неправильный выбор – он сам все поймет.
Предложенные формы работы с учебником и навыки, полученные при этом, могут быть использованы на различных типах уроков и как элементы игр, а также могут применяться при развивающем обучении.

Литература
Душина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. – М.: ООО “Издательство Астрель”. 2002. - 203 с.
Методика обучения географии в школе (под ред. Л.М. Панчешниковой). – М.: Просвещение, 1997.
Шебанова Е.Ф. Работа с учебником на уроке. Газета биология в школе. 2001. № 33.
Я иду на урок географии: физическая география материков и океанов (под ред. К.С. Лазаревича. – М.: Издательство “первое сентября”, 2000. 272 с.