Дидактические настольные игры по закреплению слов в соответствии с лексическим минимумом УМК


УЕНХАНӘ – ИГРОТЕКАДидактические настольные игры по закреплению слов в соответствии с лексическим минимумом УМК КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Одна из актуальных проблем в системе образования – это вопрос овладения вторым языком. Научиться говорить на татарском языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором. Язык является самым сильным инструментом сохранения и развития нашего наследия. Владение двумя государственными языками необходимо для успешной учебы, интеллектуального и личностного становления детей дошкольного возраста.Свои чувства и переживания наиболее полно дети выражают через игру. Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении детей татарской устной речи. Поэтому через игру дети легко и естественно усваивают язык. Использование игровых методик, наглядности помогают поддерживать интерес детей к обучению второму языку и закреплению слов в соответствии с лексическим минимумом УМК.. ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯИгра для детей 4-5 лет Задачи:1. Формировать умение детей отвечать на вопросы “Кто это? - Бу кем?”2. Развивать у детей диалогическую и монологическую речь. Обогащение и активизация словаря: Әти, әни, әби, бабай, апа, абый, кыз, малай3.Вызывать интерес к татарскому языку.Диалог между воспитателем и детьмиВоспитатель : - Бу кем?Ребенок : - Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай).   ПРИГЛАСИ В ДОМ Игра для детей 4-5 лет Задачи:1.Познакомить детей с новыми словами, активизировать их в речи. 2.Вводить в активную речь слова, обозначающие действия.3.Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. Ход игры: ребенок показывает карточку с изображением одного из членов семьи, и приглашает его в дом. Речевой образец: “Әни, кил монда”. “Әти, кил монда”. “Бабай, кил монда”. “Әби, кил монда”. “Кыз, кил монда”. “Малай, кил монда”. ПРИГЛАСИ В ДОМ1. Назови, кого ты видишь на рисунке (наведи курсор).2. Пригласи семью в дом по заданию(по щелчку):Речевой образец: «Бабай, кил монда». «Әби, кил монда».«Малай, кил монда». «Кыз, кил монда». «Әти, кил монда». «Әни, кил монда». МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА Игра для детей 4-5 лет Задачи: 1.Формировать умение детей отвечать на вопросы: “Кто это? - Бу кем?”, “Это что? - Бу нәрсә?” 2.Участие детей в диалогах. Обогащение и активизация словаря: Бу кем? Бу нәрсә? 3.Вызвать у детей интерес к татарскому языку. Диалог между воспитателем и детьми:Воспитатель : -Бу нәрсә? Ребенок: -Куян, аю , туп, курчак, машина, керпе. ПОДАРКИ КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ АЛСУ Игра для детей 4-5 лет.Вариант I Задачи: 1. Закрепить названия игрушек.2.Согласовать существительные с прилагательными“Бу нәрсә? - Это что?” “ Нинди? – Какой?” 3. Воспитывать выразительность речи. Диалог между воспитателем и детьми, между детьми. Саша: -Бу нәрсә? Даша: -Курчак. Саша: -Курчак нинди? Даша: -Матур, зур(кечкенә), чиста. Вариант II Предложить в подарок Медведю большие игрушки, а Маше –маленькие. Задачи: формировать умение детей сравнивать предметы по величине; активизация словаря: Зур-большой, кечкенә- маленький 1. Назови игрушки( по щелчку).2. Подари Алсу игрушку.Речевой образец: «Алсу, мә куян». «Алсу, мә туп». «Алсу, мә аю». «Алсу, мә маши-на». «Алсу, мә песи». «Алсу, мә эт». ЧТО ЕСТЬ В ШКАФУ?Игра для детей 4-5 лет Задачи: 1. Знакомить с названиями одежды. 2. Расширять запас слов, согласовать существительные с прилагательными “Бу нәрсә? – Это что?” “ Нинди? – Какой?”3. Вызвать желание детей говорить на татарском языке.Обогащение и активизация словаря: күлмәк,чалбар. Цвета: сары-желтый, кызыл-красный, яшел- зеленый, зәңгәр- синий.ОДЕНЬ МАШУ НА ПРОГУЛКУ Задачи:1. Закрепить названия одежды2. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. 3. Посредством создания игровых ситуаций вызвать желание детей говорить на татарском языке. Обогащение и активизация словаря: одежда - кием, одень – ки, сними-салХод игры: предложить ребенку одеть, а затем раздеть куклу.. Что есть в шкафу?Шкафта нәрсә бар? . ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Игра для детей 4-5 лет Задачи: 1.Закреплять названия домашних животных.2. Развивать речь детей; пополнять и активизировать словарь словами: песи, эт, ат, кәҗә, каз, тавык, куян. 3.Вызвать интерес к татарскому языку.Диалог между воспитателем и детьмиВоспитатель : -Бу кем?Ребенок : -Бу песи, зт, ат, кәҗә, каз, тавык, куян. КТО ЛИШНИЙ?Задачи: 1.Закреплять названия домашних и диких животных.2.Развивать речь детей, мышление. 3.Посредством создания игровых ситуаций, вызвать желание детей говорить на татарском языке. Обогащение и активизация словаря: аю, бүре, куян, керпеХод игры: дети называют лишнее животное в каждом ряду и объясняют свой выбор. ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ! Игра для детей 6 лет Задачи: 1.Расширять запас слов , согласовать существительные с действием. 2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. 3.Формировать умение детей составлять простые предложения. Обогащение и активизация словаря: “Нишли? –Что делает?” (Ашый, эчә, утыра, басып тора, сикерә, уйный, йөгерә, юа, йоклый, кия, сала, чана шуа, җырлый, бии, китап укый, рәсем ясый). Ход игры: при помощи пиктограммы ответить на вопрос:“Нишли? –Что делает?” животное изображенное на картинке Речевой образец: -Куян сикерә; -Аю йоклый; - Бүре утыра. . СОБИРАЕМ УРОЖАЙ Игра для детей 4-5 летВариант IЗадачи: 1.Закрепить названия овощей, фруктов; 2.Формировать умение детей отвечать на вопросы: “Это что? - Бу нәрсә?” 3. Развить у детей диалогическую , вызвать у детей интерес к татарскому языку. Обогащение и активизация словаря: Бу нәрсә? Алма, груша, әфлисун Диалог между воспитателем и детьми: Воспитатель : - Бу нәрсә? Ребенок: - Алма, груша, әфлисунВариант II Игра для детей 5-6 летЗадачи: 1.Расширять запас слов.2.Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Обогащение и активизация словаря: “Бу нәрсә? Нинди? Ничә? – Это что? Какой? Сколько?” 3. Воспитывать выразительность речи.Диалог между воспитателем и детьми, между детьми). Маша: -Бу нәрсә? Саша: -Бу кишер (суган, бәрәңге, кыяр, кәбестә,алма). Маша: -Нинди кишер? Саша: -Тәмле (баллы), зур (кечкенә), чиста (пычрак) кишер. Маша: -Ничә кишер? Саша: -Бер ( ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде,сигез, тугыз, ун) кишер.ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ Игра для детей 5-6 лет Задача: 1.Закреплять названия овощей, фруктов. 2. Развивать логическое мышление. 3.Посредством создания игровых ситуаций, вызвать желание детей говорить на татарском языке. Ход игры: дети рассматривают ряд картинок, называют лишний предмет и объясняют, почему он лишний. Собираем урожай Уңыш җыябыз . СКОЛЬКО ЯБЛОК?Игра для детей 5-6 летВариант IЗадачи : 1.Формировать умение детей определять количество предметов, сравнивать множества. Развивать логическое мышление, внимание, память.2. Обогащение и активизация словаря: “Бу нәрсә? Нинди? Ничә? – Это что? Какой? Сколько?”3. Воспитывать у детей любовь к родному языку. Ход игры: воспитатель предлогает ребенку: сосчитать красные большие яблоки, затем маленькие; зеленые большие, затем маленькие, а также желтые большие яблоки, затем маленькие. Вариант IIХод игры: предложите детям к карточке с цифрой подобрать карточку с нужным количеством яблок. Сколько яблок? Ничә алма? Дидактический материал 1122354678910 {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA} {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}