Презентация по химии на тему: Окислительно- восстановительные реакции. Метод электронного баланса(9 класс)


9 класс Бозаджи Н.М.учитель химии высшей категории Окислительно- восстановительные реакции. Метод электронного баланса. Жизнь – непрерывная цепьокислительно-восстановительныхпроцессов А.-П.Лавуазье Моделировать проставление о ОВР.Формулировать определение СО, окисление, восстановление.3.Применять полученные знания на практике.4.Моделировать понятие ОВР.5.Решать ОВР методом электронного баланса.6.Определять значимость ОВР в жизни.7.Осуществлять рефлексию своей деятельности. В результате изучения темы, вы будете способны: К2O, F2, NaBr, CO2, Ca, Fe2S3, BaCl2 HNO3. Задание №1. Определите степень окисления элементов в следующих соединениях: К2+O-2, F20, Na+Br-, C+4O2-2, Ca0, Fe2+3S3-2 , Ba+2Cl2- , H+N+5O3-2. Окислительно – восстановительные реакции - уже само название наводит тоску, что уж говорить про уравнения. А если отвлечься от уроков и посмотреть вокруг? Каждый день мы встречаемся с тысячами окислительно- восстановительных реакций и даже не задумываемся какую роль они играют в нашей жизни. Без этих реакций невозможно наше существование. Что нужно человеку для жизни? Воздух и еда. Мы поглощаем пищу и вдыхаем кислород и в нашем организме идут бесконечные процессы окисления, дающие нам энергию. Помните выражение: «Ты что, каши мало ел?» Как приятно летом прогуляться по лесу или парку. Вокруг так много зелени. Но откуда все это берется? Проведите опыт. Возьмите горшок с землей, взвесьте и посадите семечко. Через несколько лет оно превратится в большое растение. Взвесьте это растение и отдельно землю, в которой оно росло, и вы увидите, что масса земли не изменилась, в то время как масса растения увеличилась. Откуда она взялась? Не удивляйтесь. Это тоже благодаря окислительно – восстановительной реакции -фотосинтезу. В процессе фотосинтеза образуется так необходимый нам кислород и углеводы - строительный материал растений. Любите кефир, сметану, сыр , йогурт? Это тоже продукты окислительно – восстановительных реакций, протекающих в молоке. Молочно - кислое брожение. Если мы замерли, или хотим приготовить еду, то зажигаем огонь. Реакция горения это тоже окислительно – восстановительная реакция. Растениям очень необходим азот. Несмотря на то, что его в воздухе 78% по объёму , он практически недоступен. На помощь приходят опять же окислительно-восстановительные реакции, протекающие при помощи бактерий и некоторых клубеньковых растений. А это узнали? Гальванический элемент, или проще – батарейка. С помощью реакций можно получить не только тепловую энергию, но и электрическую. Окислительно – восстановительные реакции - это один из важнейших источников энергии. Окислительно-восстановительными реакциями(ОВР) называются реакции, в ходе которых хотя бы один элемент изменил свою степень окисления. 2H2 + O2 = 2H2O 0 0 +1 -2 Окислительно – восстановительные реакции (ОВР)- – это реакции, протекающие с изменением степени окисления элементов. Химические реакции по изменению степеней окисления химических элементов делят на две группы: Окислительно-восстановительные Не окислительно - восстановительные Сu О + 2 HCl → CuCl2 + H2O +2 -2 +1 -1 +2 -1 +1 -2 Химические реакции, протекающие без изменения СО химических элементов, относятся к не окислительно-восстановительным реакциям (р-ции обмена) В этой химической реакции СОхимических элементов в исходных веществах и в продуктах реакции не изменяются CuO + CO → Cu + CO2 +2 -2 +2 -2 0 +4 -2 Химические реакции, протекающие c изменением СО химических элементов, относятся к окислительно-восстановительным реакциям (р-ции соединения,разложения,замещения) . Ребята, берегите зрение! Ребята, берегите зрение! Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций методом электронного баланса Основные положения теории ОВР ПРОЦЕСС Отдачи атомом е- окисление ↑ СО ↓ Приема атомом восстановление атом отдающий е- окисляетсявосстановитель ↑ СО ↓ принимающий восстанавливаетсяокислитель окислениевосстановление единый процесс Определить СО элементов до и после реакции.Подчеркнуть элементы, степени окисления которых изменяются.Электронный баланс осуществляем в той части, где:Есть больше веществЕсли одинаково, то пишем переход в правой части уравнения Если до реакции есть окислители –O2 ; Cl2 ; Br2 ; F2 ; I2; или восстановитель H2,то переход пишем в левой части.5. С помощью стрелок показываем переход :Если CO элемента повышается ,то атом наоборот отдает электроныЕсли CO элемента понижается ,то атом наоборот принимает электроныНаходим НОК отданных и принятых электронов Чтобы расставить коэффициенты НОК делим на число отданных и принятых еРасставляем оставшиеся коэффициентыЗаписываем процессы Алгоритм составления ОВР Al + S → Al 2S3 0 0 +3 -2 6 2 3 Задание №2. Составить ОВР. Уравнять реакцию методом электронного баланса 3е 2е = вос-ся ок-львос-ния ок-ся Что делает атом?Чем является?Какой процесс? вос-ль ок-ния Восстановитель – атом элемента, который отдает электроны. NB! Окислитель – атом элемента, который принимает электроны. Процесс окисления – это процесс отдачи электронов. Процесс восстановления – это процесс принятия электронов. …Окислитель как отъявленный злодейКак пират, бандит, агрессор, БармалейОтнимает электроны - и ОК!Потерпев урон, восстановительВосклицает: «Вот я, помогите!Электроны мне мои верните!»Но никто не помогает И ущерб не возмещает… Молния N2 + O2 → NO Задание № 3. Составьте и уравняйте реакцию методом электронного баланса Взрывчатые вещества P + KClO3 → P2O5 + KCl Задание № 4. Составьте и уравняйте реакцию методом электронного баланса Аккумуляторы Zn +H2SO4 → ZnSO4 + H2↑ Задание № 5. Составьте и уравняйте реакцию методом электронного баланса Рефлексия 1.Какова цель нашего урока?2.Достигли ли мы цели?3.Что представляло наибольшую трудность?4. На уроке я работал…5.Своей работой на уроке я…6.Урок для меня показался…7. Материал урока мне был…8. Мое настроение… Разобрать конспект.Параграф: §1.4,Выполнить упр. кл. работыУпр.2,3б,г,д стр.21