Родительский лекторий на тему «Шалость и хулиганство – есть ли различия?»

Родительский лекторий на тему
«Шалость и хулиганство – есть ли различия?»

Дата проведения: 25.02.2014г
Ответственные: педагог –психолог Курчевенко Т.Ю,
соц.педагог Сучелева О.М.

Цель:
-продолжить правовое просвещение родителей;
-формирование у родителей позитивной позиции при решении проблемных ситуаций;
-создание благоприятного психологического климата во взаимодействии родителей и детей.

Оборудование: мультимедийная установка, доска, раздаточный материал, буклеты.


План проведения

1.Объявление темы лектория.
2.Чем отличаются эти два понятия: шалость и хулиганство?
3.Причины отклоняющегося поведения детей.
4.Эмоциональные проблемы детей.
5.Психологическая игра дом «Семейные заповеди».
6. Вывод.
7. Рефлексия.

Ход лектория

Объявление темы лектория:

В последние годы внимание воспитателей (родителей, учителей, общественности) не только обращают на себя, но и настораживают особенности в поведении детей. Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, представляют собой угрозу субъекту поведения, окружающим его людям, обществу в целом.

Чаще всего всплеск правонарушений приходится на летний период, когда дети большую часть времени предоставлены сами себе, то есть безнадзорны, а в школе на начало учебного года. После каникул дети еще не переключились на деловой ритм жизни, им хочется пошалить, и порою, они не отдают себе отчет в том, что их шалость переходит в мелкое хулиганство.

Чем отличаются эти два понятия: шалость и хулиганство?
Слово «шалость» «Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И. поясняет так:
Шалость - веселая, забавная проделка.
Шалить - баловаться, резвиться, своевольничать.
А
слово хулиганство - поведение, обнаруживающее явное неуважение к обществу, достоинству человека, крайнее бесчинство.

Хулиганство - одно из наиболее распространенных преступлений. Его особая опасность состоит в том, что зачастую хулиганство приводит к совершению других, более тяжких преступлений.
К совершению тяжких преступлений человек приходит постепенно. Рассмотрим это на примерах из школьной жизни.
1) Пятиклассник Петя приезжает в школу, на уроки не ходит, а катается на велосипеде.
Это проступок, за него следует наказание – вызов родителей в школу, для выяснения причин,
варианты - нежелание учиться------ выговор, СП, административная комиссия и пр.
-пропустил и не может догнать ----- помощь.
Если ребёнок пропускает занятия по вине родителей (нет одежды и обуви, принадлежностей)– наказаны уже родители – КДН = КоАП РФ ст. 5.35 – неисполнение род. обязанностей по воспитанию и обучению н/л.
Слововесное порицание.
2). Пятиклассник Петя сбегает с уроков, вместе с 2 товарищами, встречают малышей, отбирают деньги. Если они сопротивляются, то избивают.
Уголовное наказание – преступление = вымогательство ст.163 УК,
+ ст. 105 = умышленное причинение вреда здоровью или
ст. 111 = причинение средней тяжести вреда здоровью;
ст. 112 УК = причинение тяжкого вреда здоровью ст. 116 - побои
Наказание – школа – учёт, полиция – учёт.
Для родителей – КДН – учёт или возмещение денег на лечение и др.
Стрелки
3). Пятиклассник Петя нецензурно выражается. Нарушил права других.
Правонарушение – КоАП ст. 20.1 = мелкое хулиганство.
Наказание – штраф от 500 руб = КДН.
Статья 213 УК РФ поясняет так слово хулиганство:

Хулиганство - грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а разно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Мелкое хулиганство - нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие

«Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И. поясняет слово хулиганство
- поведение, обнаруживающее явное неуважение к обществу, достоинству человека, крайнее бесчинство.
4). Пятиклассник Петя - КоАП ст. 20.21 – появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения/20.20 - распитие спиртных напитков.

Курение в неположенных местах = ФЗ - № 274

Особое внимание при разработке закона было уделено защите от влияния табачного дыма детей и подростков
1. За курение на детских площадках от 2000 до 3000 рублей.
2. За вовлечение в процесс потребления табака несовершеннолетнего от 1000 до 2000, а если вы являйтесь к тому же законным представителем ребенка, то штраф увеличивается в два раза.
3. За продажу табака лицам до 18 лет размер штрафа составит:
для физического лица от 3х до 5-ти тысяч рублей;
для должностного лица от 30-ти до 50-ти тысяч рублей;
для организации от 100 до 150-ти тысяч рублей.
Выводы = тяжесть преступления накапливается постепенно.
Причинами такого отклоняющегося поведения являются нарушения внутрисемейных отношений. Взрослые сурово наказывают детей, запрет на всё. Или наоборот, вседозволенность, самоустранение от воспитания, вседозволенность. Но самым наиболее значимой причиной – является жестокое отношение родителей к своим детям.

Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушает его развитие или лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, а также попытки удушения или утопления.
Различные виды физического наказания - от подзатыльников до шлепков и порки ремнем. Необходимо осознавать, что физическое наказание - это физическое нападение, оно всегда сопровождается словесным оскорблением и психической травмой. Что, несомненно, является прямым нарушением прав и свобод человека и личности ребенка.
Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения выгоды. К сексуальному развращению относится также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.
Психическое (эмоциональное) насилие - постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угрозы со стороны родителя, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослым), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставление их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям.
Отсутствие любви у женщины к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. нежелание беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желаемой беременности, они часто имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.
У нас в школе было проведено анкетирование уч-ся с целью выявления фактов жестокого отношения. Таких фактов не было выявлено, но есть ответы детей, в которых они говорят о том, что родители к ним не ласковы, обделяют их своим вниманием.
Мама со мной ласкова
Папа со мной ласков
Мама на меня кричит
Папа на меня кричит
Мама меня может ударить
Папа меня может ударить

Мама со мной ласкова
Папа со мной ласков
Мама на меня кричит
Папа на меня кричит
Мама меня может ударить
Папа меня может ударить

част
·о
часто
часто
никогда
иногда
редко

часто
иногда
редко
никогда
редко
часто



1. Приходилось ли тебе убегать из дома?
2.
К тебе применяли физическое наказание?
3.
Считаешь ли ты, физическое наказание жестоким обращением над личностью?
4.
За что тебя наказывают чаще всего?
5.
Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо?
6.
Если родители дома тебя наказывают, ругают?
7.
Какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают?
8.
Какого рода насилие испытывал по отношению к себе?


Комментирование ответов.

При этом родители не понимают, что физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим.
Некоторые родители не прибегают к телесным наказаниям, но унижают детей другими способами. Иногда приходится слышать, как мать или отец вместо оценки отдельного поступка ребенка отрицательно относятся к нему в целом. Некоторые родители допускают унижение ребенка грубым словом, наносят ему оскорбления.
В некоторых семьях детей наказывают трудом. В этой ситуации у ребенка появляется отвращение к труду и само наказание приводит его к вредной логике: если провинился – обязан трудиться, а если не провинился – трудиться не обязан. В отдельных семьях в качестве наказания детей лишают пищи.
    Любой вид жесткого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни. А также связано сего душевными переживаниями.

Об этом нам расскажет объективно психолог и соц. педагог Татьяна Юрьевна.

не выявлено, но имеется проблемы связанные с дефицитом внимания: родители мало уделяют внимание своим детям, недостаточно ласковы и заботливы.
Невнимание к внутреннему миру детей приводит к эмоциональным проблемам.



Причины отклоняющегося поведения детей связанно чрезмерной опекой родителей или наоборот отсутствия контроля со стороны родителей за детьми ( многие родители не знают где находятся их дети и чем занимаются, их круг общения).

Жестоким обращением – В нашем ОУ среди обучающихся была проведена анкета с целью выявлению фактов жестокого обращения с детьми со стороны взрослых .
Жестокое обращение бывает физическое и психологическое насилие над детьми.
Итоги анкетирования обучающегося : фактов жестокого обращение с детьми не выявлено, но имеется проблемы связанные с дефицитом внимания: родители мало уделяют внимание своим детям, недостаточно ласковы и заботливы.
Невнимание к внутреннему миру детей приводит к эмоциональным проблемам.
Эмоциональные проблемы детей (Тревожность, агрессивность, постоянные конфликты со сверстниками , необщительность, отсутствие друзей, жестокое обращение
Используемая методика: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Выявить детей с повышенной и высокой школьной тревожностью, включая восемь ситуационных факторов:
общая тревожность в школе; 2) переживание социального стресса; 3) фрустрация потребности в достижении успеха; 4) страх самовыражения; 5) страх ситуации проверки знаний; 6) страх несоответствовать ожиданиям окружающих; 7) низкая стрессоустойчивость; 8) проблемы и страхи в отношениях с учителями. 

Признаки тревожности
Любое задание вызывает беспокойство
Жалуется, что ему снятся страшные сны
Пуглив, многое вызывает у него страх
Обычно беспокоен, легко расстраивается
Часто не может сдержать слез
Не уверен в себе, своих силах
Боится сталкиваться с трудностями


Страха в подростковом возрасте зависят не только от типа переживаемого страха, но и от условий, необходимых для его преодоления. Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей, самокритичное признание своих недостатков и их преодоление, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.
Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач ребенка, сравнения детей друг с другом, т.к. это способствует возникновению страхов, повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между взрослым и ребенком. Для создания у детей ситуации успеха, лучше стараться показывать положительную динамику в результатах учебы, учите детей преодолевать трудности, извлекая уроки из неудач, чтобы избегать их в дальнейшем

По возможности чаще с детьми устраивать совместные праздники, спортивные игры, посещать бассейн,вместе с семьёй совершать просто прогулки на воздухе и т.п. Чаще разговаривать с ребенком, интересоваться его школьной жизнью, стимулировать ребенка к выражению своих переживаний. Всячески поддерживать ребенка, стараться избегать резких категоричных высказываний.


Психологическая игра дом «Семейные заповеди»

Упражнение «Семейные заповеди»
Мы предлагаем вам обсудить в группах и составить семейный кодекс, правила, основанные на тех семейных ценностях, которые для вас наиболее значимы.
Например: Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт, любовь и взаимопонимание – основа вашего счастья.
Какие заповеди оказались общими для каждой группы?
А вот какие семейные заповеди рекомендуют психологи:
Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе
Решай вместе с человеком, а не вместо человека
Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера
Будь другом друзей супруга
Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай
Спеши сделать доброе дело и не жди награды
Не верит тот, кто сам обманывает
Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене
Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга
Смейся вместе, а не над
Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах
Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе
Не давай советов, если тебя не просят
Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт
Любовь и взаимопонимание – основа вашего счастья
Мы видим, что для крепкой семьи необходимы поддержка, сопереживание, умение выслушать другого и многое другое. Сейчас мы предлагаем вам посмотреть небольшие вырезки из фильмов, иллюстрирующие те ценности, которые должны присутствовать во взаимоотношениях в семье.



Вывод: Считается, что одной из причин, почему у детей возникает желание что-то крушить и портить, искать понимания у таких же «детей улиц», является напряжённая обстановка в семье, когда ребёнок видит, что родителям безразлично, как, где и в какой компании он проводит свободное время, чем занимается.

Однако усиленные контроль и внимание – не панацея. Чрезмерная строгость, лишение права на самостоятельность, суровые наказания за незначительные или непреднамеренные провинности также способствуют срывам в поведении подростка.

Уважаемые взрослые, задумайтесь, не являются ли подобные акты вандализма своеобразным криком ребёнка о помощи? Что предпринять? Здесь следует действовать сообща семье и школе. Обсуждая проблемы дома за «круглым столом», вы поможете детям избежать многих неприятностей.

Ну, и, конечно же, прилагайте максимум усилий, чтобы воспитать в детях чувство ответственности за сказанное и сделанное. Это очень сложно, но необходимо.

Рефлексия.

« В каком направлении кто был воспитан, таким и станет пожалуй весь
его будущий путь»
Платон.










15