Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Домашние животные


Конспект логопедического занятия «Домашние животные»
Тема: Домашние животные
Цель: Создание условий для пополнения словарного запаса.
Задачи:
коррекционно-образовательные цели:
- формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни;
- уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, собака, кошка, коза, мяукать, лаять, мычать, ржать, копыта, грива, рога); - формирование обобщающего понятия домашние животные;
-совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят).
коррекционно-развивающие цели:
- развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
коррекционно-воспитательные цели:
- формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества;
- воспитание заботливого отношения к домашним животным.
Ход занятия
I. Организационный момент. [Уточнение произношения в звукоподражаниях.]
Логопед встречает детей в дверях кабинета, здоровается с ними и приглашает сесть каждый за свой стол.
Логопед. Посмотрите на фигурки животных, которые я вам покажу. Назовите животное и скажите, как оно подает голос.
1-йребенок. Кошка: мяу.
2-й ребенок. Собака: гав-гав.
3-й ребенок. Корова: му.
4-й ребенок. Лошадь: и-го-го.
Логопед. Верно. Молодцы! Садитесь.
II. Основная часть
Дидактическая игра «Кто как голос подает?»
- К нам в гости пришли домашние животные. Но эти животные живут не одни, а со своими детёнышами.
Как мама-корова позовет своего малыша? (Му-у-у)
Как будут звать детёныша её?(Теленок)
Как мама-свинья позовёт малыша?(Хрю-хрю)
Как будут звать детёныша её?(Поросенок)
Как мама-коза позовёт малыша? (Бе-е-е)
Как будут звать детёныша её?(Козленок)
Как мама-лошадь позовёт малыша? (И-го-го)
Как будут звать детёныша её? (Жеребенок)
Как мама-овца позовёт малыша? (Ме-е-е)
Как будут звать детёныша её? (Ягненок)
Как мама-собака позовёт малыша? (Гав-гав)
Как будут звать детёныша её? (Щенок)
Как мама-кошка позовёт малыша? (Мяу-мяу)
Как будут звать детёныша её? (Котенок)
Логопед поочередно выставляет фигурки домашних животных.
Беседа о домашних животных с использованием фигурок из игры «Стадо». [Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие диалогической речи. Подготовка к составлению описательных рассказов о животных.]Логопед сооружает на столе перед детьми «загон» и ставит в него фигурки домашних животных.
Логопед. Рассмотрите фигурки животных. Кого вы узнали? Называйте маму и ее детеныша.
Дети показывают фигурки животных и называют их.
1-йребенок. Коза и козленок.
2-й ребенок. Собака и щенок.
3-й ребенок. Лошадь и жеребенок.
4-й ребенок. Корова и теленок.
Логопед. Правильно. Давайте рассмотрим корову. Какая она?
Дети. Большая, черная. Логопед. Что у нее на голове?
Дети. Рога.
Логопед. Теперь расскажите о лошадке. Какая она? Что есть у нее на голове?
Дети. Она большая, коричневая. У нее есть грива.
Логопед. Хорошо. А кто расскажет о козе? Сравните ее по размеру с коровой. Какая она?
Дети. Коза небольшая, серая. У нее тоже есть рога.
Логопед. Верно. Теперь давайте расскажем о собаке. Какого она размера? Какой у нее хвостик?
Дети. Собака маленькая, коричневая. У нее хвост колечком.
Логопед. Вы очень хорошо рассказали о животных, которые стоят у нас в загоне. Эти животные называются домашними, потому что они живут у человека и приносят ему пользу, а человек заботится о них, ухаживает за ними, кормит их и поит, строит им жилище. А вы знаете, какую пользу приносят человеку эти животные? Например, корова?
Дети. Она дает молоко.
Логопед. А коза?
Дети. Она тоже дает молоко.
Логопед. А еще шерсть и пух, из которых вяжут теплые кофточки, шапочки и носочки. А что делает собака?
Дети. Она охраняет своего хозяина и дом.
Логопед достает и раскладывает на столе предметные картинки с изображением разных лошадей.
Логопед. Верно. А теперь посмотрите на картинки. Вы видите на них лошадей, которые перевозят грузы: сено, дрова, удобрения. В деревне лошадь — очень нужное животное. На ней пашут землю и перевозят урожай.
Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед раздает открытые на с. 30 тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.Логопед. Давайте раскрасим одно из домашних животных, собаку, и ее детеныша. Возьмите коричневый карандаш и раскрасьте собаку и щенка. Какие собака и щенок?
Дети. Собака и щенок коричневые.
Логопед. Правильно!
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! Закройте тетради.
Подвижная игра «Теленок». [Координация речи с движениями, развитие подвижности и творческого воображения. Закрепление умения выполнять прыжки на двух ногах.]Логопед приглашает детей на коврик и предлагает построиться в кружок.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.
Я рогатый. Показывают «рожки» из пальчиков.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.
Я хвостатый. Показывают «хвостик»: отводят руку за спину.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.
Я ушастый, Показывают «ушки» из ладошек.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.
Очень страшный. Показывают «рожки» из пальчиков.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.
Испугаю, Топают.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.
Забодаю. «Бодаются».
Дыхательная гимнастика. [Развитие речевого дыхания.]
Логопед предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе посчитать до пяти и обратно.
Упражнение проводится 2—3 раза.
Пазлы «Домашние животные». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение и расширение словаря по теме.]Логопед раздает детям разрезные картинки – пазлы.
Логопед. Соберите разрезные картинки, которые я приготовила. Кого вы видите на них?
Дети. Это домашние животные.
Упражнение «Повтори за мной». [Работа над слоговой структурой слова.]
Логопед. Эта игра уже знакома. Вы должны будете повторить за мной и прохлопать слова. Слушайте первое слово. Ко-за.
Дети прохлопывают и проговаривают по очереди слова: «ко-за», «се-но», «во-да».
III. Итог [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, а потом оценивает работу каждого ребенка.