КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.06 Основы алгоритмизации и программирования


Министерство образования И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский многопрофильный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГБПОУ УМТ _____________ И.Н.Данилова _________________ 2016 г.
КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.06 Основы алгоритмизации и программирования
по специальности СПО
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
г. Ульяновск
2016
ОДОБРЕНО
Методической цикловой комиссией связи и информационных технологий, радиотехники и машиностроения
Председатель
Л.Н. Баранова ______________
подпись
_______________2016 г. Комплект КОС разработан на основе ФГОС СПО по специальности
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Зам. директора по теоретическому обучению
Л.В. Кондратьева ______________
подпись
_______________2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Зав. методкабинетом
______________ _____________________
подпись ФИО
____________________2016 г.
Разработчики:
Матишевская С.Ю., преподаватель ОГБПОУ УМТ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины по специальности СПО 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
1. фОРМЫ контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины
1.1. Формы текущего контроля по учебной дисциплине в ходе освоения ППКРС / ППССЗ Элементы учебной дисциплины Формы текущего контроля
Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программирования Тема 1.1. Введение. Основные понятия алгоритмизации. Понятие и свойства алгоритма. Практическое занятие №1
Тема 1.2. Логические основы алгоритмизации. Основные операции логической алгебры. Тема 1.3.
Языки и методы программирования Контрольная работа №1
Раздел 2. Программирование на одном из процедурных языков (Turbo Pascal, C++, Basic и т. д.) Тема 2.1. Основы программирования. Практическое занятие №2 - №8
Тема 2.2. Подпрограммы.
Работа с файлами. Практическое занятие №9 - №11
Раздел 3. Программирование «снизу вверх». Прототипирование. Тема 3.1.
Библиотеки
подпрограмм Практическое занятие №12 - №14
Тема 3.2.
Начала объектно-ориентированного программирования Раздел 4. Среды быстрой разработки программ Тема 4.1.
Знакомство
с одной из интегрированных
сред разработчика (Borland
Delphi, Java
TM, Visual
Basic, Borland
C++ Builder
и т. д.) Практическое занятие №15
Тема 4.2.
Этапы разработки
приложения Тема 4.3.
Иерархия классов Практическое занятие №16 - №18
Раздел 5. Программы с графическим интерфейсом Тема 5.1.
Визуальное
событийно - управляемое
программирование Практическое занятие №19 - №20
Тема 5.2.
Разработка
оконного приложения Практическое занятие №21 - №23
Дифференцированный зачет
1.2. Формы промежуточной аттестации по учебной дисциплине в ходе освоения ППКРС / ППССЗ
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценить освоенные умения и усвоенные знания:Освоенные умения, усвоенные знания
(сформированность предметных результатов) Показатели оценки результата Форма контроля и оценивания
Освоенные умения У-1 Использовать языки программирования, строить логически правильные и эффективные программы разработка алгоритмической структуры решения поставленной задачи;
набор и редактирование программ во встроенном текстовом редакторе среды;
сохранение и загрузка программ;
запуск программ на выполнение и просмотр результатов их работы;
интерпретация сообщений системы об ошибках в программах;
умение грамотно составлять программы по блок-схеме алгоритма;
правильное использование языковых конструкций для реализации шагов алгоритмов;
отладка программ. Оценка выполнения практических занятий
Усвоенные знания З-1 Общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции.
знание основных структур алгоритмов для построения блок-схем алгоритмов;
умение составлять блок – схемы алгоритмов, используя различные методы алгоритмизации. Оценка выполнения практических занятий
З-2 Понятие системы программирования. знание интегрированной среды программирования;
знание компонентов и способов отладки программ;
Оценка выполнения практических занятий
З-3 Основные элементы процедурного языка программирования, структуру программы, операторы и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, классы памяти. знание базовых типов данных языка программирования;
знание правил построения операторов языка и структуры программы;
знание синтаксиса управляющих конструкций языка программирования;
знание правил построения структурированных типов данных;
знание принципов управления файловыми потоками;
знание области видимости и классов памяти переменных;
умение применять знания синтаксиса и семантики процедурного языка в построении программ по разработанному алгоритму. Оценка выполнения практических занятий
З-4 Подпрограммы, составление библиотек программ. знание основных положений разработки библиотеки подпрограмм - функций;
знание правил механизма обмена данными при вызове функций;
умение создавать функции и вызывать их в программах. Оценка выполнения практических занятий
З-5 Объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойств и методов. знание основных понятий объектно-ориентированного программирования;
умение разрабатывать программы на основе объектов. Оценка выполнения практических занятий
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Оценка «отлично» выставляется, если студент правильно ответил теоретический вопрос и в качестве результата выполнения практического задания предъявил работающую программу, причем программа реализует некоторый интерфейс пользователя.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент в качестве результата выполнения практического задания предъявил работающую программу (причем программа не реализует интерфейс пользователя), а ответил на теоретический вопрос с небольшими ошибками.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент ответил на теоретический вопрос (с небольшими ошибками), а в качестве результата выполнения практического задания предъявил программу, решающую его большую часть.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не выполняет практическое задание.
3. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ текущего контроля по учебной дисциплине
Практическое занятие №1. Составление блок-схем алгоритмов.
Контрольная работа по темам 1.1.–1.3.
Вариант №1
№1 Какие значения будут присвоены переменным x и i после выполнения следующих фрагментов программ?
i: =n;
while i<5 do
begin
x: =x+1;
i: =i+1;
end;
при 1) n=6; x=0
2) n=4; x=0
№2. Укажите различия циклов WHILE и REPEAT.
Вариант №2
№1 Какие значения будут присвоены переменным i и s после выполнения следующих фрагментов программ?
i: =n
s: =0
while (i<>4) or (y=’нет’) do
begin
i: =i+2;
s: =s=1;
end;
при 1) n=1; y=’нет’
2) n=5; y=’да’
№2 Когда нельзя применять цикл FOR?
Вариант №3
№1 Какие значения будут присвоены переменным x и i после выполнения следующих фрагментов программ?
i: =n;
x: =0;
while (i<n) and (y=’да’) do
begin
x: =x+1;
i: =i-1
end
при 1) n=3; y=’так’
2) n=1; y=’нет’
№2. Что такое переменная счетчик цикла? Какого типа она может бать в арифметическом и логическом циклах?
Вариант №4
№1. Какие значения будут присвоены переменным x и i после выполнения следующих фрагментов программ?
n: =1;
x: =0
repeat
x: =x+1
i: = i+1
until (1<n) and (y<>’так’)
при: 1) n=3; y=’да’
2) n=1; y=’нет’
№2. При каких обстоятельствах программа может «зациклиться»?
Практическое занятие №2. Составление программ линейной структуры.
Практическое занятие №3. Составление программ разветвляющейся структуры.
Практическое занятие №4. Составление программ циклической структуры.
Практическое занятие №5. Обработка одномерных массивов.
Практическое занятие №6. Обработка двумерных массивов.
Практическое занятие №7. Работа со строковыми переменными.
Практическое занятие №8. Работа с данными типа «множество».
Практическое занятие №9. Организация и использование процедур.
Практическое занятие №10. Организация и использование функций.
Практическое занятие №11. Работа с файлом произвольного доступа
Практическое занятие №12. Программирование модуля.
Практическое занятие №13. Создание библиотеки подпрограмм.
Практическое занятие №14. Использование библиотеки подпрограмм.
Практическое занятие №15. Выполнение учебного проекта.
Практическое занятие №16. Объявление класса, создание экземпляров класса.
Практическое занятие №17. Создание наследованного класса.
Практическое занятие №18. Перегрузка методов.
Практическое занятие №19. Создание проекта с использованием классов - компонент
для работы с текстом.
Практическое занятие №20. Создание проекта с использованием классов - компонент
стандартных диалогов и системы меню.
Практическое занятие №21.Разработка оконного приложения.
Практическое занятие №22.Разработка оконного приложения с несколькими формами.
Практическое занятие №23. Разработка многооконного приложения
4. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ промежуточной аттестации по учебной дисциплине
Задания для проведения дифференцированного зачета
Вопросы и задания Проверяемые знания и умения
Теоретические вопросы
Понятие алгоритма. Основные свойства алгоритма. З-1
Словесное описание алгоритма. Графическое изображение алгоритма. Правила составления блок-схем алгоритмов. З-1
Понятие линейного алгоритма. Примеры линейных алгоритмов. З-1
Разновидности условного алгоритма(полное разветвление, неполное разветвление, схема множественного выбора). Примеры условных алгоритмов. З-1
Виды циклических алгоритмов (цикл ПОКА, цикл ДО, цикл с параметрами). Примеры использования циклов. З-1
Понятие функционального алгоритма. Примеры составления подалгоритмов. З-1
Понятие комбинированных алгоритмов. Основные алгоритмы обработки массивов. Примеры использования. З-1
Методы алгоритмизации. Этапы решения задач на ПК. З-1
Интегрированная среда программирования Borland C++. Состав компонентов, структура файлов проекта. З-2
Синтаксис языка СИ (алфавит, идентификаторы, комментарии, разделители). З-3
Понятие препроцессора. Директива #include. З-2, З-3
Типы данных языка Си. Объявления. З-3
Понятие переменных. Объявление переменных. Инициализация переменных. З-3
Понятие констант. Объявление констант. З-3
Функции форматированного ввода/вывода данных scanf(), printf(). Примеры использования. З-1, З-3
Операции языка СИ (арифметические, отношения, логические, побитовые, условия, запятая). З-3
Условные операторы if, if-else ,оператор безусловного перехода goto. Примеры использования. З-1, З-3
Оператор множественного выбора switch. Примеры использования. З-1, З-3
Оператор цикла for. Примеры использования. З-1, З-3
Оператор цикла while. Примеры использования. З-1, З-3
Оператор цикла do-while. Примеры использования. З-1, З-3
Понятие массива. Размерность массива. Обращение к элементам массива. З-1, З-3
Одномерные массивы. Двумерные массивы. Инициализация массивов. Примеры обработки массивов. З-1, З-3
Понятие указателя, операции над указателями. Связь указателей с массивами. Примеры использования. З-2, З-3
Массивы указателей, инициализация указателей. Примеры обработки массивов с помощью указателей. З-1, З-3
Строки как массивы символов. Функции работы со строками встроенной библиотеки языка. Примеры программ обработки строк. З-1, З-3
Понятие пользовательских типов данных. Объявление структуры. Примеры программ обработки массива структур. З-1, З-3
Понятие функции, Объявление и определение функций. З-1, З-4
Параметры функции. Механизмы передачи параметров. Передача имен функций в качестве параметров. Примеры программ с использованием функций. З-1, З-4
Глобальные и локальные переменные. Время жизни переменных и область видимости. Классы памяти. З-2, З-4
Директивы препроцессора. Заголовочные файлы и файлы реализации. З-2, З-4
Понятие файлового потока. Основные принципы управления файловыми потоками. Указатель на файл. З-2, З-3
Произвольная запись в файл. Произвольное чтение из файла. Примеры программ работы с файлами. Примеры программ работы с файлами. З-2, З-3
Функции работы с файлами. Последовательная запись в файл. Последовательное чтение из файла. Примеры программ работы с файлами. З-2, З-3
Основные понятия объектно-ориентированного программирования: объекты и классы. З-5
Объявление класса. Методы класса. Создание методов. Конструктор и деструктор класса. З-5
Дружественные функции и классы. Доступ к компонентам класса. Объекты класса. З-5
Создание объекта. Конструктор объекта. Присваивание и инициализация объектов. Передача объектов функциям. Массивы объектов. З-5
Типовые практические задания
Вычислить значение выражения y=x*n(n+1)*1/4; где x, n – задаются пользователем с клавиатуры. Результаты вывести на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Определить сколько положительных, четных значений попадает в промежуток от -12 до +12. Результат вывести на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Организовать диалог пользователя и компьютера по заполнению паспортных данных. У-1, З-1, З-2, З-3
Составить программу вычислений следующих функций: y=cos2x6-sin4x8; f=x2+ax+bc; z=xy-0.5f5; Результаты вывести на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Определить, какое из трех значений, вводимых пользователем с клавиатуры, является кратным 5. Вывести на экран соответствующее сообщение. У-1, З-1, З-2, З-3
Определить количество отрицательных значений из 15 чисел, вводимых пользователем с клавиатуры. Результат вывести на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Определить разность всех четных чисел, вводимых пользователем с клавиатуры. Ввод данных производить до тех пор, пока не встретится число 0. Результаты вести на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Вычислить сумму: S=12+14+18+..+12n; где n изменяется от 1 до 10. Результат вывести на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Вычислить y=x10+x8+x6+..+x0xn; где n изменяется от 10 до 0 с шагом 2. Значение x вводится пользователем с клавиатуры. Результаты вывести на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Вычислить значение выражения y=x2*n2(2*n+1)*1/3; где x, n – задаются пользователем с клавиатуры. Результаты вывести на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Определить сколько положительных значений, кратных 3 попадает в промежуток от -15 до +15. Результат вывести на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Найти среднеарифметическое значение чисел от 10 до 25.Результат вывести на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Составить программу вычислений следующих функций: y=sin3x3-cos4x4; f=x4+ax2+bxc; z=5y+3fx; Результаты вывести на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить одномерный целочисленный массив, размером N, числами. Заменить все числа кратные 8 на 0. Вывести массив на экран до и после модификации. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить двумерный целочисленный массив, размером N, числами. Зеркально отобразить его содержимое по горизонтали. Вывести массив на экран до и после модификации. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить двумерный массив случайными числами. Зеркально отобразить его содержимое по вертикали. Вывести массив на экран до и после модификации. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить двумерный массив случайными числами. Повернуть его содержимое на 90 градусов. Вывести массив на экран до и после модификации. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить двумерный массив случайными числами. Повернуть его содержимое на 180 градусов. Вывести массив на экран до и после модификации. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить одномерный массив случайными числами в диапазоне от 0 до 50. Определить среднее арифметическое всех чисел входящих в массив и записать это значение в последний элемент массива. Вывести массив на экран до и после модификации. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить одномерный массив A размерностью 2n случайными числами. Создать одномерный массив С размерностью n и заполнить его элементами массива A по формуле С[i]=A[i]*A[i+n+1]. Вывести массивы A и C на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить одномерный массив случайными числами. Поменять местами максимальный и минимальный элементы массива. Вывести массив на экран до и после модификации. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить одномерный массив случайными числами. Посчитать количество элементов между максимальным и минимальным элементами массива. Вывести массив на экран до и после модификации. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить два одномерных массива случайными числами. Вывести на экран оба массива и числа присутствующие в обоих массивах одновременно. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить одномерный массив размерностью > 30 элементов случайными целыми числами из диапазона от 10 до 20. Создать второй массив и перенести в него элементы первого массива, но так, чтобы они встречались в нем только один раз. Вывести оба массива на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить одномерный массив случайными числами. Используя побитовые операции прибавить ко всем четным числам 1. Вывести массив на экран до и после модификации. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить одномерный массив случайными числами. Используя побитовые операции прибавить ко всем нечетным числам 1. Вывести массив на экран до и после модификации. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить одномерный массив вещественными числами по формуле , где x номер элемента массива. Вывести массив на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить одномерный массив вещественными числами по формуле , где A, B, C день и месяц сдачи экзамена и номер билета соответственно, а x номер элемента массива. Вывести массив на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить одномерный массив размерностью > 30 элементов случайными целыми числами из диапазона от 10 до 20. Посчитать какое количество элементов встречается в массиве больше 2 раз. Вывести массив и результат на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Вывести на экран таблицу умножения. У-1, З-1, З-2, З-3
Дан двумерный целочисленный массив А размером 4х4. Заполнить массив числами. Определить максимальный элемент массива. Вывести на экран полученный массив и значение максимального элемента. У-1, З-1, З-2, З-3
Дан двумерный целочисленный массив А размером 4х4. Заполнить массив числами. Определить минимальный элемент массива. Вывести на экран полученный массив и значение минимального элемента. У-1, З-1, З-2, З-3
Написать программу, которая запрашивает две строки, а затем соединяет их и выводит новую строку на экран. У-1, З-1, З-2, З-3
Написать программу, которая запрашивает десятичное число и вычисляет сумму цифр четных позиций. У-1, З-1, З-2, З-3
Написать программу, которая запрашивает десятичное число и вычисляет сумму цифр нечетных позиций. У-1, З-1, З-2, З-3
Написать программу, которая вычисляет сумму цифр натурального числа, введенного с клавиатуры. У-1, З-1, З-2, З-3
Дана целочисленная прямоугольная матрица. Вычислить количество строк, содержащих хотя бы один нулевой элемент. У-1, З-1, З-2, З-3
Дана целочисленная прямоугольная матрица. Вычислить количество положительных элементов по каждому столбцу. У-1, З-1, З-2, З-3
Написать программу, которая считывает текст из файла и выводит на экран количество восклицательных предложений. У-1, З-1, З-2, З-3
Составить функцию определения простого числа. Используя функцию определить количество простых чисел в массиве. У-1, З-1, З-2, З-3, З-4
Даны две даты в формате ДД.ММ.ГГ. Написать функцию определяющую наибольшее из них. Формат даты задать в виде структуры. У-1, З-1, З-2, З-3, 3-4
Даны два значения времени в формате ЧЧ.ММ.СС. Написать функцию определяющую наибольшее из них. Формат времени задать в виде структуры. У-1, З-1, З-2, З-3, 3-4
Написать функцию, определяющую количество счастливых билетов в рулоне проездных билетов. Считать, что рулон начинается с билета № 423445 и содержит 200 билетов. Результат вывести на экран. У-1, З-1, З-2, З-3, З-4
Дана строка. Преобразовать ее, заменив строчные буквы заглавными. У-1, З-1, З-2, З-3
Дан файл, содержащий произвольный текст. Выяснить чего в нем больше русских букв или цифр. У-1, З-1, З-2, З-3
Составить банк данных о маршрутах поездов, указав: номер поезда, время отправления, время в пути, промежуточные пункты маршрута. Данные записать в файл. У-1, З-1, З-2, З-43
Записать в файл последовательного доступа N целых чисел, полученных с помощью генератора случайных чисел. Подсчитать количество пар противоположных чисел среди компонентов этого файла. У-1, З-1, З-2, З-3
Заполнить файл последовательного доступа f целыми числами, полученными с помощью генератора случайных чисел. Получить в файле g те компоненты файла f, которые являются четными. У-1, З-1, З-2, З-3
Построить описание класса содержащего информацию о почтовом адресе организации. Предусмотреть возможность раздельного изменения составных частей адреса, создания и уничтожения объектов этого класса. У-1, З-1, З-2, З-3, З-5
Составить описание класса прямоугольников со сторонами, параллельными осям координат. Предусмотреть возможность перемещения прямоугольников на плоскости, изменения размеров. У-1, З-1, З-2, З-3, З-5
Составить описание класса для работы с цепными списками строк (строки произвольной длины) с операциями включения в список, удаления из списка элемента с заданным значением данного. У-1, З-1, З-2, З-3, З-5
Построить систему классов для описания плоских геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника. Предусмотреть методы для создания объектов, перемещения на плоскости. У-1, З-1, З-2, З-3, З-5
Составить описание класса для представления комплексных чисел с возможностью задания вещественной и мнимой частей как числами типов double, так и целыми числами. Обеспечить выполнение операций сложения, вычитания и умножения комплексных чисел. У-1, З-1, З-2, З-3, З-5
Составить описание класса для объектов-векторов, задаваемых координатами концов в трехмерном пространстве. Обеспечить операции сложения и вычитания векторов с получением нового вектора (суммы или разности), вычисления скалярного произведения двух векторов, длины вектора, косинуса угла между векторами. У-1, З-1, З-2, З-3, З-5
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
Количество вариантов (билетов) задания для дифференцированного зачета – 30 по 2 вопроса (теоретическое и практическое задание)
Время выполнения задания (защиты)– 90 мин.
Оборудование: компьютер с установленным программным обеспечением (пакет MS Office)
Для теоретических заданий:
«5» - ответ полный, правильный, понимание материала глубокое,
«4» - материал усвоен хорошо, но изложение недостаточно систематизировано, отдельные умения недостаточно устойчивы, в терминологии, выводах и обобщениях имеются отдельные неточности,
«3» - ответ обнаруживает понимание основных положений темы, однако, наблюдается неполнота знаний; умения сформированы недостаточно, выводы и обобщения слабо аргументированы, в них допущены ошибки,
«2» - не освещен ни один из вопросов, наблюдается незнание материала
Для практических заданий:
«5» - 90-100% правильно выполненного задания,
«4» -80-89% правильно выполненного задания,
«3»-выполнение практически всей работы (не менее 70%)
«2»- выполнение менее 70% всей работы.

Министерство образования И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский многопрофильный техникум»
КОМПЛЕКТ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ
для промежуточной аттестации по дисциплине
ОП.06. ОСНОВЫ алгоритмизации и ПРОГРАММИРОВАНИЯ
по специальности СПО
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
г. Ульяновск
2016
Типовые задания для проведения дифференцированного зачета по дисциплине: ОП.06 Основы алгоритмизации и программирования
Вопрос (теоретический)
Понятие алгоритма. Основные свойства алгоритма.
Задание
Заполнить одномерный массив размерностью > 30 элементов случайными целыми числами из диапазона от 10 до 20. Посчитать какое количество элементов встречается в массиве больше 2 раз. Вывести массив и результат на экран.