Конспект урока по русскому языку на тему Наречия ( 4 класс)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Анчулская начальная общеобразовательная школа ».








Урок по теме:
Морфологический разбор наречий
4 класс
(по программе « Начальная школа ХХI века»)





Автор: Чульжанова Г.И.
учитель начальных классов
МБОУ «Анчулская НОШ»




Цели урока:
-способствовать ознакомлению с порядком проведения морфологического разбора наречий; содействовать развитию умения задавать вопросы к наречиям; подчеркивать наречия как члены предложения
- выявление особенностей в морфологическом разборе наречий;
-развитие абстрактного и логического мышления, навыков само и взаимоконтроля;
-воспитание чувства взаимопомощи, активности, умения высказывать и доказывать правильность своего мнения.

Задачи урока:
-повторение и закрепление знаний по теме «Наречие»;
-нахождение особенностей морфологического разбора наречий;
-овладение алгоритмом проведения морфологического разбора наречий.

Ход урока.

1.Орг. момент.
Ну-ка, все проверь, дружок
Ты готов начать урок?
Все на месте?
Все в порядке?
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять» слайд №1

2.Введение в тему урока. Тему урока вы скажите сами, если выполните задания игры.
Игра «4 лишний»
-Определите, о чем пойдет речь на уроке?
-найдите лишнюю букву в строчках, обоснуйте свой ответ.
з, п, н, р - н (все письменные, н - печатная) слайд 2
ю, ё, а, я - а (все гласные, обозначающие мягкость согласного звука, имеют 2 звука, когда стоят в определенном месте. А - гласная, обозначающая твердость согласного звука) слайд 3
к, с, р, ш- р ( все глухие согласные, р - звонкая) слайд 4
а, о, е, э - е (все гласные, обозначающие твердость согласного, е - обозначает мягкость согласного) слайд 5
о, ч, ю, у - ч (все гласные, ч- согласная) слайд 6
с, д, и, к - и (все согласные, и – гласная) слайд 7
у, Е, п, м- е (все маленькие, Е – заглавная) слайд 8
-Так какое слово у нас получилось? слайд 9
-Верно, мы продолжим разговор о наречии. И тема нашего урока «Морфологический разбор наречия». В процессе урока мы должны найти особенности выполнения морфологического разбора наречия.
.3,Чистописание
хи,ха,хо,хл
хорошо
4.Актуализация знаний.
-Но сначала, давайте вспомним всё, что знаем уже о наречии.
Тест (записать в тетрадь только ответы) слайд 10
1.Наречие- это часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда, как? почему? зачем? (Да).
2.Наречие в предложении чаще всего является сказуемым? (Нет)
3.В наречиях с приставками на-, за-, в - на конце пишется суффикс - о (Да).
4.В наречиях с приставками из-(ис-), до-, с- на конце пишется суффикс – а (Да)
5.Наречие – изменяемая часть речи. (Нет)
6.Наречие в предложении может являться определением. (Да).
7.Наречие чаще всего образуются от качественных прилагательных. (Да).
8.На конце всех наречий после шипящих пишется мягкий знак. (Нет. Слова исключения: уж, замуж, невтерпеж).
Самопроверка по образцу. слайд 11
Да, нет, да, нет, да, да, нет.
-Оцените свою работу по предложенным критериям.
0 ошибок- молодец слайд 12
1-2- могу лучше.
3 – 4- было трудно.
5. Усвоение новых знаний и способов действий
1) Наречие, как члены предложения (Русский язык. 4 класс Авторы С.И. Иванов, М.И. Ку
·знецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова).
Стр. 73 упр.2
-Прочитайте про себя. Что нужно сделать?
Писать будем по вариантам. Каждый вариант пишет под своей цифрой (6 вариантов)
Чай (какой?) вприкуску (определение).
Соединяется (как?) плотно (обстоятельство).
Коллективная проверка.
Читает один представитель варианта, а остальные подтверждают или опровергают утверждение. Доказать свой ответ.
-Каким членом предложения чаще всего бывает наречие?
- Назовите, от каких слов образованы наречия с суффиксом – о?
2) морфологический разбор наречия
Работа над рубрикой «Давай подумаем?»
-Вы уже знаете, что морфологический разбор слова, т. е, разбор слова как часть речи проводится по плану. (На доске алгоритм) слайд 13
- Как вы думаете, какие пункты этого разбора можно не выполнять при характеристике наречия как части речи? (убираю лишнее)
-Подтвердите свой ответ текстом правила из учебника на стр.73. слайд 14
-Сделаем морфологический разбор наречия из предложения.
Я тихо вышла из комнаты.
-Тихо (как?) - наречие.
-Вышла тихо - обстоятельство.
7.Физминутка. папка
8. Закрепление знаний и способов действий
1) Работа в парах по карточкам. (Приложение 1)
-Что будете делать?
9. Самостоятельная работа
-упр. 3 стр. 74.
-Сосчитайте сколько наречий в этом стихотворении? (7) (Далеко, вниз, через, назад, вверх, тяжело, тут)
-Выпишите их и сделайте морфологический разбор 3 наречий.
-Проверка.
10. Подведение итогов. Слайд 15
-Давайте вернемся к началу урока и, скажем, нашли ли мы в чем особенность морфологического разбора наречия. (Начальную форму можно не называть, так как наречие - неизменяемая часть речи. Постоянных и непостоянных признаков нет - наречие не изменяется)
Рефлексия. Слайд 16
- что нового узнали сегодня на уроке?
-что получалось хорошо?
-что вызвало затруднение?
- о чем хотели узнать подробнее?
-довольны вы своими результатами?

12. Домашнее задание. Стр.72 Упр. 1. Что будете делать в этом упражнении?, рабочая тетрадь слайд 18

Литература:
1.Сборник программ к комплекту «Начальная школа ХХI века», под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М. : Вентана – Граф, 2008.
2.Учебник «Русский язык» 4 класс, авторы: С.И. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова.





































Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт. Чистит лапки, воду пьёт.
Тихо, плавно снег летит Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лёд На дворе лопатой.
Серый день ползёт лениво. И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо.



Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт. Чистит лапки, воду пьёт.
Тихо, плавно снег летит Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лёд На дворе лопатой.
Серый день ползёт лениво. И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо.


Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт. Чистит лапки, воду пьёт.
Тихо, плавно снег летит Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лёд На дворе лопатой.
Серый день ползёт лениво. И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо.