Презентация на тему Младший школьный возраст


Специфика мышления в младшем школьном возрасте Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возраста очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан, как там дышат животные и т. д.В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Переход к новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Ребенок 6-7 лет не может мыслить логически: он способенсопоставлять отдельные факты, делать простейшие выводы и пр.Однако основной формой мышления детей этого возрастаявляется мышление, опирающееся на наглядность. Ж.Пиаже, изучавший стадии развития детского мышления,установил, что мышление ребенка 6-7 лет характеризуется двумяосновными особенностями: во-первых, несформированностью представлений о постоянствеосновных свойств вещей- непонимание принципа сохранения; во-вторых, неспособностью учесть сразу несколько признаковпредмета и сопоставить их изменения- центрация: дети склонныобращать внимание только на одну, наиболее очевидную для ниххарактеристику объекта, игнорируя остальные.Дооперационная стадия мышления- главная характеристика этойстадии- способность использовать логические правила и принципыприменительно к конкретному, наглядному материалу. Овладение основными мыслительными действиями Анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделение путем сравнения общего и частного, различие существенного и несущественного в предметах и явлениях. Овладение анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Для развития этого умения необходимо показать детям прием сравнения данного предмета с другими, обладающими иными свойствами. Параллельно с овладением приемам выделения свойств путем сравнения различных предметов (явлений) необходимо вводить понятия общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков. Развитие рефлексии Л.С.Выготский отмечал, что ребенок «еще недостаточно осознает собственные мыслительные операции и поэтому не может в полной мере овладеть ими. Он еще мало способен к внутреннему наблюдению, к интроспекции… Только под давлением спора и возражений ребенок начинает пытаться оправдывать свою мысль в глазах других и начинает наблюдать собственное мышление, т.е. искать и различать с помощью интроспекции мотивы, которые его ведут, и направление, которому он следует. Стараясь подтвердить свою мысль в глазах других, он начинает подтверждать ее и для самого себя». Таким образом, младший школьник только начинает овладевать рефлексией, т.е. способностью оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. Когда человек объясняет что-то другому, он сам начинает лучше понимать то, что объясняет. Поэтому на первых порах обучения любому действию необходимо требовать от ребенка не только самостоятельного и правильного выполнения этого действия, но и развернутого словесного разъяснения всех совершаемых операций. Для этого в процессе действий ребенку следует задавать вопросы о том, что он делает, почему делает именно так, а не иначе, почему его действия правильно, и т.д. Ребенка нужно просить сделать и рассказать так, чтобы «всем было понятно». Подобные вопросы рекомендуется задавать ребенку не только в тех случаях, когда он допустил ошибку, а постоянно, приучая его подробно разъяснять и обосновывать свои действия. Развитие восприятия Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Совершенствование детского восприятия происходит по пути развития перцептивной активности ребенка. Перцептивная активность предполагает целенаправленное, систематическое исследование воспринимаемого предмета с целью выделения и анализа наиболее существенных его признаков и построения на этой основе целостного образа. Проблема управления восприятием в младшем школьном возрасте непосредственно связано с вопросом о наглядности в обучении. Принцип наглядности является одним из основных в начальной школе. В целом он адекватен особенностям психического развития младших школьников, мышления которых, особенно на первых этапах обучения, имеет преимущественно наглядно-образный характер и опирается на восприятие конкретных признаков предметов. Развитие памяти В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала. В развитии произвольной памяти младших школьников необходимо выделить еще один аспект, связанный с овладением в этом возрасте знаковыми и символическими средствами запоминания, прежде всего письменной речью и рисунком. Формирование письменной речи идет эффективнее, если требуется непростое воспроизведение текста, а построение контекста. Поэтому для освоения письменной речи нужно не пересказывать тексты, а сочинять. Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условие является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка: ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т.п. Развитие внимания В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. В школе и дома постоянно раздаются жалобы на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» ребенка. Наиболее часто такую характеристику получают дети 6-7 лет. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика. В целом можно выделить две основные линии развития психических функций- интеллектуализацию и произвольность. Развитие моторики Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движения, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс.Причины недостаточного развития моторики: Ослабленное здоровье и сниженная показатели общего физического развития; Социальные факторы;Утрата культуры детских дворовых игр.Таким образом, развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку, развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития. Формирование произвольного поведения у младших школьников Переход от непосредственного к опосредствованному поведению, т.е. поведению осознанному и произвольному. Появление новых форм поведения самым непосредственным образом связано с учебной деятельностью. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Произвольное поведение подчиняется основному закону и формирования: новое поведение возникает сначала в современной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка (Л.С.Выготский). Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно со стороны взрослых. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т.д. Одна из типичных ситуаций такого рода- выполнение ребенком какого-либо поручения.Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать определенные правила. Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задания, сразу же повторяли его. Во-вторых, нужно предложить детям сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после получения приступить к его мысленному исполнению. В многочисленных исследованиях отечественных психологов были выделены наиболее существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим поведением: Наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения; Введение ограниченных целей;Расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия;Наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением. Мотивация и самооценка Мотивация. Мотивационная сфера- когда ребенок успешно учится его хвалит и учитель и родители, его ставят в пример другим детям. В классе, где мнение учителя- не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки обеспечивают особый статус в коллективе. К широким социальным мотивам учения помимо статуса хорошего школьника относится так же долг, ответственность, необходимость получить образование и т.п. Не менее яркие различия наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко. Обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, единицы. Мотивация достижения успеха- желание хорошо, правильно выполнять задания, получить нужный результат. Престижная мотивация, характерно для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемое ребенком, на ряду с завышенным уровнем притязаний приводит к аффективным реакциям в ситуация неуспеха. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать двойки и тех последствий, которые влечет за собой эта отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Компенсаторная мотивация. Это побочная по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области- в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Самооценка. Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей- центральное в младшем школьном возрасте. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности. Учебная деятельность- основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), не только обучить их единым принципам оценки, но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, доже низкой оценке. Ценности учения детей и их родителей полностью совпадают в 1-м классе и расходятся к 4-му классу. Уровень притязаний ребенка. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только не успех. У детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить уровень крайне сложно. Используемая литература:И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова- «Психология»И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий- «Возрастная психология»