Цикл конспектов образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с заповедниками Приморского края



ЗАПОВЕДНИКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОБЛЕМА: Исчезновение растений и животных Приморского края.
ЦЕЛЬ:
Знакомство с флорой и фауной Приморского края;
воспитание у детей чувства уважения к природе;
формирование бережного отношения к природе.
Срок реализации проекта: три месяца.
Примерное планирование
месяц тема цель
Сентябрь Экскурсия к морю Знакомство с животным и растительным миром морского побережья
Поход в лес Знакомство с растительным и животным миром
Чтение рассказов о растениях и животных Приморского края Расширение знаний о природе; воспитание бережного чувства к природе
Рисование Развитие художественного вкуса, закрепление знаний о природе родного края
Просмотр документального фильма Обсуждение проблемы охраны окружающей среды
Октябрь Аппликация Закрепление знаний о природе; умение аккуратно работать
Рисование Развитие художественных способностей воспитанников, закрепление знаний о природе
Заучивание стихов о природе Развитие памяти, воспитание бережного, милосердного чувства к природе
Ноябрь Просмотр документального фильма Обсуждение проблемы исчезновения некоторых видов растений и животных
Чтение рассказов о природе Воспитание бережного чувства к природе
Рисование Развитие художественных способностей воспитанников, закрепление знаний о природе
Изготовление макета Красной книги Развитие творческих способностей, воспитание чувства бережного отношения к природе

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАПОВЕДНИКАМИ (ФЛОРОЙ И ФАУНОЙ) ПРИМОРСКОГО КРАЯ, РАЗРАБОТАННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ МБДОУ
№ 35 «ЧЕБУРАШКА» КОРОТКОЙ Н.В.

Цель: познакомить детей с заповедниками Приморского края. Сформировать бережное отношение к родной природе, воспитать у детей чувство гордости за родной край.
Предварительная работа:
Целевые прогулки в лес.
Экскурсия к морю.
Рассматривание иллюстраций заповедников Приморского края.
Чтение рассказов о животных и растениях.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь кроме красоты она дает человеку то, без чего невозможно жить. А что именно, нам подскажут загадки.
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печет?
(Солнце)
Воспитатель: Дети, может ли человек прожить без солнца, без солнечного тепла?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Воспитатель: Дети, а без воздуха мы можем прожить?
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я, кто я такая?
(Вода)
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий
(Ягодка)
Стоял он на крепкой ножке,
А теперь в твоем лукошке
(Гриб)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыбка)
Воспитатель: Итак, ребята. Что нам помогает жить?
Ответы детей: Воздух, солнце. Вода и т.д.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, от человека зависит красоты природы? Более ста лет назад впервые был принят закон о создании заповедников.
Заповедник – это место, где природа живет по своим законам, где все охраняется: трава, цветы, птицы, грибы, рыбы – все это нельзя рвать, ловить птиц и животных. Давайте посмотрим небольшой документальный фильм о заповедниках Приморского края.
Беседа после просмотра док/фильма.
Воспитатель: Итак, ребят, назовите мне самые крупные заповедники Приморья.
Ответы детей: «Кедровая падь», «Уссурийский», «Сихотэ-Алиньский заповедник» и др.
Воспитатель: Какие животные обитают в этих заповедниках?
Ответы детей: соболь, тигр, медведь, черный аист и т.д.
Воспитатель: А какие растения произрастают в заповедниках?
Ответы детей: сосны, ландыши, орех, кедр, клен и т.д.
Воспитатель: Какова главная цель создания заповедников?
Ответы детей: сохранение и восстановление погибающих животных и растений.
Воспитатель: Охранять природу необходимо в любом месте. А чтобы ее сберечь, давайте вместе с вами придумаем правила.
Ходить по тропинкам.
Не ломать деревьев и кустарников.
Не топтать цветы и травы.
Не разорять птичьи гнезда.
Не рвать паутинки.
Не разжигать костры. А если разожгли – то обязательно перед уходом потушить.
Не оставлять после себя мусор.

Цель: продолжать формировать у ребят бережное отношение к природе, закрепить знания детей о животных, развитие художественного вкуса, умение аккуратно работать.
Предварительная работа.
Игра «Каким бывает тигр?»
Подготовка материалов для аппликации.
Мягкая игрушка тигренка.
Беседа «Из чего сделаны игрушки?»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о природе Приморского края. Давайте вспомним, что такое заповедник?
Ответы детей: Это место, где живут исчезающие растения и животные.
Воспитатель: Назовите заповедники, которые есть в Приморье.
Ответы детей: «Кедровая падь», Морской заповедник, Уссурийский и т.д.
Воспитатель: А какие животные проживают в заповедниках?
Ответы детей: Лисы, медведи, тигры, олени и тд.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Я огромен и усат,
Я роскошен, полосат,
Лишь чуть-чуть, совсем немножко,
Я похож с домашней кошкой.
Со мной на воле – не до игр!
Вы узнали, кто я?
(Тигр)
Воспитатель: Давайте сыграем с вами в игру. Я буду кидать каждому из вас мячик и задавать вопрос. А вы отвечайте на него и передавайте мяч обратно ко мне, чтобы я задала вопрос следующему.
- Что вы знаете о тиграх?
- Тигр – это дикое животное.
- На каких зверей похож тигр?
- Он похож на домашнюю кошку. На льва, а своими полосками его можно сравнить с зеброй.
- Где живут тигры?
- Они живут в тайге, в лесу.
- А где еще можно увидеть тигра?
- В цирке. В зоопарке.
А теперь давайте упростим нашу игру. Передавайте мяч друг другу. Отвечая на мой единственный вопрос: Каким бывает тигр?
- Полосатый, большой, усатый, красивый, когтистый и т.д.
Воспитатель: Посмотрите на нашего мягкого тигренка. Из какого материала сделан этот тигренок?
- Из ткани.
- Какого он цвета?
- Коричневый, черный, белый, оранжевый и т.п.
- Какой он на ощупь?
- Мягкий, нежный и т.д.
- А давайте с вами вместе попробуем сделать тигренка из бумаги, с помощью клея и ножниц.
Дети по образцу с помощью подсказок воспитателя выполняют аппликацию.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые у нас получились тигрята! Какие они все разные! А какой тигренок вам понравился больше всего? Почему?

Цель: познакомить детей с редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами животных, растений, которые занесены в Красную Книгу Приморья, воспитывать доброе, милосердное отношение к природе.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций растений и животных, морских обитателей, которые занесены в Красную книгу Приморья.
Чтение рассказов о животных.
Просмотр документальных фильмов о животных и растениях.
Рисование животных и растений.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, на Земле очень много различных животных и растений. Некоторые из них мы видим каждый день. Назовите их.
Ответы детей: Собаки, кошки, голуби, воробьи, одуванчики, дубы, березы и т.д.
Воспитатель: А есть такие, которых осталось очень мало. Их называют редкие растения и животные. А вы не догадываетесь, почему их так называют?
Ответы детей: Их мало, они почти уничтожены. Они живут и произрастают только в заповедниках и т.п.
Воспитатель: Редкие растения и животные охраняются государством, законом. Но есть такие люди, которые нарушают закон и уничтожают животных и растения в своих целях. Из шкур животных они шьют шубы, шапки, сумки. Моржей убивают на мясо, а из клыков делают статуэтки. Постепенно животных становиться все меньше и меньше.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Для того чтобы как-то сохранить исчезающие виды растений и животных, ученые создали Красную книгу? Как вы думаете, почему именно красную?
Ответы детей: красный цвет – это цвет опасности. Цвет внимания, он привлекает взгляд.
Воспитатель: Правильно, красный цвет – цвет надвигающейся опасности: остановись, человек!
Беседа по иллюстрациям:
Амурский тигр – живет в глухих местах, куда человеку добраться очень трудно. И тем не менее их осталось очень мало.

Дальневосточный леопард – очень похож на большую кошку. Это самое быстрое животное на земле. Он может обогнать скорый поезд.

Киты – это морские исполины.
Сивучи, моржи спокойно нежатся на пляжах, их охраняют и они это знают.

Воспитатель: Кто знает, как называются эти прекрасные, нежные цветы, они украшают озеро Ханка?

Ответы детей: Это лотосы.
Воспитатель: Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения.
Я должен над цветком склониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.
Давайте на ближайших занятиях попробуем сделать свою Красную книгу.