Упражнения для совершенствования зрительно — пространственного восприятия для леворуких детей


5 упражнений для совершенствования зрительно-пространственного восприятия леворуких младших школьников.
Упражнение 1.
Упражнения в воспроизведении геометрических фигур в определенной последовательности: в расположении их по горизонтали, по вертикали; в различении комбинаций из этих фигур; в разложении предмета на составные части и восстановлении целого из отдельных частей.В качестве примеров можно рекомендовать следующее:
 
Упражнение 2.«Копирование  точек»
Цель:  Формирование  умения  различать  правое  и  левое  направления  в  пространстве,  развитие  мелкой  ручной  моторики,  развитие  пространственного  воображения  и  мышления.
Материалы    Индивидуальная  карточка  с  образцом.
 Ученику  предлагается  скопировать  образец  -  несколько  групп  точек,  расположенных  в  строчках.  Образец  располагается  слева,  рисовать  предполагается  справа,  на     месте  листа.  Задание  выполняется  на  листе из  школьной  тетради.  Затем  ребенок  должен  (после  выполнения  задания)  рассказать  о  пространственном  расположении  точек.                                
Пример  индивидуальной  карточки.
                         Образец  для  копирования                Бланк  для  заполнения
                       _______________________           _____________________
                      . .    . .   . .    . . .       .
                       _______________________           _____________________
                      . . .    .      . .      . .  . .
Упражнение 3. «Где что находится?»Цель:- развитие восприятия зрительно - пространственного расположения предметов; Упражнение «Где что находится?" выполняется в двух вариантах.А) Каждый участник группы получает рисунок. Общая инструкция ведущего: Рассмотрите внимательно свои картинки, сейчас каждый из вас должен будет рассказать как можно подробнее, что изображено на его рисунке». После некоторой паузы, необходимой для того, чтобы дети сориентировались в предложенном материале, ведущий предлагает начать первому из участников. Задача ведущего так строить уточняющие вопросы, чтобы учащийся в своем описании использовал понятия, дающие представление о пространственном положении предметов и соотносил между собой расположение как можно большего числа изображенных на рисунке предметов.Б) Инструкция ведущего: «А сейчас, пожалуйста, постарайтесь как можно точнее вспомнить свою комнату (дом, класс) и расскажите нам, как она выглядит, что и где в ней расположено. Для того чтобы нам было понятнее, поместите себя в определенное место в комнате и назовите его нам. Например, вы будете сидеть на стуле у письменного стола или стоять у окна». В ходе описания участником комнаты ведущий должен задавать уточняющие вопросы относительно расположения предметов в комнате, вынуждая детей использовать пространственные категории. Ведущий может задавать провоцирующие вопросы типа: «Хорошо, кресло стоит справа от тебя. А по отношению к дивану, который находится, как ты сказал, напротив тебя, как расположено кресло?» Еще один вариант, усложняющий это задание. — изменить условное местоположение субъекта в комнате: «Хорошо, все очень интересно рассказали. Теперь я прошу каждого перейти (пересесть) в другое место комнаты и посмотреть на свою комнату с другой позиции и рассказать нам.
Упражнение 4. «Твой путь»Цель:- развитие зрительно - пространственных представлений. Учащимся предлагается вспомнить и описать свой путь из дома в школу: что находится справа, слева, впереди — или остается позади на его пути. Уточняющие вопросы взрослого позволят использовать и другие предлоги и наречия (над, под, перед, выше, ниже и т.п.). Один из учащихся, вспоминая, рассказывает, другой на доске (или каждый ученик у себя в тетради) рисует эту схему движения, используя условные обозначения для тех или иных предметов (если учащимся легче будет просто записывать словами, например: «дом», «парк», «переход»,—можно использовать такой вариант). При большой упрощенности описания ведущий задает уточняющие вопросы. Таким образом уточняются все неточности и ошибки, которые допускаются в ходе рассказа.
Упражнение 5.
1)Расскажите, как расположены элементы узора на карточке (в центре, в левом нижнем углу и т. д.).


 2)Внимательно слушай и рисуй.Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Дети должны зарисовать их на указанном месте согласно инструкции (вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т.д.).