Рабочая программа по ОП.09 Основы алгоритмизации и программирования


Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОП.09 основы АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННЫХ ЯЗЫКАХ


для специальности:
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

базовой подготовки
2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Минобрнауки РФ от 28 июля 2014г. №849), по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника
Организация разработчик: ОБПОУ «КЭМТ»
Разработчик: _________________ Л.А. Севрюкова, преподаватель, высшая
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК преподавателей профессионального цикла по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета
Протокол №____ от _____________2015г.

СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины4
2.Структура и содержание учебной дисциплины6
3.Условия реализации учебной дисциплины13
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины15

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 «Основы алгоритмизации и программирования
на современных языках»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» (базовый уровень), входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы алгоритмизации и программирования на современных языках» входит в профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины).
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Общие принципы построения и использования языков программирования, их классификацию;
Современные интегрированные среды разработки программ;
Процесс создания программ;
Стандарты языков программирования, общую характеристику языков ассемблера: назначение, принципы построения и использования.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Формализовать поставленную задачу;
Применять полученные знания к различным предметным областям;
Составлять и оформлять программы на языках программирования;
Тестировать и отлаживать программы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 2.1 Создавать программы на языке ассемблера для микропроцессорных систем
ПК 2.3 Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств
ПК 2.4 Выявлять причины неисправности периферийного оборудования
ПК 3.3 Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов; инсталляции, конфигурировании программного обеспечения
ПК 4.3 Проводить мероприятия по защите информации в компьютерных системах и комплексах
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 65 часов; самостоятельной работы обучающегося 31 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 65
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия 32
зачетные работы -
курсовая работа (проект) -
контрольная работа 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 31
Итоговая аттестация по предмету в форме дифференцированного зачета 1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 «Основы алгоритмизации и программирования на современных языках»
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Основные принципы алгоритмизации и программирования 18 Тема 1.1.
Основные принципы алгоритмизации Содержание учебного материала 6 Введение. Общие сведения о программировании 2 2
Основные понятия алгоритмизации 2 2
Базовые алгоритмические структуры 2 2
Практические занятия 8 Практическая работа № 1 «Запись математических выражений на алгоритмических языках» 2 3
Практическая работа № 2 «Графическое представление линейных алгоритмов» 2 3
Практическая работа № 3 «Графическое представление разветвляющихся алгоритмов» 2 3
Практическая работа № 4 «Графическое представление циклических алгоритмов» 2 3
Самостоятельная работа 4 3
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы. Тема 1.2.
Логические основы алгоритмизации Содержание учебного материала 2 Логические основы алгоритмизации 2 2
Практические занятия 2 Практическая работа № 4 «Построение таблиц истинности логических выражений» 2 3
Самостоятельная работа 4 3
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы. Раздел 2.
Основы программирования 28 Тема 2.1.
Среда Турбо Паскаль Содержание учебного материала 2 Основные приемы работы в среде Турбо Паскаль 2 2
Практические занятия 2 Практическая работа № 5 «Изучение структуры среды Турбо Паскаль» 2 3
Самостоятельная работа 2 3
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы. Тема 2.2.
Элементы языка. Операторы и операции. Управляющие структуры. Структуры данных Содержание учебного материала 4 Основные элементы языка. Переменные и константы. Типы данных 2 2
Структура программы. Операторы языка 2 2
Практические занятия 6 Практическая работа № 6 «Составление программ линейной структуры» 2 3
Практическая работа № 7 «Составление программ разветвляющейся структуры» 2 3
Практическая работа № 8 «Составление программ циклической структуры» 2 3
Самостоятельная работа 2 3
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы. Тема 2.3.
Структурированные типы данных. Массивы, строки, множества Содержание учебного материала 2 Структурированные типы данных. Массивы, строки, множества 2 2
Практические занятия 2 Практическая работа № 9 «Обработка одномерных и двумерных массивов» 2 3
Самостоятельная работа 3 3
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы. Тема 2.4. Подпрограммы. Процедуры и функции Содержание учебного материала 2 Подпрограммы. Процедуры и функции 2 2
Практические занятия 2 Практическая работа №10 «Организация и использование процедур и функций» 2 3
Самостоятельная работа 4 3
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы. Тема 2.5. Работа с файлами Содержание учебного материала 2 Общая схема работы с файлами. Текстовые файлы 2 2
Практические занятия 2 Практическая работа №11 «Работа с файлами последовательного и произвольного доступа» 2 3
Контрольная работа 2 Самостоятельная работа 2 3
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите, подготовка к контрольной работе.
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы. Раздел 3.
Программирование в объектно-ориентированной среде 19 Тема 3.1.
Основные принципы объектно-ориентированного программирования Содержание учебного материала 2 Основные принципы объектно-ориентированного программирования 2 2
Тема 3.2.
Интегрированная среда разработчика Delphi Содержание учебного материала 4 Интегрированная среда разработчика Delphi 2 2
Основные приемы работы в интегрированной среде Delphi 2 2
Практические занятия 2 Практическая работа №12 «Изучение интерфейса среды разработчика. Создание и выполнение проекта» 2 3
Самостоятельная работа 2 3
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы. Тема 3.3.
Разработка оконного приложения Содержание учебного материала 2 Функциональная схема работы приложения. Создание простейшего приложения. Средства управления параметрами проекта и среды разработки. 2 2
Практические занятия 4 Практическая работа №14 «Разработка проекта с одной формой в Delphi. Работа с компонентами окна среды Delphi» 2 3
Практическая работа №15 «Разработка оконного приложения» 2 3
Самостоятельная работа 4 3
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы. Тема 3.4.
Машинный язык и язык ассемблера Содержание учебного материала 2 Основные элементы языка. Разработка программ на ассемблере 2 2
Практические занятия 2 Практическая работа №16 «Создание программ на языке программирования ассемблер» 2 3
Самостоятельная работа 4 3
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы. Дифференцированный зачет 1 Всего 65 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя, презентации,
методические рекомендации по выполнению практических работ,
задания для контрольных работ,
материалы для дифференцированного зачета.
Технические средства обучения:
компьютеры по количеству обучающихся,
LCD TV Thomson,
программное обеспечение (Windows, Конструктор алгоритмов, офисный пакет MS Office, TurboPascal 7.0),
доступ к Интернету.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Академия, 2012.
Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Академия, 2013.
Дополнительные источники:
Немнюгин С.А. Turbo Pascal. – СПб.: Питер, 2010.
Страуструп Б. Язык программирования Turbo Pascal (третье издание). – Спб., М.: "Невский диалект. Издательство "Бином", 2010.
Эпштейн М.С. Практикум по программированию: учебное пособие для сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Лесневский А.С. Объектно-ориентированное программирование для начинающих. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Интернет-ресурсы:
Компьютерные видео уроки. Форма доступа: http://compteacher.ru/programming/delphi.
Книги по программированию. Форма доступа: http://delphi-z.ru/books.html
Программирование на Visual Basic. Форма доступа: http://vbnet.ru/articles/showarticle.aspx?id=99
Самоучитель Visual Basic 6.0. Форма доступа: http://vbzero.narod.ru/
Visual Basic .NET - Мультимедийный Обучающий Курс. Форма доступа: http://gratisfile.com/publ/140-1-0-13.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольной работы, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Должен знать:
-общие принципы построения и использования языков программирования, их классификацию; -современные интегрированные среды разработки программ;
-процесс создания программ;
-стандарты языков программирования Оценка выполненных самостоятельных работ.
Оценка результатов контрольных работ.
Оценка результатов устных и письменных опросов.
Проверка выполнения работ на персональном компьютере.
Должен уметь: -формализовать поставленную задачу;
-применять полученные знания к различным предметным областям;
-составлять и оформлять программы на языках программирования;
-тестировать и отлаживать программы. Оценка в ходе проведения и защиты практических работ.
Оценка результатов контрольных работ.
Оценка выполнения самостоятельных работ.
Оценка по результатам письменных и устных опросов.
Проверка выполнения работ на персональном компьютере.