Контрольно-измерительные материалы развития литературного творчества младших школьников

Виды творческих заданий

1.Рифма.
Задачи: определить наличие умения находить рифмующиеся слова,. составлять свои рифмы.

1.Игра «Четвертый лишний»

В каждой строке выделить «лишнее» слово, не рифмующееся с остальными
Кошка, окошко, собачка, окрошка.
Ребенок, сынок, утенок, волчонок.
Мимоза, береза, коза, заноза.


Уровень умений
Количество правильных ответов

Высокий-
Средний-
Низкий-
3
1-2
0



2.Найди рифмующиеся слова и соедини их:

дневник умелый
урок ученик
речка капель
апрель звонок
смелый овечка


Уровень умений
Количество правильных ответов

Высокий-
Средний-
Низкий-
4-5
2-3
0 -1



3.Выполни классификацию, разделив данные слова на две группы рифмующихся слов
Рой, сарай, строй, дерзай, май, горой, край, лай, порой.

Уровень умений
Количество правильных ответов

Высокий-
Средний-
Низкий-
полностью справился с заданием
выделены 2 групп, но есть ошибки
задание не выполнено


4.Подбери к данным словам рифмы
Кошка-
Белка-
Свечка-
Жук-

Уровень умений
Количество правильных ответов

Высокий-
Средний-
Низкий-
подобрано 4-5 рифм
подобрано 2-3 рифмы
подобрано 0-1 рифма





5.Придумай свои рифмы. Сочини небольшое стихотворение


Уровень умений
Количество правильных ответов

Высокий-
Средний-
Низкий-
задание выполнено оригинально
задание выполнено
удовлетворительно;
не справился с заданием




II Средства художественной выразительности

1. Задача: выявить наличие умения видеть в художественном тексте сравнение и метафору.

1.Найти в тексте слова, которые сравнивают бурю с чем-нибудь или с кем-нибудь.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит (А.С.Пушкин)

2.Найти слова, употребленные в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.


Уровень умений
Количество
выявленных сравнений
Количество
выявленных метафор


Высокий-
Средний-
Низкий-

2-3
1
0

3-6
1-2
0




2.Задача: определить уровни умений учащихся использовать в своей речи
сравнение, метафору.
Задание: Представь, что ты звонишь мне по телефону и рассказываешь, какую замечательную игрушку тебе подарили. Я ее не вижу, а ты держишь ее в руках и описываешь мне ее словами.


Уровень умений
Количество
использованных
сравнений
Количество
использованных метафор


Высокий-
Средний-
Низкий-

2 и более
1
0

3и более
1-2
0




III.Узнавание загадки среди произведений других жанров

Задача: выявить умения узнавать загадку среди произведений других жанров.
Задание:Найти среди данных четверостиший загадку

1.Мохнотенько,
Усатенько
Лапки мягоньки,
А когти востры.

2. Плачет киска в коридоре:
У нее большое горе,
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиску.

3.В новой стене
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.

4.Приди, котик, ночевать
Нашу деточку качать

Уровень умений
Количество правильных ответов

Высокий-
Средний-
Низкий-
2
1
0




IV.Представление о понятии «загадка».
Интервьюирование учащихся «Что такое загадка?»


Уровень умений
Количество правильных ответов

Высокий-

Средний-
Низкий-
-характеризуется правильным пониманием
функции загадки, как логической задачи
- верный в целом
-элементарное представление о загадках как развлечении, игре ума




V.Отгадывание загадки, объяснение отгадки

Задача: установить уровни умений отгадывать загадку и объяснить отгадку.
Задание:1)Отгадай загадку.
2)Объясни отгадку, назови все признаки загаданного предмета.

1,Маленькая шубенка
Весь мир покрыла (Зима)
2.Я и туча,и туман,
И ручей, и океан.
И летаю , и бегу,
И стеклянной быть могу (Капелька воды)

3.Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (Солнце)


Уровень умений
Отгадка
Количество
признаков


Высокий-
Средний-
Низкий-

3 отгадки
2 отгадки
1 отгадка

3 признака и более
1-2 признака
0 признаков



VI.Сочинение загадок. Анкетирование.

Учащимся предложено сочинить одну или несколько загадок о любых предметах и записать их.
Уровень умений
Критерии оценивания

Высокий-
Средний-
Низкий-
-оригинальное сочинение загадки
-удовлетворительно
-не справился с заданием


VII.Сочинение сказки. Анкетирование.
Учащимся предложено сочинить сказку о растениях, о животных или о других предметах.

Уровень умений
Критерии оценивания

Высокий-
Средний-
Низкий-
-оригинальное сочинение сказки
-удовлетворительно
-затрудняется в сочинительстве


15