Памятка для родителей детей, имеющих нарушение речи

10 ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМ И ПАП


· Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Давайте ему носильную работу дома, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.п.)

· Определите общие интересы. Это могут быть познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).

· Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете ( например: дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, но комментируйте сумму на тот и другой продукт). Ставьте его в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.

· Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка со стороны окружающих, даже учителя и
воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы обязательно дома поговорим на эту тему».

· Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

· Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи - залог хорошей учебы. Вы были в кино (театре, цирке) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам это действительно интересно.

· Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес не иссякнет.

· Постарайтесь, хоть иногда, смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого - основа для взаимопонимания.

· Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только ему чуть-чуть помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

· Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы
·ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.





В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ
Упражнения, которые помогут предотвратить ошибки
на письме и чтении.
I. Предложение.
1. Сколько слов в предложении?
2. Какое по счёту слово в предложении?
3. Составь предложение из 2; 3; 4; 5; ... слов.
4. Составь предложение на тему (н-р, «Весна», «Животные»).
5. Найди ошибку и исправь её (н-р, «По морю плывут корабль»).
6. Добавь слово (н-р, «Мама пошла в ...»).
//. Слово.
1. Сколько слогов в слове?
2. Какой по счёту слог в слове?
3. Подбери слово с 1; 2; 3; 4 слогами.
4. Повтори ряд слогов (н-р, «па-ба-па, жи-жи-ши»).
5. Какой слог лишний? (н-р, «то-до-то, гу-ку-гу»).
6. Придумай слово со слогом (н-р, «ма», «ры», «ко»).
7. Исправь слово (н-р, «колбава», «книра»).
///. Буква, звук.
1. Сколько звуков в слове?
2. Какая по счёту буква в слове?
3. Подбери слово с 2; 3; 4; 5; 6 буквами.
4. Исправь слово (н-р, «шом»-дсш, ком, лом).
Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса.
1. Назови одним словом (н-р, «шкаф, кровать, диван»).
2. «4-лишний» (н-р, «кастрюля, сковорода, стол, тарелка»).
3. «Загадай загадку», по описанию ребёнка вы должны угадать предмет (н-р, «неживой, квадратный, деревянный, на 4-х ножках»).
4. «Назови детёнышей животных» (н-р, «у коровы – телёнок, у овцы – ягнёнок»).
5. «Чем отличаются предметы?» (н-р, «помидор - огурец»).
6. «Посчитай» (н-р, «1-карандаш, 2-карандаша, 3, 5, 10...).
7. «Наоборот», назвать противоположное по значению слово (н-р, день – ночь, длинный – короткий, закрыть – открыть»).
8. «Что из чего сделано?» (н-р, «из бумаги – бумажная, из клюквы – клюквенный»).
15