Конспект урока технологии в 5 классе Свойства тканей из натуральных растительных волокон


План-конспект урока по технологии.

Класс: 5-й.

Тема: «Свойства тканей из натуральных растительных волокон».

Цель: формирование знаний о текстильных волокнах и процессе изготовления ткани.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие о различных видах текстильных волокон, производстве тканей; научить определять нити основы и утка, их свойства, распознавать лицевую и изнаночную стороны ткани.
Развивающие: развитие мыслительных способностей, умения анализировать и сопоставлять, знакомство с основами современной текстильной промышленности, профессиями работников этой отрасли.
Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к людям труда, экономности и бережливости, эстетического вкуса, самостоятельности и активности.

Оборудование, инструменты: урок проводится в кабинете с интерактивной доской, заготовки разноцветных бумажных полосок для выполнения переплетений, толстые иглы.
Наглядность: коллекция тканей из натуральных растительных волокон, схемы ткацких переплетений (полотняное), образцы х/б и льняных тканей(раздаточный материал), формы отчёта.
Методы обучения: беседа, объяснение, наглядно-иллюстративные, практические, наблюдение.
Тип урока: комбинированный.




Ход урока:

1. Организационный момент.
2. Повторение.
Повторение пройденного материала в форме беседы по вопросам:
1.Назовите виды натуральных волокон, из чего их получают?
2.Назовите виды растительных волокон, из чего их получают?
3.Что называется прядением?
4.Что называется ткачеством?
5.Перечислите последовательность получения ткани из волокон на примере х/б тканей.
3. Объяснение.
Задачей сегодняшнего урока является знакомство с технологией изготовления ткани, нитями в ткани, их свойствами, признаками определения хлопчатобумажных и льняных тканей.
(Демонстрация слайда №1презентации на доске) Сколько на свете разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжелые, теплые и прохладные, плотные и редкиеНо раз они называются ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи?
Посмотрите на разные ткани через увеличительное стекло(демонстрация образцов тканей): всюду нити переплетены. А у некоторых тканей – у марли, например, или у мешковины – это и так видно, безо всякого увеличения. Теперь понятно, почему нити в тканях так крепко держатся. Кто же их переплёл? Ткацкий станок! Если проследить процесс производства тканей с древности до наших дней, то можно заключить, что за счет механизации и автоматизации производства увеличилась производительность труда. В древности ткацкие станки были очень большими и могли занимать целую комнату (демонстрация слайдов на доске - ткацкий станок в Древнем Риме, английский механический ткацкий станок современный ткацкий станок).
Рассмотрим процесс получения ткани (демонстрация слайдов)
Нити основы сильно крученые и натянуты вдоль ткани как струны, чтобы избежать разрыва. Они тонкие. Нити утка идут поперек, они менее скручены, толще нитей основы, не такие ровные, слабее натянуты (они должны хорошо заполнять пространство между нитями основы). Поэтому ткань по нити утка растягивается больше, чем нити основы, за счет сильной натянутости нитей звук при резком растяжении громче по нити основы (демонстрация). Уточная нить при повороте огибает крайнюю нить основы, а нити основы по краям расположены чаще, поэтому здесь получается более плотное переплетение. Это кромка. Она удерживает край ткани от осыпания и растяжения. После прокладывания уточной нити её уплотняют специальным приспособлением (бердо). А теперь посмотрим этот процесс на видеоролике.
(показ работы станка на интерактивной доске)
В настоящее время ткацкие станки используют прокладывание уточной нити струёй сжатого воздуха или воды, прокладчиком с пружинным зажимом и другими способами. После каждого продвижения прокладчика нить утка обрезается. Такие станки называют бесчелночными.
Далее идет изучение лицевой и изнаночной сторон тканей с печатным рисунком, гладкокрашеных, пестротканых (демонстрация образцов) с заполнением в таблице.
Определение лицевой и изнаночной сторон ткани
Вид ткани
Лицевая сторона
Изнаночная сторона

С печатным рисунком



С гладкой поверхностью



Гладкокрашеная, пёстротканая



Ворсовая




Умение определять направление нитей имеет очень важное значение при раскрое ткани и шитье. Поэтому мы должны познакомиться со способами определения направления нитей основы и утка в ткани.
4. Лабораторная работа: «Нити основы и утка в ткани»
Работа проводится по предложенным образцам тканей с заполнением таблицы. Учащиеся по очереди читают горизонтальные графы формы отчёта, определяют свойства и вносят в отчёт. После заполнения вместе проверяется правильность ответов.

5. Вводный инструктаж и лабораторно-практическая работа: «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей».
Учащимся выдаётся по 4 образца тканей, толстая игла, таблица с признаками тканей. Им необходимо заполнить отчёт (можно использовать таблицу).
Форма отчёта:

Признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей.





6.Практическое задание. Рассмотреть схему получения полотняного переплетения (слайд на доске).
Изготовление учащимися образца полотняного переплетения из бумажных заготовок (полоски бумаги выполнены дома заранее).


7. Закрепление пройденного материала (беседа по вопросам):
- Что нового узнали на занятии?
- Как определить лицевую и изнаночную стороны гладкокрашеной и пестротканой ткани?
- Почему уточная нить более мягкая и пушистая?
- Как определить направление нити основы в ткани по кромке?
- Как определить направление нити основы в ткани без кромки?
- Для чего надо знать направление нити основы в ткани?

Подведение итогов, сообщение оценок, уборка рабочих мест.
15