Классный час Откуда хлеб на стол пришёл

ТЕМА: ОТКУДА ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ.
АКТУАЛЬНОСТЬ: ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБА В ЖИЗНИ.
ПРОБЛЕМА: ОТКУДА ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЁЛ?
ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как   к результату огромного труда людей многих профессий.
ЗАДАЧИ: 
- раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;
- узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
- познакомиться с тем, как выпекают хлеб;  
- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб;
- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений;    
-развивать способность чувствовать, сопереживать;  
- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.
ОФОРМЛЕНИЕ: у доски накрыт праздничный стол: каравай на рушнике, хлебобулочные изделия (пряники, сухари, связки баранок, макароны и т.д.), самовар, ваза с колосками.
ОБОРУДОВАНИЕ:  
- презентация, выполненная в программе Microsoft Office Power Point, демонстрационное оборудование (экран, проектор, звуковые колонки);
- игрушка «колобок», карточки со словами, рисунки каравая, хлеба и батона.
 








Ход классного часа:
                     I. Организационный момент.
  -  Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Именно так, ребята, здоровались ваши прадедушки и прабабушки.  Носили они вот такие сарафаны. А свои избы украшали самоткаными рушниками и красивыми платками. Именно из такой избы убежал мой дружок.
Формой он похож на мяч.
        Был когда-то он горяч.
        Спрыгнул со стола на пол
        И от бабушки ушёл.
        У него румяный бок,
        Кто же это?     (Колобок)                              
                     II. Объявление темы классного часа.
- Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.
- Отгадайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе:
                                        Вырос в поле колоском, СЛАЙД 2
                                        На столе лежит куском.      (Хлеб)                 
- Так о чем мы с вами будем говорить сегодня?
- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.
        III. Постановка цели и задач классного часа.

- Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе, а что мы нового можем о нем узнать?
- Мы поговорим о том, как и откуда он пришёл к нам на стол,  и задумаемся о бережном отношении к нему. СЛАЙД 3
- А как вы думаете, почему я пригласила именно Колобка? (Колобок – это хлеб)
                     IIV. Работа по теме классного часа.
1. Из истории хлеба. СЛАЙД 4
- Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.
Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой.       
В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен.
Сначала человек ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку.  
А когда добавил воды – получилось первое тесто. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать тесто.
Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлебоносах». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб».
СТИХОТВОРЕНИЕ О ХЛЕБЕН НАМ РАССКАЖЕТ Цыплакова Анна.
         СЛАЙД 5
          Вот он, хлебушко душистый,                                                  
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
        
2. Физкультминутка.
                       «Зёрнышко» (Слова сопровождаются движениями)
- Представьте, что вы зёрнышки
Посадили мы зерно.
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает.
Подрастает зернышко –
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.

        3. «От зерна до каравая»
- С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились.
Есть пословица в народе:
«Хлеб на стол, и стол расцвел»

Как вы понимаете эту пословицу?
Ну, а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?

4. Инсценировка «Как Дима узнал о хлебе».
Квартира. Стол, накрытый к чаю. Рома сидит перед телевизором. Стук в дверь. Бабушка открыла дверь. Это пришел сосед Иван Филиппович. В руках у него кулек. Он подошел к столу, выложил из кулька на стол несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба.
Иван Филиппович. Это из вашего окна выбросили?
Бабушка. Набедокурил не прячься! Выйди и извинись перед Иваном Филипповичем.
Иван Филиппович. Извиняться передо мной не надо. Ваш мальчик не меня обидел, а многих людей.
Дима. Как это?
Иван Филиппович. А вот так. Садись да послушай. Чтобы этот хлеб тебе на стол положить, сначала надо было...
Дима. Купить его в булочной!
Бабушка. Э, нет! До булочной еще очень далеко. Вот послушай...
За лесами, за лугами СЛАЙД 6
Раздается в поле гром,
     Это тракторы плугами
     Пашут легкий чернозем.

На широкие долины СЛАЙД 7
     Вышли новые машины:
     Глянь в открытое окно –
     Сеют сеялки зерно.        
     
    Сколько в это зернышко СЛАЙД 8
                                Вложено труда,
                                Знают только солнышко,
                                Ветер, да вода.

Посеяли хлеб хлеборобы весною, СЛАЙД 9
                                         Созрел он и встал
Золотистой стеною
                                         И слышит страна –
                                         За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны!

Хлеб созрел, СЛАЙД 10
                                               Но к нам на стол
                                               Прямо с поля не пошёл.
                                               Он уселся на машину
                                                И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас,
                                Хлеб хранится про запас.
                                Здесь ему тепло, удобно.
                                Сможет он, как будто дома,
                                Сколько нужно, отдохнуть
                                И опять собраться в путь.

Едет хлеб на мельницу,
                                         Мельницу – чудесницу.
                                         Здесь пышней, чем облака,
Получается мука.

       Поздно ночью спят ребята, СЛАЙД 11
                                               А завод готовит хлеб.
                                               Этот сказочный завод
                                               Всё, что хочешь, испечёт.
                                               Целый город угостит,
                                               Был бы только аппетит!

Вот теперь- то хлеб готов! СЛАЙД 12
                                 Его грузят по машинам
                                И развозят в магазины.

 Иван Филиппович.  Ведь не сразу стали зерна
                                    Хлебом тем, что на столе.
                                    Люди долго и упорно
                                    Потрудились на земле!

4. Игра «Откуда пришёл хлеб?»
   - А теперь Колобок предлагает вам помочь хлебу появиться на прилавке магазина, для этого нужно расположить слова в правильном порядке.
   - Прочтите слова.                                                                 
   - Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем?
- Какое слово будет первым? вторым? и т.д                       
 (Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин) 
- Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.
5. Физкультминутка.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей,
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны-
Раз, два, три, четыре, пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать-
Раз, два, три, четыре, пять!
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе,
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем,
А теперь пора учиться,
Да прилежно, не лениться!


6. Беседа о профессиях.                        СЛАЙД 13            
- Хлеб, ребята, сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей.
- Люди каких профессий помогают хлебу прийти к нам на стол, мы узнаем, выполнив следующее задание. 
- Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена?     

- А знаете ли вы, кто самый главный специалист по выращиванию хлеба – это агроном. Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.

- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?                               

- Что дальше будет с зерном? (Зерно везут на элеваторы или на мельницу)
- Кто его везёт?                                                                                

- Куда отправляют зерно?  Кто работает на мельнице?             
- Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы? (В пекарни и в магазины). Кто работает на пекарне?     

- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?
                                                                                                         
- Но кроме этих профессий ещё многие другие специалисты участвуют в рождении хлеба.                                                                                    

- Поэтому мы должны уважать их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу?  (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т.д.)

7. Работа по формированию бережного отношения к хлебу.
- Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему.
        - Посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете, что он делает?
         - Давайте послушаем стихотворение, которое подготовила ваша одноклассница и узнаем, чем является хлеб для нас и для всех, а мы об этом даже не задумываемся.
                Чтение стихотворения «Хлеб» учащимися:
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
                                         Хлеб – это жизнь,
А не просто еда.
Хлебом клялись,
                                         За хлеб воевали.                                               
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
                                         В слове народная мудрость таится.                 
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»

- Чем же является хлеб для нас?  (Хлеб – это жизнь, а не просто еда)    
        - Почему такое происходит? (Не задумываемся, что хлеб – богатство)
- Как мы должны относиться к хлебу?  (Ответы детей)
- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом:
                                (Дети читают правила)
            Правила обращения с хлебом.                     
     ц Бери хлеба столько, сколько съешь.
     ц Не играй с хлебом.
Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
     ц Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.
     ц Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
                                                                              (данные статистики)    
ц Если каждый  ученик  в нашей школе не будет доедать 50 г хлеба, то в день мы выбросим 20 кг.
 ц Этим хлебом можно было бы накормить
                         40 человек в день,
                         1 200 человек в месяц,
                         14 400 – за год.
- Хлеб - бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
Ученица:            Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите
                              Берегите хлеб родной
 
8. Беседа о военном хлебе. СЛАЙД 14
-А теперь Колобок хочет, чтобы я поведала вам о военном времени, о военном хлебе.
                        Звучит запись Бетховена «Лунная соната»
(Учитель рассказывает на фоне музыки)
1941 год                                                                                  
В нашей стране, объятой войной, идет полуголодная жизнь, но у людей одно стремление, одна цель – выстоять против врага и победить. Эвакуированные в Сибирь из далеких областей, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перекопанных полях - ищут мерзлую картошку. Дети с сумкой через плечо ходят по мокрым полям собирают колоски.                                                                                                                            
 Они молчаливо бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими, худыми ручонками мокрые, полурассыпавшиеся колоски. Поздним вечером, вернувшиеся с работы домой матери толкут зерно в ступах, замешивают с мерзлой картошкой, пекут лепешки и утешают себя и детей: «Ничего, ничего, в Ленинграде тяжелее нас люди живут и еще воюют!»
          В дыму Ленинградское небо
                   Но горше смертельных ран
                   Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
                  Сто двадцать пять грамм.
- В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города.  Хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день по 125 граммов на человека. (Показать детям кусочек хлеба в 125 г.).
- А вы смогли бы наесться этим кусочком? (Ответы детей)
- Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало, что хлеба всем не хватало
- Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба.  
- Может быть, эти страшные времена вам сейчас кажутся далёкой историей, но они не должны повториться.
- Ребята, Колобок просит вас ещё раз повторить и запомнить основные правила обращения с хлебом.

        

        9. Конкурс «Испеки хлеб» / Загадки.
- Издавна на Руси женщины пекли хлеб. А ваши мамы пекут вам? Вы им помогали когда-нибудь? А кто из вас мог бы испечь сейчас хлебобулочное изделие?                              (Две девочки выходят к доске)
- Девицы-мастерицы, подумайте, какие нужны компоненты, чтобы испечь вкусный пышный хлеб? Из предложенных ингредиентов вам необходимо выбрать те, которые понадобятся для приготовления теста:
мука, морковь, соль, арбуз, дрожжи, макароны, сахар, капуста, масло, помидоры, вода, молоко. 
- А мы пока отгадаем загадки.   
1.Одно бросил –
  Целую горсть взял.  (Зерно)
                                  2. Он на солнышке стоит
  И усами шевелит.
  Разомнёшь его в ладони –
  Золотым зерном набит. (Колос)
                                                                                 3. Зимой бело,
   Весной черно,
   Летом зелено,
   Осенью стрижено.  (Поле)
      4. Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит. (Трактор)
                                   5. Корабль-великан
Не по морю плывёт.
Корабль –великан
По земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт. (Комбайн)
                                                                           6. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.  (Хлеб)
- Девочки, из чего получился хлеб?  (Ответы детей)
                            Хорошо вы потрудились.
Вот награда – каравай!
Хлебом-солью угощай!

10.  «Что лишнее?»
        
- Посмотрите, сколько разных изделий пекут из теста. Здесь булочки, ватрушки, печенье, кексы, пироги и пирожки и даже макароны. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.                   
- На доске висят карточки со словами. Если изделие из муки, то вы карточку с его названием переворачиваем и крепим на доску, если нет, то оставляйте на месте.
Блины, консервы, пирожки, изюм, кексы, пряники, колбаса, баранки, макароны.
- Что у нас получилось?     (Каравай)

        11. Угощение гостей хлебом-солью. СЛАЙД 15
Если мы хотим кого-то                                                        
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
С круглым белым караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
(Девочка подносит гостям каравай на блюде с рушником)              
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
                  IV. Подведение итогов.
- Вот и подошло к концу наше путешествие с Колобком. Он вами очень доволен.                                                      
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чем вам запомнился наш классный час?
- Как приходит хлеб к нам?
- Как нужно к нему относиться?
- Сегодня вы узнали, откуда пришел хлеб и цену хлеба, не ту которую мы платим в магазине, а цену неизмеримо большую, ценнейшую. Берегите хлеб! А я вас всех приглашаю на чай.
        
Резерв

ЧАСТУШКИ
Любим мы блины с вареньем,
С яблоками пирожки,
Вкусный торт на день рожденья
Из рассыпчатой муки.   
 
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
  
Дождик, дождик поливай-
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
 
И течёт, течёт пшеница
Золотистою рекой
И машины вереницей 
Хлеб везут для нас с тобой.


Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он - смех детей,
Он - радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта.
Он - пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни за него отдал.                                                                                                         
                                                                               .
Ученик читает стихотворение С. Михалкова «Плохая привычка».
           
Крошил я горбушку,
И мама, вздыхая, сказала,
Что это привычка плохая.
Тогда из фанеры
Я сделал кормушку,
В нее докрошил я
Ржаную горбушку.
И стала хорошей
Плохая привычка.
Приятного вам аппетита,
Синички!
Учитель. А вы, ребята, как относитесь к хлебу?
Как понимаете слова:
Хлеб драгоценность!
Им не сори!
Хлеба к обеду в меру бери!
- Вот и Рома сказал: «Больше никогда ни крошки не выброшу!»
 



15