Статья по олигофренопедагогике на тему Ранний детский аутизм и основные методы его коррекции.


Статья по олигофренопедагогике учителя сенсорного развития Гребенщиковой Г.Г. на тему «Ранний детский аутизм и основные методы его коррекции»
Ранний детский аутизм (синдром Лео Каннера) -
особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.
Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.
Этиологические факторы детского аутизма
Генетические факторы.
Хромосомная патология
Врожденные дефекты обмена
Перинатальные вредности (инфекция, интоксикация и др.)
Накопление консервантов и ртути
Гипотеза аутоиммунностиНаиболее существенные симптомы РДА:
одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
отгороженность от внешнего мира;
сопротивление любым переменам обстановки;
склонность к стереотипиям;
однообразие интересов и пристрастий;
слабость эмоционального реагирования по отношению к близким (даже к матери) вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада); неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
речевые нарушения;
повышенная тревожность;
недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
наличие ритуалов;
наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.
РДА встречается у 3-6 из 10 000 детей: у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы “сквозь”. Избегает телесных контактов, отстраняется от ласки близких.
Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ – прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной.
РЕЧЕВЫЕ – эхолалия, мутизм, набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи опережают сверстников в норме, другие отстают. Особенностью речи является речь о себе во II или III лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ – чрезвычайно сензитивны к перестановке предметов. Изменение в обстановке трактуется ими как нежелательное и вызывает чувство страха. Все изменения надо проводить, добившись их согласия. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад.
СОЦИАЛЬНЫЕ – наличие немотивированных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми.
ИГРОВЫЕ – использование необычного материала для игры (часто предметы домашнего обихода: обувь, веревки, включатели, провода и т.д.). Играют крайне ригидно, однообразно. Сюжетно-ролевые игры, как правило, не развиваются; своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ (например, в животное).
Классификация аутистических расстройств
1. Детский аутизм
2. Атипичный аутизм
3. Синдром Ретта4. Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями
5. Синдром АспергераВыделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространенаклассификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.
I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма (полная отрешенность от происходящего вокруг)
Характерные признаки:
Речь: дети практически не говорят. При аффектах могут произнести короткие слова и однотипные фразы, отчего складывается впечатление, что они только частично понимают речь. Используют звуки неречевого характера: щебет, свист, бормотание.
Поведение: невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения. Дети не откликаются на просьбы, ничего не просят сами, часто не реагируют на внешние раздражители: боль, холод, голод. Не проявляют испуга, даже в ситуациях, угрожающих их жизни. Время проводят бесцельно, пассивно передвигаясь по комнате: лазают, карабкаются по мебели, бегают по очертаниям паркета. При попытке заставить обратить внимание на кого-либо или на что-либо возникает реакция самоагрессии.
Стереотипы: стереотипы выражаются в монотонности полевого поведения. Эти дети могут часами наблюдать луч света, падающий на пол, или улицу за окном.

II ГРУППА (активное отвержение окружающей среды)
Характерные признаки:
Речь: характерны эхолалии (в речи преобладают однотипные штампы-команды). Например, всякий раз, когда ребенок голоден, он повторяет: «Кушать бутерброд», о себе говорит в третьем лице: «Вова идет гулять». Дети часто вообще предпочитают обходиться без речи, а свои просьбы высказывают криком или показывают на интересующий предмет пальцем.
Поведение: аутизм проявляется как неприятие мира, если последний не укладывается в понимание ребенка. Моторно дети очень неловки. Движения напряженно скованны, механичны, действия рук и ног плохо скоординированы; складывается впечатление, что ноги и руки их не слушаются, пересекают пространство комнаты согнувшись, перебежками, как будто это опасное место. Но иногда дети достигают большого мастерства в действиях определенного характера. Например, могут высокохудожественно нарисовать любимое животное, наиграть на пианино музыкальное произведение. Мышление буквально, не символично, указание на наличие подтекста вызывает напряжение.
Стереотипы: стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.); стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.; присуща избирательность в одежде, еде, вкусах. Например, едят только длинный рис и белый шоколад в виде квадрата. Если шоколад фигурный или слишком маленького размера — отказываются от еды. Прогулка должна проходить по привычному маршруту, а на ногах одеты ботинки со шнурками определенного цвета. Данные дети могут существовать только в узких рамках расписания, привычном укладе жизни, разрушение которого вызывает панический страх.
Несмотря на всю тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети предыдущей группы.
III ГРУППА (захваченность аутистическими интересами)
Характерные признаки:
Речь: наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога; много говорят и часто цитируют целые страницы любимых литературных произведений. В общении собеседника не слышат, не склонны к диалогу. Речь смазана, тороплива, «говорит захлебываясь», в разговоре могут переставлять слова по смыслу. Речь отличается сложностью и интеллектуальностью, но нередко интонация не соответствует тексту. В разговоре смотрят на собеседника, но обращаются не к конкретному человеку, а к человеку вообще, не учитывая личности и интересов партнера по общению.
Поведение: «книжные» дети, рано набирают знания и словарный запас по определенной теме, часто поражают своей неорганизованностью в быту. Не умеют и не знают элементарных способов самообслуживания. Эти дети не стремятся к новому. Боятся перемен в жизни, если они неожиданны или исходят от другого человека. Способны принять новшество только под собственным контролем. Дети «зацикливаются» на удовольствии от проговаривания, проигрывания неприятных ситуаций. Часто говорят и рассуждают о пожарах, бандитах, пиратах, помойках. Пугающая ситуация таким образом становится аутостимулирующей.
Стереотипы: дети производят впечатление захваченности определенными действиями. Они могут годами говорить на волнующую тему или рисовать излюбленных животных. В отличие от детей второй группы, не столько склонны к сохранению постоянства в окружающей обстановке, сколько в желании отстоять стереотипность собственного поведения.
IV ГРУППА (чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой) наиболее благоприятная в плане коррекции.
Характерные признаки:
Речь: речь тихая, нечеткая. Ребенок в общении прибегает к речи и диалогу, но пересказ текста затруднен. Порой складывается впечатление, что ребенок не понимает простую инструкцию, зато живо реагирует на задевшую его (по непонятной причине) ситуацию или образ.
Поведение: присутствие ритуальных форм поведения; на первый план выходит ранимость, беззащитность детей. В отличие от других групп аутизма, дети способны установить с собеседником контакт глаз. Но взаимодействие немедленно прекращается, если на пути встречается препятствие. Дети способны обратиться за помощью и эмоциональной поддержкой к близким людям. Данная сверхзависимость от взрослого выражается в безмолвном вопросе ребенка: «Что вы считаете правильным?» или «Какого ответа вы ждете от меня?»; трудности в усвоении двигательных навыков; педантизм, повышенное пристрастие к порядку.
Стереотипы: в стереотипах, как средствах защиты, на первое место выходит «правильность». Словчить, схитрить, обмануть для них неприемлемо. Дети делают все так, как учили взрослые, отчего зачастую выглядят туповатыми.
Основные методы коррекции аутизма
Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей,музыкального работника (эвритмиста). Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.
1. Прикладной анализ поведения (ABA)Прикладной анализ поведения (этот подход был разработан в США еще в 1970-х годах ) - самая старая и изученная методика, разработанная специально для коррекции аутизма.
ABA - очень интенсивная система обучения, основанная на поощрении; она фокусируется на обучении ребенка с аутизмом любым навыкам, с которыми у него возникают сложности, в том числе учить обслуживать себя, развивать устную речь, формировать социальные навыки или готовить к школе.
2. ЛогопедияЛогопедическая работа должна начинаться с определения речевой патологии, свойственной детям аутистам. Соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной остается задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, «проигрывания», драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.
Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.
3. Эвритмия
Главной целью эвритмии является предоставление ребенку, страдающему аутизмом, определенных рамок, в которых он может реализовать свои возможности. Этот метод коррекции создает некий диалог с ребенком, в котором предложение к контакту возможно с обеих сторон. Значительная часть этого обмена информацией происходит на языке телодвижений, вокала, контакта глаз, а также зрительной сосредоточенности на одних и тех же объектах, размещенных между специалистом и ребенком с аутизмом. Спустя время специалист обозначает действия детей пением. Этот подход придает словам одобрительный оттенок и значимость. От музыкотерапии этот метод коррекции отличается тем, что с помощью музыкального воздействия формируются отношения между ребенком и близким ему человеком. Музыка в сочетании с движениями более гибкая, чем разговорный язык. Поэтому она помогает ребенку наладить отношения с окружающими. Эвритмию можно применять к детям с разной степенью тяжести нарушения и разным уровнем интеллекта. Более способные дети пройдя этот метод коррекции смогут вернуться в школу, а менее способные значительно улучшат свои успехи в обучении и социализации.
4. Трудовая терапияТрудовая терапия фокусируется на формировании повседневных житейских навыков. Она важна, так как многие аутисты имеют задержку развития мелкой моторики. Специалист по трудовой терапии может также проводить тренинг по сенсорной интеграции — техника, которая помогает аутичным людям преодолеть гиперчувствительность к звуку, свету и прикосновениям.
5. Развитие социальных навыковОдна их ключевых нехваток при аутизме — социальные и коммуникационные навыки. Многим детям с аутизмом необходима помощь в формировании навыков, необходимых для поддержания разговора, завязывания новых знакомств или даже перемещения по игровой площадке.
Специальный тренинг социальных навыков, который проводится индивидуально или в группе помогает детям учиться адекватному и уместному поведению. Как правило, такое обучение включает проигрыши по ролям и практику, что позволяет отработать конкретное поведение в конкретной ситуации.
6. Социализация с ровесниками
Научные исследования показывают, что простое нахождение рядом со сверстниками – это «лечение» для детей с аутизмом. Инклюзивное образование в школе или детском саду, социальные мероприятия вместе с другими детьми, возможность принять участие в кружках или секциях – все это крайне важно для дальнейшего развития ребенка с аутизмом, и потому так важно, чтобы государственные учреждения действительно обеспечивали такую возможность.7. Физкультура и спорт
Аутизм — всеобъемлющая задержка развития. Многие аутисты имеют задержку развития моторики, и у многих низкий мышечный тонус (мышцы очень слабы). Физкультура и спорт формируют силу, координацию и основные спортивные навыки, а также повышают общую адаптацию ребенка с аутизмом.
8. Игровая терапияКак бы странно это не звучало, детям с аутизмом требуется помощь в обучении игре. А игра также служит инструментом для формирования речи, коммуникации и социальных навыков. Терапевт может проводить обучение в специальной технике «Игровое время» (Floortime) или The Play Project. Либо включать игровую терапию в логопедию, трудовую терапию или физкультуру.
9. Когнитивно-поведенческая психотерапияЭта разновидность психотерапии доказала свою эффективность при самых разных проблемах. Ее суть в том, чтобы учить человека постепенно менять свое привычное поведение, а также учить контролировать свои представления о тех или иных ситуациях, исправляя заблуждения, которые вызывают тревожность или другие негативные чувства
10. Альтернативная коммуникация
Большинство людей с аутизмом имеют задержку речи, а некоторые так и не начинают говорить во взрослом возрасте. Альтернативная коммуникация – это замена устной речи. Она может принимать самые различные формы – упрощенный язык жестов, символические картинки, а также различные электронные устройства и приложения, которые озвучивают слово или фразу при нажатии на то или иное изображение. Формы альтернативной коммуникации подбираются индивидуально. Этот подход позволяет неговорящему или плохо говорящему человеку сообщать о своих потребностях, желаниях, эмоциях, отвечать на вопросы и так далее.
11. Система коммуникации обменом изображениями (PECS)
Этот метод – один из видов альтернативной коммуникации, однако он настолько эффективен для детей с аутизмом, что его следует указать отдельно. PECS – это целая система обучения коммуникации, когда ребенка с социальными нарушениями учат выбирать и давать изображение желаемого объекта или занятия. Система состоит из нескольких фаз, во время которых ребенка учат как вступить в коммуникацию, как быть настойчивым в общении, как выбрать нужное изображение, как составить предложение, как ответить на вопрос и как комментировать – и все это с помощью изображений. Более того, сами родители могут освоить и использовать этот подход дома. Он очень подробно описан в книге Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)».
12. Терапия на визуальной основе
Большинству детей с аутизмом сложно воспринимать информацию на слух, а значит и трудно учиться по устным инструкциям. Кроме того, им бывает сложно планировать и выстраивать в цепочку свои действия. А вот зрительное восприятие информации у многих из них на высоте. Именно поэтому визуальные материалы помогают детям и взрослым с аутизмом учиться социально приемлемому поведению и повышают их самостоятельность. Существует множество видов визуальной поддержки, облегчающей жизнь при аутизме – письменные инструкции, визуальные границы в помещении, изображения-подсказки, расписание дня из картинок, пошаговые инструкции в картинках или видеомоделирование, видеоигры и системы электронной коммуникации на видео и многое другое. 13. Развивающая терапияFloortime, Son-rise и Relationship Development Intervention (RDI) считаются «развивающими терапиями». Это означает, что они строятся на основе интересов ребенка, его сильных сторон и уровня развития и способствуют повышению его интеллектуальных, эмоциональных и социальных возможностей. Развивающая терапия часто противопоставляется поведенческой терапии, которая больше всего подходит для обучения особым навыкам, таким, как завязывание шнурков, чистка зубов и т.д.