Программа сопровождения учащихся младшего школьного возраста с эмоциональными проблемами в развитии.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеПокатеевская средняя общеобразовательная школа
403161515875Утверждено
приказ № ___
от _____________2016 год
директор школы
__________ (Кармышова С.П.)
00Утверждено
приказ № ___
от _____________2016 год
директор школы
__________ (Кармышова С.П.)
19196055080Принято
на заседании методсоветапротокол № ___
от _____________2016год
зам. директора по УВР
__________ (Аношенко Е.М.)
00Принято
на заседании методсоветапротокол № ___
от _____________2016год
зам. директора по УВР
__________ (Аношенко Е.М.)
-3117855352Согласовано
на заседании УВЦ «КРО»
________________________
протокол № ___
от _____________2016год
руководитель УВЦ
__________ (Войнич В.П.)
00Согласовано
на заседании УВЦ «КРО»
________________________
протокол № ___
от _____________2016год
руководитель УВЦ
__________ (Войнич В.П.)

Программа сопровождения учащихся младшего школьного возраста с эмоциональными проблемами в развитии.

Составитель:
Педагог-психолог
Носова Л.Н.
Пояснительная записка
Проблема эмоционального дискомфорта личности в настоящее время приобретает большую значимость в связи с повышением динамизма процессов, происходящих в обществе, ростом неопределённости окружающей среды, информационными перегрузками. Но наиболее травмирующее воздействие ситуация эмоционального дискомфорта оказывает на младших школьников, жизнь которых связана с приобретением нового социально значимого статуса. Все изменения в этом возрасте (произвольность психических функций, рефлексия, самоконтроль, умение учиться) происходят на фоне сложных эмоциональных переживаний ребенка. Трудности в понимании и управлении своими эмоциями в этом возрасте, часто идущие от специфики детского мышления, от сложности осмысления себя в контексте многочисленных взаимоотношений, могут привести к школьной дезадаптации. Проблема эмоционального дискомфорта учащихся остается актуальной еще и потому, что отрицательные эмоции обладают большей интенсивностью, чем положительные, они направлены по преимуществу вовнутрь, и не имеют внешнего выражения. Все это способствует нарушению здоровья школьников, появлению и распространению психосоматических заболеваний.
В зарубежной литературе обобщён опыт работы с эмоциональными проблемами детей и взрослых; описаны индивидуальные и групповые формы работы, в основе которых лежат принципы открытого выражения эмоций, диалогическая природа общения (К. Роджерс, К. Рудестам). Основной целью коррекции в рамках психодинамического подхода является создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развёртывания интрапсихического конфликта (А.Фрейд,1993). В рамках поведенческого подхода целью коррекции является приобретение ребёнком новых реакций, направленных на формирование адаптивного поведения (Бандура,1969). В отечественной психологии разработаны многочисленные методы коррекции детей с эмоциональными нарушениями на основе клинико-психологического (В.И. Гарбузов, А.И.Захаров, Б.З.Драпкин) и психолого-педагогического подхода (Карабанова, А.С Спиваковская).
В последнее время отмечается увеличение количества детей младшего школьного возраста с такими проблемами как агрессивность, тревожность, эмоциональная нестабильность, потребность к доминированию, наличие страхов и т.д. Эти практические наблюдения приходят в противоречие с традиционными взглядами на этот возраст как один из стабильных периодов жизни человека. Практика работы в школе позволяет сделать вывод о наличии качественных изменений в личностном и эмоциональном развитии современных младших школьников по сравнению с их сверстниками в предыдущие годы. Эти изменения характеризуются как относительно позитивными тенденциями (увеличение адаптивных функций, включающих, в том числе разнообразные механизмы психологической защиты; меньшая зависимость от взрослого; повышение информационной компетентности), так и негативными, затрудняющими продуктивную адаптацию в социуме (снижение потребности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; неумение работать в группе; недостаточное развитие способности к эмпатии; эгоистические тенденции в развитии личности). Наличие вышеуказанных тенденций снижает результативность традиционных форм работы с эмоциональными проблемами детей. В связи с этим возрастает потребность в разработке новых форм методического обеспечения по данному направлению.
Реализация данной авторской программы будет способствовать решению социально-значимой проблемы снижения риска дезадаптации в социуме детей младшего школьного возраста, имеющих эмоциональные проблемы в развитии; профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте у вышеуказанной категории детей. В основе программы лежит идея коррекции и компенсации проблем эмоционального развития за счёт использования творческого потенциала ребёнка. Своеобразное протекание воображения и творческого мышления в детском возрасте стимулирует всё психическое развитие ребёнка, даёт мощный стимул для личностного становления. В процессе создания незамысловатых, на взгляд взрослого, произведений ребёнок чувствует себя Творцом, Деятелем, что даёт ему возможность принять себя, довериться своей природе, стать открытым внутреннему опыту переживаний. Участие детей в выполнении творческих заданий способствует формированию у детей творческой адаптивности, способности решать жизненные проблемы, принятия и уважения других – черт, так необходимых в сегодняшнем сложном, меняющемся, полном противоречий и конфликтов мире, но, к сожалению, недостаточно взращиваемых у детей. Реализация данной программы органично связана с целями и задачами образовательного учреждения, направленных на повышение качества образования путём создания образовательной среды, способствующей самореализации каждого ученика как субъекта собственной жизни, деятельности и общения.
Методологической основой данной программы явились: концепция культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского; основные положения психологической теории личности о закономерностях её организации (А.Маслоу, К.Роджерс); концепция искусства как средства развития и формирования личности Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна; концепция происхождения эмоциональных нарушений в детском возрасте А.И.Захарова; концептуальные основы использования арттерапии в школе Т.С. Комаровой, Л.Д. Лебедевой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Ключевыми для нас стали следующие теоретические идеи:
-идея о единстве интеллектуального и аффективного в организации всех форм психической жизни, сформулированная Л.С. Выготским.
-идеи гуманистической психологии, рассматривающие эмоциональное неблагополучие детей в рамках отклонений в развитии личности, которые возникают у ребёнка при потере согласия со своими собственными чувствами и невозможностью найти смысл и самореализоваться (К. Роджерс).
-идея триединства теории, диагностики и коррекции в деятельности специального психолога, сформулированная М.М. Семаго».
При отборе содержания и его организации мы опирались на следующие
принципы:
принцип системности;
принцип научности;
принцип ориентации на «зону ближайшего развития» (по Л.С Выготскому);
принцип единства диагностики и коррекции;
принцип личностного подхода.
Цель программы: коррекция и профилактика эмоциональных нарушений у учащихся начальных классов.
Задачи:
1.Развивать у детей эмоциональное самосознание и самопринятие;
2.Формировать способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками ;3.Способствовать повышению активности и самостоятельности у детей;
4.Расширить и углубить представления детей о конструктивных способах выражения собственных эмоциональных состояний;
5.Развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
Применение программы ориентировано на детей как с нормой интеллектуального развития, так и с задержанным, дисгармоничным, недостаточным психическим развитием. Исходя из того, что основным методом программы является метод использования творческих заданий, предполагающий необходимый уровень творческого потенциала ребёнка, применение программы для работы с детьми с тотальным недоразвитием, повреждённым и искажённым развитием возможно только в индивидуальной форме.
Программа состоит из четырёх основных блоков: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный (по А.А. Спиваковской).
Форма реализации программы:
1.Индивидуальные и групповые консультации для родителей.
2.Индивидуальные консультации для педагогов.
3.Индивидуальные и групповые занятия для учащихся.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 40 минут.
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в эмоциональном развитии учащихся.
Дети смогут
-при помощи взрослого распознавать собственное эмоциональное состояние и принимать его;
-самостоятельно выбирать конструктивные способы выражения собственных эмоциональных состояний;
-более успешно регулировать проявления своих эмоций;
-на завершающем этапе проявлять способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
На начальном этапе реализации программы и для отслеживания её эффективности на завершающем этапе нами были использованы следующие диагностические методики:
-Тест «Красный дом, чёрный дом» (М.Панфилова, модификация методики А.И.Захарова).
-Проективные рисуночные тесты: «Рисунок семьи» (В, Хьюлс, Л.Корман),«Дом, дерево, человек» (Д.Бук),«Несуществующее животное»,«Кактус» (М. Панфилова).
-Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).
-тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).
-Психодиагностический Комплект Семаго.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия Дата № занятия в теме Тема занятия Всего часов
1 13.01.17 1 Беседа с родителями и ребёнком, заполнение
документов. 1
2 20.01.17 2 Консультация для родителей каждого ребёнка по итогам диагностики. 1
3 27.01.17 3 Консультация для педагога по итогам диагностики. 1
4 03.02.17 4 Знакомство. 1
5 10.02.17 5 Давайте будем дружить. 1
6 17.02.17 6 Путешествие в Волшебный Лес. 1
7 24.02.17 7 Путешествие в Круглый Город. 1
8 03.03.17 8 Второе путешествие в Круглый Город. 1
9 10.03.17 9 Путешествие в Город Страшилок. 1
10 17.03.17 10 Второе путешествие в город Страшилок. 1
11 24.03.17 11 Путешествие в Город Мечты. 1
12 07.04.17 12 Путешествие в Город Дружбы. 1
13 14.04.17 13 Второе путешествие в Город Дружбы. 1
14 21.04.17 14 Заключительное занятие. 1
15 28.04.17 15 Повторная диагностика. 1
16 05.05.17 16 Беседа с родителями. 1
17 12.05.17 17 Консультация с педагогами. 1
Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.:Изд-во ЛГУ, 1968.
2.Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000.
3.Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. - М., 1982.
4.Драпкин Б.З.Лечебная педагогика при некоторых психических заболеваниях у детей-М.,1979.
5.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. М.:Просвещение,1986.
6.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб., 2003.
7.Клинический психоанализ детского возраста/под ред. Белоусова В.А (Библиотека психологии и психотерапии под ред. Макарова В.В и Хасана Б.И)-Красноярск,1994.
8.Н.В Клюева Н.В., Ю.В Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
9.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – С-Петербург: Речь,2002
Проективная методика для диагностики школьной тревожности: Учебно-методическое пособие/Сост. И. Дерманова: Речь,2002.
10.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - С-Петербург:Речь, 2003.
11.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - С-Петербург: Речь, 2003.
12.Панфилова М.А. Страхи в домиках - г. «Школьный психолог» №8, 1999.
13.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994.
14.Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике – М.: Дидакт, 1991.
15.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика/Пер. с англ..; Общ. ред. Л.П. Петровской. - 2-е изд. - М.:Универс,1993.
16.Самоукина Н.В.Игры в школе и дома. – М.:Новая школа, 1993
17.Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. (Библ. психолога-практика). – М.: АРКТИ, 2000.
18.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. — М.: Изд–во АПКиПРО РФ. 2000
19.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988.
20.Туник Е. Е.Диагностика творческого мышления. (Библиотечка «Первого сентября». Серия «школьный психолог»). Выпуск № 5 (11) 2006.
21.Чистякова М.И.Психогимнастика.2-е изд. – М.,1995.