Рекомендации для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи

Рекомендации логопеда для родителей
Артикуляционный массаж губ, языка, щек
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельниковой)

1 .    «Язычок проснулся и потянулся» Тыльной стороной щётки  водить от середины  языка   к кончику (пальцем)
2.    «Ветер дует вправо, влево»
Водить щёткой (пальцем)  горизонтальными  линиями слева направо
3.    «Дым идёт из трубы»
Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончик
4.  «Капает дождик» Поколачивать по языку щетинкой щётки( пальцем)
5. «Большая лужа»
Тыльной стороной щётки водить по   часовой стрелке от середины языка   к краям
Для удобства хорошо использовать зубную щетку на батарейках. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. Окошко (широко открыть рот)
2. Шарик « Хомячок» (надуваем щеки)
3.Заборчик (зубки)
4. Дудочка (вытянув губки)
5. Барабан (язычком стучим по губкам)
6. Блинчик (широкий язык на нижней губе)
7. Часики (кончик языка в уголок губ)
8. Футбол ( язычком за щечками)
9. Качели ( язычок верх, вниз)
10.Вкусное варенье (облизать широким языком верхнею губу)
11. Лошадка (цоканье не подвижным подбородком)
12. Чашечка (широкий язык приподнять вверх)





Основной комплекс дыхательных упражнений.
«Присядь»
«Ладошки»
«Погончики»
«Насос»
«Кошка»
«Обними плечи»
«Большой маятник»
«Повороты головы»
«Ушки»
«Маятник головой»
«Перекаты»
«Шаги» (рок-н-рол)
Выполняем по 16 движений – вдохов каждого упражнения.
Выполнять можно произнося звуки на выдохе.

Примечание: 1.Для развития памяти и мышления закреплять прочитанное рисованием основного сюжета или фотоколлажем (презентацией)
2. Для развития логического мышления использовать упражнение « Ухо-нос» (кинезиология) в разучивание стихов, потешек, правил по школьным предметам и т.д.
3. В развитие моторных функций желательно применять: а) мелкая моторика (лепка, перебирание крупы, штриховка, работа в клеточках)
б) общей моторике (стихи с движением, массаж стоп, кинезиология)
в) артикуляционная моторика ( песенки звуков, мимические упражнения, массаж лица)




Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.

1. «Ладошки». И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки.
2. «Погончики» . И.П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и.п. Выше пояса кисти не поднимать.
3. «Насос» («Накачивание шины"). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
4. «Кошка» . И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). И.П. встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая). Широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад – «вдох с потолка».
6. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки, слегка прогнувшись в пояснице наклон назад - руки обнимают плечи - и тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох "с пола" - вдох "с потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох.







Рекомендации логопеда для родителей
Артикуляционный массаж губ, языка, щек
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельниковой)

1 .    «Язычок проснулся и потянулся» Тыльной стороной щётки  водить от середины  языка   к кончику (пальцем) 2.    «Ветер дует вправо, влево»Водить щёткой (пальцем)  горизонтальными  линиями слева направо 3.    «Дым идёт из трубы»Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончик 4.  «Капает дождик» Поколачивать по языку щетинкой щётки( пальцем) 5. «Большая лужа»Тыльной стороной щётки водить по   часовой стрелке от середины языка   к краям .Для удобства хорошо использовать зубную щетку на батарейках. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. Окошко (широко открыть рот)
2. Шарик « Хомячок» (надуваем щеки)
3.Заборчик (зубки)
4. Дудочка (вытянув губки)
5. Барабан (язычком стучим по губкам)
6. Блинчик (широкий язык на нижней губе)
7. Часики (кончик языка в уголок губ)
8. Футбол ( язычком за щечками)
9. Качели ( язычок верх, вниз)
10.Вкусное варенье (облизать широким языком верхнею губу)
11. Лошадка (цоканье не подвижным подбородком)
12. Чашечка (широкий язык приподнять вверх)





Основной комплекс дыхательных упражнений.
«Присядь»
«Ладошки»
«Погончики»
«Насос»
«Кошка»
«Обними плечи»
«Большой маятник»
«Повороты головы»
«Ушки»
«Маятник головой»
«Перекаты»
«Шаги» (рок-н-рол)
Выполняем по 16 движений – вдохов каждого упражнения.
Выполнять можно произнося звуки на выдохе.

[ИАОУЭЫ]
+согласные
+слоги
+слова
+речевые упражнения

Примечание: 1.Для развития памяти и мышления закреплять прочитанное рисованием основного сюжета или фотоколлажем (презентацией)
2. Для развития логического мышления использовать упражнение « Ухо-нос» (кинезиология) в разучивание стихов, потешек, правил по школьным предметам и т.д.
3. В развитие моторных функций желательно применять: а) мелкая моторика (лепка, перебирание крупы, штриховка, работа в клеточках)
б) общей моторике (стихи с движением, массаж стоп, кинезиология)
в) артикуляционная моторика ( песенки звуков, мимические упражнения, массаж лица)


Рекомендации логопеда для родителей
Артикуляционный массаж губ, языка, щек
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельниковой)

1 .    «Язычок проснулся и потянулся» Тыльной стороной щётки  водить от середины  языка   к кончику (пальцем) 2.    
·«Ветер дует вправо, влево»Водить щёткой (пальцем)  горизонтальными  линиями слева направо 3.    «Дым идёт из трубы»Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончик 4.  «Капает дождик» Поколачивать по языку щетинкой щётки( пальцем) 5. «Большая лужа»Тыльной стороной щётки водить по   часовой стрелке от середины языка   к краям .Для удобства хорошо использовать зубную щетку на батарейках
1. Окошко (широко открыть рот)
2. Шарик « Хомячок» (надуваем щеки)
3.Заборчик (зубки)
4. Дудочка (вытянув губки)
5. Барабан (язычком стучим по губкам)
6. Блинчик (широкий язык на нижней губе)
7. Часики (кончик языка в уголок губ)
8. Футбол ( язычком за щечками)
9. Качели ( язычок верх, вниз)
10.Вкусное варенье (облизать широким языком верхнею губу)
11. Лошадка (цоканье не подвижным подбородком)
12. Чашечка (широкий язык приподнять вверх)





Основной комплекс дыхательных упражнений.
«Присядь»
«Ладошки»
«Погончики»
«Насос»
«Кошка»
«Обними плечи»
«Большой маятник»
«Повороты головы»
«Ушки»
«Маятник головой»
«Перекаты»
«Шаги» (рок-н-рол)
Выполняем по 16 движений – вдохов каждого упражнения.
Выполнять можно произнося звуки на выдохе.
[ИАОУЭЫ]
+согласные
+слоги
+слова
+речевые упражнения

Примечание: 1.Для развития памяти и мышления закреплять прочитанное рисованием основного сюжета или фотоколлажем (презентацией)
2. Для развития логического мышления использовать упражнение « Ухо-нос» (кинезиология) в разучивание стихов, потешек, правил по школьным предметам и т.д.
3. В развитие моторных функций желательно применять: а) мелкая моторика (лепка, перебирание крупы, штриховка, работа в клеточках)
б) общей моторике (стихи с движением, массаж стоп, кинезиология)
в) артикуляционная моторика ( песенки звуков, мимические упражнения, массаж лица)




Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.

1. «Ладошки». И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки.
2. «Погончики» . И.П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и.п. Выше пояса кисти не поднимать.
3. «Насос» («Накачивание шины"). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
4. «Кошка» . И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). И.П. встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая). Широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад – «вдох с потолка».
6. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки, слегка прогнувшись в пояснице наклон назад - руки обнимают плечи - и тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох "с пола" - вдох "с потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох.


Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.

1. «Ладошки». И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки.
2. «Погончики» . И.П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и.п. Выше пояса кисти не поднимать.
3. «Насос» («Накачивание шины"). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
4. «Кошка» . И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). И.П. встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая). Широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад – «вдох с потолка».
6. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки, слегка прогнувшись в пояснице наклон назад - руки обнимают плечи - и тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох "с пола" - вдох "с потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох.






15