Урок химии в 8 классе на тему Горение и медленное окисление


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Голубоченская основная общеобразовательная школа муниципального образования Арсеньевский район»
План-конспект урока
Тема: «Горение и медленное окисление»
Класс: 8Составитель: учитель химии Вишневская Татьяна Валериевна
2014
Тип урока: формирование и закрепление новых знаний.
Вид урока: смешанный
Главная проблема урока: формирование системных знаний о горении и медленном окислении;
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Цели урока:
Познавательные: раскрыть значение знаний о сущности горения и медленного окисления для развития науки и техники, жизни людей; актуализировать опорные знания о процессе горения с учётом материала, усвоенного на уроках других учебных дисциплин; проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках;
Воспитательные: создать условия положительного отношения к знаниям, к процессу учения;воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания;воспитание желания активно, с интересом учиться; создать условия положительного отношения к знаниям, к процессу учения; содействовать формированию мировоззренческих понятий (причинно-следственная связь, познаваемость мира и природы);
Развивающие: способствовать формированию диалогического взаимодействия; развивать эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям; развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, анализировать условия его развития; развивать речь; развивать общеучебные компетенции: умение слушать, делать записи, применять полученные знания в практической деятельности; развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, анализировать условия его развития, используя знания из других учебных дисциплин (история, литература, география); - развивать общие и ключевые компетенции учащихся (работа в команде, анализ, сравнение, обобщение, прогнозирование, формулирование выводов);обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний (успех, опора на чувства, преодоление трудностей); способствовать формированию: умений выделять общие и существенные признаки и свойства; умений увидеть проблему и найти пути её решения; умений применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий;продолжить развитие самостоятельности, умения работать в парах и группах
Формируемые УУД:
Личностные:
внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация;
нравственно-этическое оценивание содержания
развитие этических чувств
самооценка на основе критерия успешности
адекватное оценивание других
Регулятивные:
контроль и оценка своей деятельности
самоорганизация учебного труда
познавательная инициатива
коррекция и волевая саморегуляцияэмпатияадекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Познавательные:
анализ
синтез
сравнение
построение логической цепочки рассуждений
обобщение
классификация
построение речевого высказывания в устной форме
выдвижение гипотез и их обоснование
моделирование и преобразование моделей разных типов
установление причинно-следственных связей,
выделение и формулировка проблемы
рефлексия способов и условий действий
Коммуникативные:
формулировка и аргументация своего мнения
планирование учебного сотрудничества
адекватное использование речевых средств
достижение договоренностей и согласование общего решения
учет разных мнений
Методы и методические приемы: беседа, объяснение, сравнение, постановка и решение учебных проблем, химический эксперимент, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
Используемые технологии:
1.Технология поэтапного формирования умственной деятельности.
2.ИКТ
3. технология деятельностного подхода
4. здоровьесбрегающие технологии
5. проблемный диалог
Оборудование и реактивы для учителя: фарфоровая чашка, спирт, спички, лист картона, вода, ткань; интерактивная доска (экран), проектор, компьютер, видеофрагменты.Оборудование и реактивы для учащихся: свеча, спички, большой и малый стаканы, древесные лучинки, дощечка.
Литература для учителя:
Рудзитис Г.Е. Химия. Неорганическая химия. 8 класс/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2009.
Городничева И. Рабочая тетрадь для 8 класса. Первоначальные химические понятия. Неорганические вещества. – М.: Издательство «Открытый мир», 1998.
Ахметов Н.С. Неорганическая химия. Учебное пособие для 8-9 кл. школ с углубленным изучением химии. – М.: Просвещение, 1990.
Книга для чтения по неорганической химии. / Сост. В.А.Крицман. – М.: Просвещение, 1993.
Интернет-ресурсы
Литература для учащихся:
Рудзитис Г.Е. Химия. Неорганическая химия. 8 класс/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2009.
Эпиграфы к уроку:
«Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее». (Леонардо да Винчи)
«Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия». (Я.Берцелиусц)
«Dum spiro, spero – пока дышу, надеюсь»! («Скорбные элегии», Овидий)
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный Подготовка учащихся к уроку.
- Приветствие.
- Отсутствующие.
2 Введение в тему урока Примерно века два назад открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад и он для нас не тайна.
Без газа этого на свете не жили б звери и народ.
Его узнать могли бы дети, ведь это - … (кислород).
Правильно - кислород! И мы продолжаем путешествие по теме «Кислород».
Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на поиск и творчество.
Обращает внимание на 1-ый и 2-ой эпиграфы урока, настраивает детей на активную работу.
Парижские ученые Гей-Люссак и Гумбольдт занимались исследованиями газов. Для опытов им были нужны тонкие пробирки, которые изготовлялись только в Германии. Но посылки облагались высокими налогами. Это было не по карману ученым. Чтобы избежать этого, Гумбольдт предложил одно решение, после которого посылки стали проходить через границу бесплатно, посылки с пробирками снабжались этикеткой "Осторожно! Немецкий воздух". У служащих на почте не было расценок на провоз воздуха, и они решили, что воздух можно пересылать бесплатно. Ребята, а мы понимаем ценность воздуха, мы можем сказать, что воздух не имеет для нас никакого значения? Что же вы уже знаете о воздухе и о кислороде? Беседа о роли кислорода в жизни человечества
Проверка домашнего задания Предлагает выполнить задания (приложение 1)
Все работы необходимо оценить и прокомментировать
Выполняют задания. Проверку можно провести способом взаимопроверки по эталону, который проецируется на экране
Актуализация опорных знаний, подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности Демонстрирует с помощью мультимедийного проектора фотографии различных процессов окисления (взрыв, медленное окисление, горение, например, розовая окраска губ человека, горение костра, ржавление металла и т.д.) и тела, подвергшиеся окислению (например, загнившие фрукты, ржавый гвоздь, горящая свеча).Задача: разделите данные процессы на группы, поясните свое решение. Что общего в этих реакциях окисления и чем они отличаются? Классифицируют процессы (можно разделить учащихся на группы или пары).
В итоге должно получится 3 группы: процессы горения, медленного окисления, взрыв
Отличаются скоростью (быстрое, медленное и мгновенное) и признаками (тепло, свечение /пламя/, лучистая энергия /огонь/)
Формулировка темы и целей урока На основании полученных данных попробуйте сформулировать тему и цели сегодняшнего урока (обобщает ответы учащихся, озвучивает тему, цели, задачи) Выдвигают гипотезы
Усвоение новых знаний и способов деятельности
Валеологическая пауза Горение
На примере горения свечи объясните, что такое горение
Проблемный вопрос: все ли вещества горят?
Почему, например, горят дрова, а вода не горит?
(корректирует ответы)
Расширяет знания о горении и сообщает, что горение может быть полным и неполным.
Можно вести объяснение по готовой схеме на экране
Горение веществ в воздухе и кислороде
Одинаково ли горят вещества на воздухе и в чистом кислороде?
Предлагает просмотреть видеофрагменты горения угля, серы в кислороде и в воздухе.
http://www.youtube.com/watch?v=QKDS39c8UF4&feature=player_detailpagehttp://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=cxlygMVGrqYПроводит беседу по просмотренным фрагментам, руководит работой учащихся.
Проблемный вопрос: может ли сгореть стальная проволока?
Просмотр видеофрагмента и его объяснение
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=ePFd70GeqCkУсловия горения.
Демонстрационный опыт: Проведем следующий опыт: нальем в фарфоровую чашку немного спирта, подожжем его, а затем плотно прикроем чашку листом картона. Почему пламя гаснет, а бумага не загорается?
Что произошло?
Возникает проблема: почему?
Как вы думаете, что необходимо, чтобы вещество загорелось?
Обобщает ответы:
Источник воспламенения
Доступ воздуха (кислорода)

3)проблемный вопрос: почему бензин или полено на воздухе ведут себя спокойно и не загораются?
Нагревание до определенной температуры (температуры воспламенения)
ДО: «Несгораемый платок»(Почему спирт сгорел, а ткань нет?)
У разных веществ температура воспламенения разная
Просмотр видеофрагмента о температурах воспламенения разных веществ
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=02tRpSw8_-IКак вы считаете, что горит быстрее: деревянная дощечка или пучок древесных лучинок? Докажите свой ответ.
Следовательно, весьма существенным является степень измельчения горящего вещества, т.е. величина его поверхности. Измельчение какого-либо тела всегда сопровождается увеличением его поверхности. Тонкоизмельченные вещества смогут лучше взаимодействовать с кислородом, что может быть обнаружено по их интенсивному горению.
А как обстоит дело для кучи опилок? Несмотря на то, что мы имеем в этом случае мелко раздробленную древесину, все же такая куча не очень склонна загораться, и может только медленно тлеть.
Углубляет знания учащихся: самовоспламенении веществ (Самовоспламенение – горение, возникающее от внешнего нагревания вещества до определенной температуры без не посредственного соприкосновения горючего вещества с пламенем внешнего источника горения.)
Видеофрагмент: самовоспламенение парафина
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=6wBKFCFcjDsУчитель предлагает классу выполнить несколько упражнений для пальчиковой гимнастики (Приложение 4)
Условия прекращения горения. Предупреждение пожаров.
Задание: Внимательно прочитайте ключевые слова и подготовьте свои предложения о пользе и вреде горения для природы и человека.
Ключевые слова: варить, движение транспорта, сталь, пищу, друг, враг, Вечный огонь, отопление, пожар, взрыв, Прометей, Зевс, лес, поля, дома, люди, Олимпийские игры, загрязнение.Таким образом, горение может быть полезным и вредным.
Учитель читает стихотворение балкарского поэта Б. Гуртуева            Огонь и водаОгонь смеялся над котлом с водойГрозя воде неслыханной бедой"С тобой покончу я одним ударом,Вот захочу, и сразу станешь паром!"Вода вздохнула: "Уважаю власть:"Вскипела и на пламя пролилась,И в тот же миг, наказанный судьбою,Погас огонь, что был так горд собою.
И ставит перед учащимися вопрос: "Какой из персонажей стихотворения им больше понравился и почему? После краткого обсуждения переходят к изучению способов тушения пламени.
В романе Ж. Верна «Таинственный остров» Сайрес Смит, чтобы зажечь мох, воспользовался двумя выпуклыми стеклами от карманных часов. Налив в стекла воды, он сложил их, слепил края глиной – получил двояковыпуклое зажигательное стекло. Этим стеклом он направил солнечный луч на горстку сухого мха – мох воспламенился.
Свяжите описанные события с бутылкой, брошенной человеком в лесу?
Гораздо больше усилий надо приложить, чтобы погасить большое пламя. Знание условий горения веществ необходимо человеку при тушении пожаров, которые наносят народному хозяйству немалый урон. Возникновение пожаров часто связано с химической неграмотностью людей, недопустимой небрежностью в выполнении учебных, бытовых и производственных операций, с нарушением условий обращения с горючими веществами и источниками энергии.
Что такое пожар с позиции химии? Пожар – это неконтролируемый, быстропротекающий при высокой температуре химический процесс, сопровождающийся выделением большого количества теплоты, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни человека.
Источниками пожара могут быть печь или плита, оставленные без надзора, неотключенные электроприборы, брошенная горящая спичка, непотушенный окурок и др.
Но пожар может быть вызван и самовозгоранием некоторых материалов, которые медленно окисляются, выделяя при этом теплоту, и постепенно подогреваются до температуры самовоспламенения (например, сложенные в кучу промасленные тряпки или сложенный в кучу навоз – это потенциальные источники возникновения пожара).
Беседует о способах тушения пожаров, способах действий в разных ситуациях.
Примерные вопросы:
Каким образом мы можем прекратить горение?
Совершенно верно, прекратить горение можно, если удалять горючее вещество. Так, во время лесных пожаров прорывают защитные рвы вокруг объятого пожаром участка. Для чего это делают
Всегда приходится, если это возможно, удалять из зоны пожара еще не загоревшиеся предметы. Мы можем попытаться погасить пожар также и тем, что не будем допускать к очагу пожара приток кислорода, необходимого для горения. Что нужно сделать, если у человека одежда охвачена огнем?
Что происходит при беге человека, на котором горит одежда?
 Если снять воспламенившуюся одежду невозможно, необходимо плотно завернуть человека в накидку, одеяло, облить водой или воспользоваться огнетушителем. В последнем случае пострадавший должен закрыть глаза во избежание попадания в них пены. Таким образом можно погасить пламя и на других горящих предметах.
А какие вещества используют для тушения пожара, и на каком принципе основано их применение?
Чем нельзя тушить электропроводку под напряжением? Почему?
И т.д.
Учитель обращает внимание, что горение некоторых веществ нельзя прекратить с помощью воды и объясняет, почему.
Медленное окисление.
Итак, мы сказали, что процессы окисления отличаются друг от друга скоростью и некоторыми признаками. Предлагаю послушать сказку
Сказка о горящем и гниющем полене
Заспорили как-то два полена, горящее и гниющее:– Чем это ты, братец, тут занимаешься? Я вот окисляюсь…– Что-то ты больно быстро спешишь, дружок, это не по-моему. Окисляться надо медленно, с пониманием.– А чего тянуть? Раз – и готово! Да ты и не окисляешься, наверное, притворяешься только.– Я-то как раз окисляюсь, у меня в этом деле есть опыт, я уже третий год этим занимаюсь.Не верит молодое полено старому, хоть разваливайся от огорчения! Призвали они разрешить свой спор мудреца Аргона. Мудрецов, законченных мыслителей, было в воздухе немного. Но различались они по силе мнения разительно. Аргон – один из самых сильных мудрецов – внимательно выслушал вопрос, поразмыслил немного, но, когда обернулся к молодому полену, чтобы разъяснить его заблуждения, увидел лишь кучу золы. Окислялось-то оно быстро, вот и сгорело. А старое полено, может и до сих пор лежит себе спокойно и медленно гниет.Вот какие бывают окисления.
Чем же отличаются эти процессы?
Медленное окисление – реакция окисления, которая идёт медленно с постепенным выделением теплоты и не сопровождается выделением света.
Составим сравнительную таблицу горения и медленного окисления (Приложение 5)
Приводит примеры процессов медленного окисления и их значения в природе и жизни человека. Например:
Медленное окисление сопровождается небольшим количеством выделяющейся энергии. Часто мы не замечаем повышения температуры при медленном окислении веществ. Однако, если создать условия, при которых теплота уходить не будет, произойдет значительное повышение температуры, так что вещество может даже воспламениться. Так происходит самовозгорание.Например, промасленные тряпки могут загореться сами собой, если надолго оставить их сложенными в кучу. Кислород воздуха постепенно окисляет масло, а так как из кучи тряпок теплота уходит медленно, то в конце концов температура повысится так, что тряпки могут вспыхнуть и вызвать пожар. Именно такой же процесс мы используем, когда высаживаем рассаду на навозные грядки. Медленное окисление органических веществ называется гниением.
Из курса биологии вы знаете, какую роль играет процесс дыхания для живого на Земле. При дыхании кислород поглощается кровью и разносится по всему телу. В организме происходит окисление кислородом различных веществ, в результате чего образуется углекислый газ и другие сложные вещества. При медленном окислении выделяется теплота. Но выделение её происходит постепенно и непрерывно. Благодаря этому поддерживается постоянная температура нашего тела. В организме человека содержание кислорода составляет 61% от массы тела. Человек вдыхает в сутки 20-30 м3 воздуха. Потребность покоящегося человека в кислороде составляет 25 л/ч. Снижение содержания кислорода в воздухе до 16-18% не оказывает существенного влияния на организм; снижение до 14% сопровождается явлением кислородной недостаточности, а снижение до 9% опасно для жизни.
Обращает внимание на 3-й эпиграф.
VI.Взрывы.
Обращает внимание на 3-ю группу выделенных в начале урока процессов окисления, поясняет, что такое взрыв.
Взрыв – мгновенное сгорание или разложение вещества, сопровождающееся выделением огромного количества газов, которые мгновенно расширяются и вызывают резкое повышение давления в окружающей среде.
Беседа о пользе и вреде взрывов Имеют понятие о горении
Один из учеников демонстрирует и поясняет, что такое горение
Высказывают предположения .Ответ: вода не горит потому, что сама является продуктом горения – оксидом водорода.
Строят схему «Виду горения» под руководством учителя (Приложение 2)
Пишут уравнения процессов на доске и в тетрадях, составляют сводную таблицу «Горение веществ в воздухе и в кислороде»(Приложение 3)
Делают предположения.
Пламя гаснет, т.к. нет доступа воздуха, а бумага не загорается, т.к. не нагрелась.Один из учеников проводит ДО под руководством учителя: Влияние воздуха на горение свечи
Сначала накройте свечу маленьким по объёму стаканом, затем – большего объёма. В каком случае свеча горит дольше? Почему?
Ответ: Их необходимо нагреть
Должны применить знания из физики о теплоемкости
Пучок древесных лучинок горит быстрее, т.к. здесь больше доступа воздуха.(один ученик демонстрирует опыт)
После обсуждения ребята приходят к выводу, что древесные опилки представляют собой очень мелкие частицы древесины, однако они лежат в куче так близко друг от друга, что воздух не может проникнуть к ним беспрепятственно извне. Несмотря на сильное измельчение, фактическая поверхность кучи оказывается не такой уж значительной.
Учащиеся выполняют упражнения, предложенные учителем
Учащиеся работают в группах, затем выслушиваются ответы.
Учащиеся делают вывод: Чтобы прекратить горение, нужно избавиться хотя бы от одной из причин возникновения горения.
Причина пожаров
Ввиду того, что при горении необходимо соблюдение одновременно трех условий, то, вероятно, можно задержать или прервать горение путем исключения одного из условий.
Чтобы таким путем сделать невозможным переход огня на другие, еще не охваченные пожаром участки леса.
При воспламенении одежды нужно как можно быстрее снять ее, плотно свернуть, погасить пламя песком или водой. Необходимо помнить, что при загорании одежды нельзя бежать или совершать резкие движения.
При беге и резких движениях доступ воздуха увеличивается, а это приводит к усилению горения.
Для тушения пожара применяют воду, пену, углекислый газ, снег, землю, песок и другие негорючие материалы. При разбрызгивании пенообразных веществ горящие предметы окутываются густым и непроницаемым для воздуха слоем пены.
Нельзя тушить водой и пенными огнетушителями, так как вода является проводником электрического тока.
Горение и медленное окисление – реакции, идущие с выделением тепла, но одни протекают быстро, другие – медленно. Медленно окисляются органические вещества в живом организме, постепенно выделяя энергию
Составляют таблицу под руководством учителя
Учащиеся приводят свои примеры, осуществляется связь химии с другими науками.
Участвуют в беседе
Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Фронтальная беседа по вопросам.(примерный перечень вопросов в Приложении 6)
Учитель корректирует ответы. Отвечают на вопросы.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой или проверкой по эталону Предлагает выполнить задание «Лабиринт»(Приложение 7)
Делая общий вывод о значении процессов окисления в природе, народном хозяйстве, нужно подчеркнуть их двойственность: нельзя сказать, что они только полезны или только вредны. После выполнения проводится самопроверка: один ученик зачитывает правильные ответы
Домашнее задание П.22 п.2-3, вопр.5, 8, 10; выполнить творческое задание (на выбор) (Приложение 8) Учащиеся имеют возможность выбрать задание согласно своим интересам и знаниям (все задания обязательно оцениваются)
Рефлексия учебной деятельности Учитель совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания:
– Чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?– Освоены ли понятия: реакция окисления, реакция горения, реакция медленного окисления ?– Были ли моменты непонимания?– Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?– Назовите самые удачные ответы ваших товарищей.– Сформулируйте советы себе и другим, над чем нужно ещё поработать.– Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?– Что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому?
Оцените, насколько удалось нам достичь поставленной цели.
Что нового вы узнали?
Как вы считаете, где могут пригодиться вам новые знания?
Урок заканчивается словами великого английского ученого Майкла Фарадея, исследовавшего горение свечи: «Я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняя свой долг перед человечеством».
Приложение 1
Задания для проверки домашнего задания.
№1
Поставьте знак «+», если предложенное утверждение подходит кислороду, и знак «-», если не подходит.
1. В промышленности получают из воздуха;
2. Сложное вещество;
3. При обычных условиях бесцветный газ;
4. Собирают вытеснением воздуха;
5. В природе встречается только в составе сложных веществ;
6. Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд;
7. В лаборатории получают из «марганцовки»;
8. Газ, имеющий запах;
9. Поддерживает горение;
10. Тяжелее воздуха;
11. При температуре – 183 0С превращается в жидкость;
12. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды;
13. При обычных условиях – жидкость;
14. Входит в состав воздуха;
15. Образуется в природе в процессе фотосинтеза
№2
Вставьте пропущенные слова.
Кислород взаимодействует как с простыми веществами (с ___________________ и _________________________) , так и со сложными. Реакции взаимодействия веществ с кислородом называются реакциями _____________________. Для того, чтобы эти реакции начались во многих случаях необходимо____________________. Признаками большинства химических реакций с кислородом являются _________________________________. Такие реакции называются реакциями _____________________. В результате данных реакций образуются довольно прочные химические соединения, называемые______________________.
№3
Восстановите шпаргалку: запишите пропущенные формулы веществ, поставьте коэффициенты, укажите тип реакции для 1 и 4 уравнения.
? + S = SO2 ;PH3 + O2 = ? + P2O5 ; CH4 + ? = CO2 + H2O ; Al + ? = Al2O3
Приложение 2
Схема «Виды горения»

Приложение 3
Таблица «Сравнение горения веществ в воздухе и в кислороде»
Отличия Сходства
Горение в воздухе 1)протекает медленнее ,т.к. в воздухе лишь 1/5 часть кислорода и столкновение его молекул с поверхностью горящего вещества происходит реже
2)Достигается менее высокая температура , т.к. теплота реакции тратится на нагревание как кислорода воздуха, так и азота, т.е. расходуется бесполезно .
Оба процесса протекают с образованием оксидов (следствие), т.к. 1/5 часть воздуха составляет кислород – химически активное вещество (причина).
Горение в кислороде Приложение 4
Упражнения для валеологической паузы
Пальчиковая гимнастика
1. «Солнечные лучи». Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка.
2. «Ножницы». Разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.
Упражнения мозговой гимнастики на развитие познавательно-психических процессов.
1. «Качание головой». Улучшает мыслительную деятельность, используется для расслабления мышц шеи и плеч. Дышать глубоко, уронить голову вперёд, расправить плечи. Головой медленно качать из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди.
2. «Сова». Улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении. Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его, поверните влево так, чтобы смотреть назад, дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрев через другое плечо, уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться
Приложение 5.
Характеристика процессов горения и медленного окисления
Признаки реакции Процесс
Горение Медленное окисление
Образование новых веществ Да(оксиды) Да(оксиды)
Выделение теплоты Да Да
Скорость выделения теплоты Большая Небольшая(идет медленно)
Появление света Да Нет
Приложение 6.
Вопросы для фронтальной беседы на первичное закрепление новых знаний.
Что общего между горением, взрывом, дыханием и гниением?
Правильно ли свечение лампочки называть «горением»?
Установите соответствие: Реакция горения: _____; Медленное окисление: _____; а). сжигание дров в печи; б). гниющие остатки растений в компостной куче; в). сжигание серы в колбе с кислородом; г). влажное зерно пшеницы загруженное в корпус элеватора; д). воспламенение нефти. д). прогоркание сливочного масла; е). сжигание угля в печи; ж). влажная трава, убранная в стог; з). сжигание фосфора в колбе с кислородом; и). гниение навоза к). сжигание хвороста в костре; л). влажные семена подсолнечника загруженные в корпус элеватора; м). сжигание древесного угля в колбе с кислородом; н). гниение упавшего дерева; о). зажжение олимпийского огня
Почему перед уходом со стоянки туристы засыпают землей угли костра?
Сорные куры строят гнезда из мусора и гниющих остатков растений. В них на определенной глубине они откладывают яйца. Самец время от времени помещают клюв в кучку мусора и частично раскидывают ее сверху или, наоборот, делают выше. Для чего он это делает?
Что необходимо предпринять, если произошла утечка газа в квартире?
. Почему нельзя сжечь нефть, разлившуюся на поверхности воды, например, при аварии танкера?(Чтобы поджечь вещество, его необходимо нагреть выше так называемой температуры воспламенения. Тонкую пленку нефти невозможно нагреть на поверхности относительно холодной воды.)Приложение 7

Приложение 8
Составить презентации на темы(на выбор):
- «Живой» огонь
- Сказки и легенды об огне
- Огонь – созидатель и разрушитель
- Вечный огонь
- Огонь как химический процесс
- Холодное свечение
2. Проанализируйте сказки Леонардо да Винчи и подберите вопросы к ним
Пламя
Более месяца в стеклодувной мастерской кипела работа, а в огромной печи огонь не утихал ни днем, ни ночью. Немало прекрасных изделий создали искусные руки мастеров, которые своим дыханием придавали причудливую форму массе расплавленного стекла.
Однажды бушующий в печи огонь заметил оставленную кем-то из мастеров горящую свечу, вправленную в массивный бронзовый подсвечник. Им тотчас овладело неодолимое желание поглотить слабый огонек свечи.
И вот из-под головешки с шипеньем вырвалось синее пламя. Отпрянув в сторону от тяги в дымоходе и изловчившись, оно прорвалось сквозь узкую щель печного заслона, перекинулось на стоящую неподалеку свечу и принялось с жадностью ее пожирать.
Ненасытное пламя в один миг поглотило хрупкую свечу. Однако, не желая погибать вместе с ней, оно попыталось вернуться в родную стихию. Но сколько пламя ни взывало о помощи к своим собратьям в горящей печи, как ни взвивалось и ни корчилось в предсмертных муках, ему так и не удалось вырваться из цепких объятий растопленного воска.
Крича, плача и злобно шипя, пламя, в конце концов, захлебнулось, превратившись в едкий дым. А в печи еще долго весело потрескивали поленья, стреляя разноцветными искрами, и дружно плясали красные языки огня.
Огонь и котелок
В теплой золе еще тлел едва заметный уголек. С большой осторожностью и расчетливостью он расходовал последние силы, дабы вконец не угаснуть и не задохнуться в сизом пепле.
Настала пора ужина, и в остывающую печь подбросили охапку дров и сухого валежника. Чиркнула спичка, и ее малюсенькое пламя оживило уголек, который совсем было угас. Среди дров, поверх которых был подвешен чугунный котелок с варевом, поднялся язычок пламени.
Обрадовавшись сухим дровам, огонь начал постепенно разгораться, изгоняя из печи застойный воздух. Заигрывая с поленьями и шаловливо выскакивая то сверху, то снизу, огонь все пуще занимался.
Настойчиво прорываясь через поленья, языки пламени с треском выбрасывали целые пригоршни разноцветных искр. Темные тени, заполнившие кухню, весело заплясали и разбежались по углам, а огонь-проказник зафырчал озорно и радостно, норовя прорваться наружу сквозь печной заслон. Вскоре печь загудела и запела на все лады: то бойко посвистывая, то жалобно завывая. В кухне стало теплее и просторнее.
Видя, что дрова уже целиком в его власти, огонь вконец потерял голову и стал строптивым и дерзким. Его распирало зазнайство и спесь, и ему уже было тесно в печи.
Огонь принялся угрожающе шипеть, трещать и обстреливать всю топку искрами. Устремив кверху языки пламени, он вознамерился добраться до поднебесья, а угодил… в закопченное от сажи дно котелка.
Мотылек и пламя
Порхая в вечерних сумерках и наслаждаясь прохладой, нарядный мотылек вдруг приметил мерцающий вдали огонек. Он тотчас направился к освещенному месту, а когда оказался рядом, стал летать вокруг горящего на окне ночника, с удивлением разглядывая его. Как же красив этот незнакомец. Как же красив этот незнакомец!
Налюбовавшись вдоволь, мотылек решил познакомиться с ярким огоньком и поиграть с ним, как обычно забавлялся в саду с цветами, раскачиваясь на их венчиках, словно на качелях. Отлетев немного в сторону, он сделал крутой разворот и пролетел, почти касаясь желтого язычка пламени и как бы приглашая его к игре.
Но что-то больно кольнуло его и подбросило вверх. Присев на подоконник у ночника, мотылек в изумлении обнаружил, что потерял одну лапку и подпалил края крылышек.
– Как же могло такое стрястись – в недоумении спрашивал себя мотылек и не находил ответа. Он никак не мог допустить, что такой дивный безобидный огонек способен был причинить ему зло. Придя немного в себя от потрясения, мотылек вновь расправил крылышки и вспорхнул.
Сделав несколько кругов над горящим ночником, он спокойно полетел прямо на пламя, желая покачаться на нем, но тут же упал в масло, коим питался коварный огонек.